Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобализации мировой экономики особое значение придается функционированию таможенной системы в целях максимального содействия развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля и обеспечения национальной экономической безопасности.
Следует отметить, что в новых условиях формирование эффективной таможенной системы РФ характеризуется возросшей необходимостью ее функционирования на основе дальнейшей либерализации, гармонизации и унификации таможенных отношений и ставит перед современными исследователями широкий спектр нерешенных задач, проблем и спорных вопросов. С одной стороны, механизм воздействия таможенной системы осуществляется на основе инструментов таможенной политики, направленных на обеспечение национальных экономических интересов, а с другой - возникает объективная необходимость согласования национального законодательства с принципами, нормами, правилами, торговыми обычаями, существующими в современной международной торговле.
Перед Федеральной Таможенной Службой была поставлена главная задача президентом РФ - полный переход на электронный документальный оборот и безбумажное декларирование товаров.
В данный период в работе органов таможни внедрение многообещающих таможенных технологий, а также распространение декларирование товаров через интернет, в том числе через функционирование центров электронного декларирования, является первостепенной задачей.
Цель – выявить проблемы современного таможенного менеджмента и пути их преодоления. Задачи:
изучить основные сведения и характеристика таможенного менеджмента;
исследовать историю становления менеджмента в таможенной системе Российской Федерации;
выявить основные функции, задачи, принципы менеджмента таможен;
провести анализ менеджмента таможни;
изучить основные показатели деятельности таможен;
описать мероприятия, выполняемые таможнями;
выявить проблемы и перспективы менеджмента таможен.
Объект – таможенная система. Предмет проблемы современного таможенного менеджмента и пути их преодоления.
Глава 1. Основные сведения и характеристика таможенного менеджмента
1.1. История становления менеджмента в таможенной системе Российской Федерации
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .
Таможня и таможенная система в стране развивалась одновременно со становлением и укреплением государственности и границ государства. В XVII веке таможенный контроль усилился – запрещается ввоз и вывоз отдельных категорий товара, появляются запреты для иностранных купцов.
Затем были разные периоды от либерализации внешней торговли до жесткой протекционистской политики (охранно-запретительный таможенный тариф 1822 года).
В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма таможенное обложение практически не применялось. Это объяснялось тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полностью отсутствовала торговля внутри страны, и внешнеторговая деятельность была незначительной. Возврат к таможенно-тарифным методам во внешней торговле произошел в 1922 г. в связи с переходом к новой экономической политике (НЭПу). СНК РСФСР 14 февраля 1922 г. утвердил Таможенный тариф по европейской торговле для привозных товаров, 11 апреля 1922 г. – Таможенный тариф по азиатской торговле и 15 июля 1922 г. – Таможенный тариф по отпускной торговле. Согласно этим решениям в данный период были запрещены к вывозу многие продукты питания «первой необходимости» (хлеб в зерне всякий, горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука, крупа всякая, отруби, крахмал, макароны и некоторые другие).
Для таможенных органов СССР военные годы, как и для многих, оказались непростыми. Непосредственно на фронт или в партизаны ушёл почти весь личный состав за исключением 10 %, на плечи которых легли задачи по таможенному контролю.
На западных рубежах таможенники вместе с пограничниками первыми встретили боем врага и героически защищали Родину. Исход таких боёв был предопределён, в сражениях погибло много таможенников. Фактически война на какое-то время ликвидировала большинство таможен на западных границах страны.
Основным направлением деятельности для таможенников в годы войны стали поставки товаров в СССР по ленд-лизу. Совсем недолго грузы облагались пошлиной, затем их стали оформлять в качестве благотворительной помощи.
Поставки по ленд-лизу не были безопасными. К примеру, порты Мурманска и Архангельска регулярно подвергались бомбёжкам, разрушались причалы и инфраструктура, которая обеспечивала получение грузов. Сотрудники порта вместе с таможенниками вместе вели восстановительные работы в условиях регулярных атак со стороны противника.
Бомбёжкам подвергались и уже зашедшие в порт морские судна, экипажи которых порой эвакуировались, а разгрузка товаров осуществлялась усилиями таможенников. Все понимали, насколько эти товары необходимы на фронте. Ценой своей жизни велась борьба за сохранность грузов, подвергаемых атакам.
Под прикрытием официальных поставок довольно-таки нередко в страну пытались провезти контрабанду различных товаров, что жёстко пресекалось сотрудниками таможни.
В ход шли разные ухищрения. Не гнушались пускать в ход служебное положение и поддельные документы. Помимо товаров народного потребления, в обе стороны часто незаконно пытались переместить валюту.
На других направлениях таможня также бдительно несла свою службу. На Юге и Дальнем Востоке часто пресекались попытки перенаправить оружие и товары военного предназначения в страны, с которыми СССР имел общую границу, или которые являлись союзниками Третьего рейха.
Под конец войны участились случаи попытки ввоза в страну контрабандных товаров, являющихся в стране дефицитными. Контрабанда арестовывалась и передавалась на дальнейшую реализацию.
Только за последние два года войны доходы от реализации конфискованных товаров составляли около 100 тысяч советских рублей. Хотя фискальную функцию таможни в военные годы нельзя в полной мере назвать приоритетной.
Непосильный вклад в Общее дело и самоотверженность советского таможенника при несении своей службы существенно приблизили Победу.
Времена становления российской таможни после распада СССР является достаточно яркими.
Социально-экономическая ситуация в стране сложилась таким образом, что абсолютно все аспекты жизни претерпели кардинальные метаморфозы. И таможня не была исключением из правил. Рухнувший железный занавес спровоцировал зарождение и развитие челночного бизнеса, что повысило нагрузку на таможенные органы .
Позже Государственный таможенный комитет был упразднён и реорганизован в Федеральную таможенную службу. Таможня также не стоит на месте, реформируется, а уровень коррупции на местах имеет тенденцию к снижению. Печально, что вместе с реформами не внедряется достойная система оплаты труда самих таможенников.
В годы «перестройки» была предпринята попытка реорганизации таможенной службы в новых условиях. В 1986 г. ГТУ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУГТК) при Совете Министров СССР. Увеличение числа международных перевозок и рост объема пассажирского сообщения обусловили рост числа таможенных учреждений и вызвали необходимость структурной перестройки органов управления таможенным делом.
В 1993 году была создана Российская таможенная академия. На сегодняшний день можно отметить проблемы в подготовке кадров таможенного дела – недостаток практики в обучении, отсутствие системы трудоустройства выпускников.
1.2. Основные функции, задачи, принципы менеджмента таможен
Согласно статье 254 закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность таможенных органов основана на принципах (рис. 1) :
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: СПС «Консультантплюс» (Дата обращения 05.02.2022).
3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р: по состоянию на 25.05.2020 URL: СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 05.02.2022).
4. Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”« (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 05.02.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // «Собрание законодательства РФ», 23.09.2013, N 38, ст. 4823.
6. Приказ ФТС России от 28 января 2019 г. № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (зарегистрирован Минюстом России 06.06.2019, рег. № 54861).
Литература
7. Автоматизация таможенных технологий как условие эффективного таможенного менеджмента / Тургунбекова К.Т., Миликбекова Ш.Ф., Суйналиева Н.К. // Наука и инновационные технологии. 2021. № 2 (19). С. 185-189.
8. Ахмедзянов Р.Р., Ключникова Е.В. Особенности адаптации персонала в калужской таможне // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1 (61). С. 8-11.
9. Башлы П.Н. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в цифровой экономике // Особенности государственного регулирования внеш неэкономической деятельности в современных условиях: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2017. С. 8–18.
10. Бондаренко А.О. Совершенствование модели организационной структуры таможни фактического контроля на примере ростовской таможни в условиях создания южной электронной таможни // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (37). С. 5-11.
11. Гамидуллаев С.Н., Ворона А.А. Проблемы становления и организация деятельности балтийского таможенного поста (центра электронного декларирования) Балтийской таможни // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019.
12. Демидов Д.В. Проблема качества финансового менеджмента в таможенных органах: анализ показателя «управление доходами бюджета» // В сборнике: Актуальные вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: отечественный и зарубежный опыт. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 42-49.
13. Инновационные возможности в таможенном менеджменте / Ковтун Е.Н., Толмачева Т.А., Луганская О.А. / В книге: Научные междисциплинарные исследования. сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 192-197.
14. Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. М., 1994. 447 с.
15. Карташов Г. А. Основы таможенного дела: Курс лекций. Н. Новгород, 1998. – С. 123.
16. Кошевенко С.В. Переход к цифровому менеджменту в таможенных органах // В сборнике: актуальные проблемы теории и практики управления. сборник Х-й юбилейной Международной конференции. Курск, 2021. С. 116-120.
17. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 932-940.
18. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный менеджмент: Учебник / Москва, 2021. (4-е издание).
19. Особенности кадрового менеджмента в условиях реформы таможенных органов / Дорожкина Т.В., Маркевич Е.Е., Кучерявенко А.К. // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-7. С. 26-29.
20. Порсуков А.А. Юридическая регламентация применения технологий риск-менеджмента в таможенном деле // В сборнике: лучшие студенческие исследования. сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса в 2 частях. Пенза, 2021. С. 87-90.
21. Пятак В.А. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по противодействию коррупции на примере Хабаровской таможни // В сборнике: Международная торговля в условиях развития Евразийского экономического союза: правовой, таможенный и экономический аспекты. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции . Под редакцией И.П. Безотецкой. 2019. С. 103-109.
22. Развитие таможенного менеджмента / Чередниченко А.О., Андросов М.М., Деревянкин А.Р. // Студенческий. 2021. № 19-2 (147). С. 50-52.
23. Старых С.А. Практикум по таможенному менеджменту: учебное пособие / Санкт-Петербург, 2021.
24. Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю. Интервенции стресс-менеджмента на организационном уровне в таможенных органах // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2021. Т. 10. № 1. С. 80-88.
25. Федоренко К.П., Денисов М.С. Реализация концепции «электронная таможня» в России // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 63-68.
26. Халипов С. В. Таможенное право; Учеб.-метод. пособие. М., 2005. – С. 9.
27. Хохлова Д.А. Современные концепции стратегического менеджмента в управлении таможенными органами // Студенческий вестник. 2021. № 11-2 (156). С. 31-33.
28. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» /под ред. В.Б. Мантусова. М.: Юнити-Дана, 2020. 415 с.
Интернет-ресурсы
29. «Единое окно» на Балтике миф или реальность? URL: https://www.tks.ru/news/nearby/2015/08/05/0015 (Дата обращения 05.02.2022).
30. ВЭД’2020: какие изменения таможенного законодательства коснутся физлиц в новом году. URL: https://customsforum.ru/news/big/ved-2020-kakie-izmeneniya-tamozhennogo-zakonodatelstva-kosnutsya-fizlits-v-novom-godu-553471.html (Дата обращения 05.02.2022).
31. Девальвация, проблемы на таможне и подножка от властей: с чем столкнулись производители еды во время пандемии. URL: https://yandex.ru/turbo/s/forbes.ru/biznes/400981-devalvaciya-problemy-na-tamozhne-i-podnozhka-ot-vlastey-s-chem-stolknulis (Дата обращения 05.02.2022).
32. Обзор договоров между БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ и ООО "Интеллектуальные телематические системы и сервисы". URL: https://synapsenet.ru/searchorganization/1037811015879-baltijskaya-tamozhnya/1107746380961-ooo-intellektualnie-telematicheskie-sistemi-i-servisi/svyazannye-dogovory (Дата обращения 05.02.2022).