Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие и правовые основы участия политических партий в государственном управлении
Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время политические партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеалистическое воздействие на общество, значительная роль в формировании политического познания.
Можно сказать, что политические партии являются продуктом не государства, а общества и, соответственно, создание осуществляется на добровольной основе по инициативе какой-либо его части. Политические партии выступают в качестве своеобразных объединений и действуют на основе самоуправления, отражая исторические особенности формирования (развития) политической системы общества.
В качестве необходимой основы деятельности любой политической партий выступает разработка проектов общественного устройства и развития, выдвигаемых для оценки их обществом. Средством для реализации данных проектов является власть, которая приобретается политической партией в процессе выборов. Именно с позиций власти деятельность политических партий и представляет собой одну из наиболее значимых гарантий реального народовластия как критерий демократичности государства.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации в российском государстве признаются политическое многообразие, многопартийность.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» под политической партией следует понимать общественное объединение, создание которого осуществляется в целях участия граждан российского государства в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в государственных органах и органах местного самоуправления.
Можно выделить следующие отличительные признаки политических партий:
1) политическая партия выступает в качестве одного из вида общественного объединения. Иными словами, политические партии, равно как и другие существующие в настоящее время виды общественных объединений (в частности, профсоюзы, молодежные, национально-культурные объединения и другие), выступают в качестве добровольных, самоуправляемых формирований, создание которых происходит по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации соответствующих целей.
2) По своей организационно-правовой форме политическая партия является общественной организацией, которая основывается на институте членства. Иными словами, в основе партийной организации лежит система взаимоотношений между членами политической партии, которая предусматривает наличие соответствующих иерархических отношений между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами. В тоже время, важнейшей особенностью политической партии является то, что её создание происходит на длительный, по общему правилу, неопределенный срок.
3) Политическая партия выступает в качестве субъекта публичной политики, которому присущ идеологический образ действий. Партийные цели и задачи находят свое отражение в программных документах и предвыборных платформах, а их реализация осуществляется благодаря политической деятельности. Сочетание программно-мировоззренческого и активно-деятельностного компонентов отличает политическую партию, с одной стороны, от сообщества единомышленников (в частности, клубов, различного рода кружков), а с другой - от лоббистских структур, которые непосредственно руководствуются, как правило, конъюнктурными интересами.
4) Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в государственных органах путем использования институтов непосредственной демократии и на участие в управлении государством через своих представителей.
Вышеизложенные юридически значимые признаки практически никогда не воспроизводятся в полном объеме в закрепленной действующим законодательством Российской Федерации правовой конструкции партии: национальный законодатель считает нужным выделить те из них, которые, как он считает, отличают политическую партию от других государственных и общественных институтов.
Необходимо выделить следующие обязательные элементы политической партии:
а) любая политическая партия выступает в качестве носителя соответствующей идеологии или, в определенной степени, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека;
б) политическая партия является относительно продолжительным по времени объединением, иными словами, это организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
в) любая политическая партия преследует цель завоевание власти или участие в ней вместе с иными действующими политическими партиями в государстве;
г) любая политическая партия стремится обеспечить себе поддержку населения государства - от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
1.2. Порядок создания и регистрации политических партий
Создание политических партий происходит свободно, иными словами без разрешений государственных органов и должностных лиц. Создание политической партии может быть осуществлено на учредительном съезде политической партии.
Официально политическая партия начинает свое существование с момента проведения учредительного съезда. Необходимо отметить, что для его созыва не нужно получать разрешение государственных структур. Как только происходит принятие решения на учредительном съезде о создании партии, ее уставе и политической программе - партия будет официально считаться созданной.
Учредителями политической партии считаются делегаты учредительного съезда, которые, после создания партии, становятся ее членами. Так начиналась, например, партия «Правое дело». Как вариант, политическая партия может быть создана на базе уже существующих объединений или движений, и в таком случае партия появляется вместе с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Структура политической партии включает в себя центральный комитет управления и региональные отделения. Поэтому для успешной деятельности необходимо стараться распространять влияние партии на как можно большее число регионов страны, привлекая новых сторонников и сочувствующих. Чем шире будет сеть региональных отделений, тем более заметным станет влияние деятельности организации и тем проще впоследствии будет процесс ее регистрации.
Политическая партия в обязательном порядке должна пройти процедуру государственной регистрации. Правовое регулирование данной процедуры осуществляется Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Сама процедура государственной регистрации состоит из нескольких этапов, обозначенных законодательством Российской Федерации. В первую очередь, установлен перечень документов, которые должны быть поданы вновь образованной политической партией. Среди них заявление, устав партии, программа партии, решение учредительного съезда, доказательство уплаты госпошлины и прочее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов А.Б. Административное право: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 496 с.
2. Бабурин С.В. Административное право Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2021. - 535 с.
3. Балаболина Е.И. Понятие «политическая партия» в политической традиции общества // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2011. - № 6. - С. 323-327.
4. Барамидзе С.М. Понятие и признаки политических партий в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. - 2009. - № 2. - С. 179-184.
5. Галуева В.О. Некоторые вопросы регистрации политических партий. // Вопросы развития современной науки и техники. - 2021. - № 5. - С. 267-273.
6. Ильиных А.В. Теоретико-правовые основания использования категорий «государственный контроль» и «государственный надзор» в отношении деятельности политических партий. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2021. - № 3. - С. 89-96.
7. Капицын В.М. Политология: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 514 с.
8. Кармолицкий А.А. Административное право России: учебное пособие. - М.: Инфра, 2014. - 484 с.
9. Корельский В.М. Политология: учебник. - М.: Феникс, 2019. - 526 с.
10. Лавриненко В.Н. Политология: учебник. - М.: Инфра-М, 2018. - 547 с.
11. Малумов А.Ю. Административное право: учебник. - М.: Юристъ, 2020 - 467 с.
12. Матвеев Р.Ф. Политология: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2021. - 423 с.
13. Нечаева А.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М.: Юристъ, 2021. - 371 с.
14. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник. - М.: Юристъ, 2020. - 357 с.
15. Пушкарева Г.В. Политология: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2019. - 539 с.
16. Тишин В.П. Конституционное право России: учебное пособие. - М.: Инфра, 2020. - 464 с.