Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире часто снижение гибкости тела не вызывает у людей должного беспокойства, особенно если говорить о тех, кто не ориентирован на регулярные занятия спортивной деятельностью. Нынешний образ жизни человека предполагает ограниченную подвижность и отказ от физической активности почти нормой, и интенсивно создает комфортные условия для жизни человека, резко обращающегося к активности.
При этом снижение гибкости тела всегда сигнализирует нам о неблагополучии в функционировании организма. В особенно тяжелых случаях потеря гибкости тела может вести к заболеваниям суставов и опорно-двигательного аппарат, ослаблению мышц, со временем – создавать проблемы в повседневной жизни для человека или стоить ему множества серьезных заболеваний.
Для человека с отсутствием гибкости в теле постепенно становятся непосильной задачей стандартные физические нагрузки, он не может вести образ жизни обычного здорового человека. Недостаток гибкости сказывается на способности переносить общие физические нагрузке, на степени износа суставов, косвенно – на общем тонусе и состоянии нервной системы.
Таким образом, актуальность исследования заключается в широком распространении проблемы снижения гибкости и множественности причин его возникновения в современном мире.
Цель исследования – изучить походы к развитию гибкости тела человека и оценить степень их эффективности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методологическую литературу по теме исследования,
2. Выявить особенности развития гибкости в разные возрастные периоды,
3. Оценить эффективность разных подходов к использованию физических нагрузок в развитии гибкости.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников.
Методологической основой исследования стали работы Родионовой О. Н., Смирнова В. М., Ципина Л. Л. и других.
Исследование состоит из введения, одной главы, включающей три параграфа, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1.1. Понятие гибкости и ее обусловленность индивидуальными характеристиками организма
В теории и методике физического воспитания гибкость выступает одним из основных и критически важных показателей в оценке способности человека переносить физические нагрузки и его спортивной функциональности.
Базовой задачей физического воспитания является развитие тех физических качеств и телесного потенциала, который присутствует у человека от рождения. Для каждого человека эти характеристики индивидуальны и могут сильно разниться. Они определяются и генетической предрасположенностью, и образом жизни. Например, у представителей стран Востока, где используется совершенно иная манера сидеть, чем в Европе, значительно выше подвижность тазовых костей.
Физическое воспитание, таким образом, должно быть направлено на то, чтобы определить согласно имеющимся нормативам уровень развития у человека нужного качества, и затем, исходя из этих данных, производить с ним тренировочную развивающую работу, направленную на совершенствование качества.
Заключение
Гибкость является одним из естественных природных свойств человеческого тела, но современная жизнь такова, что человек с детства много времени проводит в статичном положении и при отсутствии должного количества активности изначальная гибкость и подвижность тела быстро теряется.
Эта проблема актуальна не только для спортсменов, к которым предъявляются особые требования в плане гибкости и подвижности суставов, но и для обычных людей, для которых потеря гибкости означает потерю пластики движения, множество неудобств в бытовой жизни, ухудшение общего тонуса организма.
Несмотря на то, что снижение гибкости начинается уже в детском возрасте, эта характеристика тела подвергается и восстановлению, в том числе во взрослом, зрелом возрасте.
В развитии гибкости ключевое значение имеет регулярность занятий, поскольку эффект упражнений достигается повторяемостью, а не пиковым усилием. Хороших результатов можно достичь, включая упражнения на растяжку в другие тренировочные комплексы, или выполняя их после утренней гимнастики, когда мышцы уже «разогреты» и готовы к расслаблению.
Во взрослении ребенка выделяют сензитивные периоды для развития гибкости в различных отделах организма, как правило, все они приходятся на детский и ранний подростковый возраст. Развитие гибкости по завершении подросткового возраста дает менее значимые результаты, че аналогичная работа с дошкольником, младшим школьником. Этот процесс является естественным и связан с окостенением хрящей в ходе формирования скелета тела.
При выполнении упражнений на растягивание и проработке подвижности суставов огромное значение имеет соблюдение техники безопасности, особенно при работе с отягощением. Недопустимо прибегать к упражнениям без разминки, не «разогрев» перед упражнениями работающие мышцы, поскольку это может быть чревато травмами мышц, а так же суставов, что в дальнейшем может не только нарушить тренировочный режим, но и в целом ограничить подвижность какой-то части тела, сустава.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алтер М. Наука о гибкости. Киев: Олимпийская литература, 2001. — 422 с.
2. Антонова С. Секреты гибкости: Полная амплитуда движений. М.: Терра, 1997. — 144 с.
3. Богданов В. М., Богданова Л. П. Гибкость и ее развитие. Методические указания. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2004. — 42 с.
4. Богданов В. М. Методические и практические основы физического воспитания студентов. Учебное пособие. — Самара: Самарский Государственный аэрокосмический университет, 1998. — 111 с.
5. Данилова И. В. Развитие гибкости на занятиях физической культуры у студентов. Ульяновск: УлГТУ, 2010. — 30 с.
6. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. — 192 с.
7. Заярная Н. И. Гибкость человека. Учебно-методическое пособие. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. — 104 с.
8. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994. — 368 с.
9. Коростелева Е. Н. Гибкость в комплексе ГТО и средства ее развития. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. — М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2017. — 26 с.
10. Коркин В. П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1993. - 127 с.
11. Круглик И. П., Круглик И. И., Аксенов В. Л. Гибкость и методика целенаправленного ее развития. Методические рекомендации. – Горки: БГСХА, 2015. – 38 с.
12. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.
13. Манько Л. Г. Развитие гибкости у гимнасток 10-12 лет на основе сопряженной физико-технической подготовки. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. СПб, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, 2015. — 189 с.
14. Музруков Г. Н. Упражнения для развития гибкости (Жоугун, основы ушу). М.: Городец, 2006. – 568 с.
15. Осьмак К. Краткое пособие по развитию гибкости. М.: Издательские решения, 2015. — 34 c.
16. Подхалюзина Л. Техника основных упражнений на растягивание. Академия Wellness, 2016. — 57 с.
17. Родионова О. Н. Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия. СПб.: Вектор, 2009. — 208 с.
18. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.
19. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. — 528 с.
20. Худаймуратов М. Растяжка на каждый день. М.: Litres, 2016. — 50 с.
21. Цацулин П. Растяжка расслаблением. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 145 с.
22. Ципин Л. Л. Физическая культура с основами здорового образа жизни. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. — 164 с.
23. Чой С. М. Гибкость в боевых искусствах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 220 с.
24. Элджен П. Поясница. Здоровье и гибкость. Минск: Попурри, 2015. — 144 с.
25. Эрл Р. В., Бехль Т. Р. Основы персональной тренировки. К.: Олимпийская литература, 2012. — 724 с.