Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Главным условием многостороннего формирования детей является правильное развитие речи. Степень сформированности речи определяет способности ребенка в постижении окружающего мира, характер взаимоотношений с ровесниками и старшими, определяет психическое развитие.
Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет степень речевого и умственного развития ребенка [1].
При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Пересказ текста имеет важное значение в процессе развития ребенка и часто применяется в НОД в дошкольных учреждениях, представляя один из основных видов монологической речи, которому учат детей с целью подготовки к школе. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно задействованы все важнейшие психические процессы: мышление, память и воображение.
Пересказ художественных произведений оказывает положительное действие на связность речи ребенка, содействует формированию выразительной речи дошкольников. Дети подражают примеру писательского выступления, копируют его манеру повествования. Большинство текстов для пересказа содержать образные описания, вызывающие большой интерес у дошкольников, развивают умение описывать разнообразные явления, события и предметы, совершенствуют все стороны речи.
В процессе подобных НОД у дошкольников формируется читательская активность и любознательность, а также желание научиться самостоятельно читать произведения. Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей [19].
В настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей старшего дошкольного возраста в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников в подготовительные группы. Такой подход отражен и в ряде вариативных программ.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие навыков пересказа художественных произведений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить способы развития навыков пересказа художественных произведений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития навыков пересказа художественных произведений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс НОД, направленный на развитие навыков пересказа художественных произведений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать определению понятиям «монологическая речь», «пересказ» в психолого-педагогической литературе;
2. Оценить роль художественных произведений в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить виды пересказов и требования к подбору художественных произведений;
4. Изучить уровень развития навыков пересказа у детей 6-7 лет;
5. Предложить комплекс НОД, направленный на развитие навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы А. Н. Гвоздева, Л. С. Выготского, Л. И. Ефименковой, А. М. Леушиной, ОЕ. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.
Методы исследования анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, методы и приемы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию навыков пересказа художественных произведений в старшей группе детского сада.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе школы …
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития навыков пересказывания у детей старшего дошкольного возраста
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разные чувства: удовлетворение, огорчение, недовольство, одобрение, а не мысли. Со временем взаимоотношения взрослого и ребенка обогащаются, круг предметов, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни становится более широким, тем самым, в лексиконе ребенка слова, выражающие эмоции, становятся для малыша тем, что способно назвать предметы и явления, т. е. обретают смысловую оболочку [8]. Ребенок в этот период начинает осознавать, что слова что-то обозначают, для них становится понятна чужая речь, т. е. они начинают понимать речь других. Именно понимание речи играет большую роль в последующем развитии ребенка, становится начальной стадией развития такой важной функции, как общение.
В период дошкольного детства начинает происходить отделение речи от непосредственного практического опыта. Основной характерной чертой данного периода считается появление планирующей функции речи.
В ролевой игре, ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, возникают и новые для них виды речи: речь участников игры, где ребенку необходимо дать инструкцию, речь-сообщение, которая помогает ребенку передать свои впечатления и переживания. Дети, таким образом, начинают овладевать новым видом речи – монологической, контекстной.
Для того чтобы пересказать текст, необходимо овладеть следующими важными навыками работы с текстом: понимание текста, способность определять связь событий, находить причинно-следственные связи, выявлять основную мысль, определять второстепенные детали, размышлять над содержанием, находить то, что находится в подтексте, восполнять недосказанное автором [7, c. 32].
Таким образом, сформулируем определение навыка пересказывания – это доведенная до автоматизма способность самостоятельно повторять текст после заучивания.
Основополагающим в процессе развития у детей навыков пересказывания является качество владения связной речью.
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки: нарушается структура предложений; встречается неправильное согласование по родам и числам («два стульев, синего колготка»); неправильно изменяются глаголы («мы хочем, они смеятся») [29, c. 178].
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки.
Под монологом подразумевается связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о различных фактах, событиях, явлениях действительности. Монолог является одной из сложных форм речи, которая нацелена на передачу информации.
А. А. Леонтьев пишет: «Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и …весь «монолог» как целое» [12, с. 38].
К основным свойствам монолога относятся:
- Односторонний и непрерывный характер высказывания;
- Планируемость (задана определенная программа);
- Произвольность (умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи информации);
- Развернутость (полнота и четкость);
- Логическая последовательность изложения;
- Обусловленность содержания ориентацией на конкретного слушателя;
- Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (мимика и жесты).
Сравнивая монолог с диалогической формой речи, необходимо отметить, что монолог по своей структуре более сложный и требует целенаправленного обучения, осмысленного отношения ребенка к созданию высказываний в форме монолога. Д. Б. Эльконин [31], А. Р. Лурия [14] в своих трудах подчеркивают возникновение компонентов монологической речи только к пяти годам. Именно в этом возрасте дети начинают осваивать труднейшую форму сообщения в форме монолога рассказа о том, что увидели, услышали, почувствовали.
Методику обучения пересказу разработали Е. И. Тихеева, Э. П. Короткова.
Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В этом возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Программами дошкольного образования предусмотрен пересказ литературных произведений [21, c. 27].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. Гос. пед. ин-т. – М., 1983 – 27-43 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000 – 400 с.
3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000 – 1008 с.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 166 с.
5. Гурович, Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович. – М., 1992. – 143 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : дети с общ. недоразвитием речи: пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 112 с.
7. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 1982 – 159 с.
8. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011 – № 11 – 267-172 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 05.02.2022).
9. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Старшая группа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; авт.-сост. В. Н. Мезенцева, О. П. Власенко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 95 с.
10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М. : Просвещение, 2012. – 128 c.
11. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015 – № 2-9. – 1988- 1992 – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 05.02.2022).
12. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 1974. – С. 312-31.
13. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена. – Л., 1941 – Т. 35: Развитие связной речи у дошкольников. – С. 54-63.
14. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвист. исслед.: учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002 – 352 с.
15. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008 – № 9 - С. 111-116.
16. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М., 1972. – 216 с.
17. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 10. – Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz- minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155. (дата обращения 05.02.2022).
18. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008 – № 4 – С. 102-115.
19. Основы дошкольной педагогики: монография / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 272 с.
20. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2011 - №12. - С. 31-37.
21. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская, – СПб. : Детство-Пресс, 2010 – 64 с.
22. Репина, Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста / Т.А. Репина // Вопросы психологии. – 2014. – № 1 – С. 127-130.
23. Сидорчук, Т. А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине : пособие для педагогов дет. дошкол. учреждений / Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова ; Ульянов. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 1997. – 73 с.
24. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 1-7.
25. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
26. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. ред. Ф.А. Сохина / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2005. – 159 с.
27. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
28. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду : ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1984 – № 11 – С. 8-12.
29. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999 – 560 с.
30. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. – М. : Педагогика, 1990. – 384 с.
31. Шибицкая, А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1974 - 320 с.
32. Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связ. речи дошкольников / О. А. Шорохова. – М. : Сфера, 2006 – 207 с.
33. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М. : ИНТОР, 1998 – 112 с.
34. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от трех до шести лет / В. И. Ядешко. – М. : Просвещение, 1966. – 350 с.