Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сложность и динамичность общественно-политической обстановки в Российской Федерации и мировом сообществе, активные экономические преобразования вызывают необходимость внедрения нового подхода к подбору и развитию кадров в системе таможенной службы. Это формирует потребность к исследованию факторов и методов формирования развития самообразования работников с учетом современных реалий и требований, кадровых технологий, а также генерации показателей оценки их эффективности. Успешное решение данной задачи позволит вышеуказанным организациям обеспечить систему органов таможенной службы высококвалифицированными кадрами, выполняющими свои профессиональные задачи на высоком уровне.
Цель работы - анализ самообразование как аспект профессиональной деятельности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, особенности и формы организации самообразования;
- определить компоненты потребности в профессиональном самообразовании;
- исследовать сущность и содержание повышения квалификации персонала таможенных органов;
- рассмотреть самообразование как аспект профессиональной деятельности персонала таможенных органов;
- определить целевое назначение и способы самообразования сотрудников таможенных органов;
- выявить направления совершенствования профессиональных компетенций персонала таможенных органов в процессе самообразования.
Предмет исследования – технологии и методы самообразования.
Объект исследования персонал таможенной службы.
Степень изученности данной темы недостаточная, так как основной акцент в повышении уровня профессионализма работников таможенных служб ориентирован на профессиональное развитие в рамках профессиональной подготовки в организации. Однако, аспекты самообразования являются дополняющими и требуют дополнительного раскрытия и изучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие, особенности и формы организации самообразования
В системе таможенной службы вопросы кадрового обеспечения стоят достаточно остро, что обусловлено сложностью выполняемых задач и длительным периодом малоэффективной работы по развитию собственных кадровых ресурсов, а также ограниченностью кадровых технологий. В современных условиях работа по оптимизации кадрового потенциала в данной системе особенно необходима.
Кадровый потенциал имеет ярко выраженную стратегическую направленность и его формирование и устойчивость определяют перспективные возможности компании решать свои цели и задачи в долгосрочном периоде, реализовывать стратегию. Именно поэтому основные аспекты развития кадрового потенциала всегда представляются в стратегии развития предприятия.
Кадровый потенциал в органах государственной и гражданской службы заслуживает особого внимания, так как именно он обеспечивает эффективность ее деятельности. Так как данные организации призваны служить народу и выполнять значимые государственные функции, то персонал является представителем государства, носителем его полномочий и отражает эффективность действующего аппарата управления и власти в стране.
Уровень образования работников таможенных службы является определяющим в эффективности деятельности данных органов и выполнения ими поставленных задач. Однако, помимо усилий самой организации важно активно развивать мотивацию к самообразованию, что будет способствовать повышению профессионализма и квалификации работников.
Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Этим самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни.
Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:
- учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;
- постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства;
- обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску; искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. На основании этого существует 4 вида самообразования:
Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).
Познавательное – познание окружающего мира.
Самореализация – изменение свойств и качеств личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Цель самообразования может быть различной: Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.
Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.
Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.
К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессионально-ориентированные тренинги, мастер-классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех.
Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий.
Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: ИНФРА-М, 2019.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2019. – 224 с.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации. // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. ст. 3215.
4. Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Консультант Плюс
5. Приказ ГТК России от 15.08.1994 № 414 О совершенствовании системы первоначальной подготовки и воспитания кадров таможенных органов // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/9008811 (дата обращения: 08.01.2020).
Научная литература, статьи, электронные источники:
6. Бессмертная В.В. Оценка результатов и эффективности внутрифирменного обучения персонала в организации / В.В. Бессмертная // Экономика и социум. - 2020. - № 10 (77). - С. 1076-1079
7. Волгина Г.Е. Спицына Е.А. Проблемы комплектования органов внутренних дел в современных условиях: лекция / Г.Е. Волгина, Е.А. Спицына. – Домодедово: ВИПК МВД России. – 2017.
8. Галенко В.П. и др. Управление персоналом и эффективность предприятий. – СПб.: СПбУЭФ, 2017.-366 с.
9. Игнаток М.В. Формирование кадрового потенциала в сфере таможенного дела для решения задач цифровой экономики // Вестник экспертного совета. 2019. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kadrovogo-potentsiala-v-sfere-tamozhennogo-dela-dlya-resheniya-zadach-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 14.01.2022).
10. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО - Люберцы: Издательство Юрайт, 2016. - 244 c.
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2016 – С. 133.
12. Каранец С.М. Совершенствование кадровой работы таможенных органов // ПСЭ. 2018. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kadrovoy-raboty-tamozhennyh-organov (дата обращения: 14.02.2022).
13. Кибанов А.Я Управление персоналом организации. - 4 изд. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 695 с.
14. Королёва Д.Ю., Питилимов А.В., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновации в сфере управления персоналом // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sfere-upravleniya-personalom (дата обращения: 14.01.2022)
15. Кушнарева И.В., Бугаева М.В. Повышение эффективности управления персоналом с применением современных методов // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-1. – С. 100-107;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=299 (дата обращения: 11.01.2022).
16. Лобанов Н.А. Профессиональное самообразование – безграничный ресурс// https://akvobr.ru/professionalnoe_samoobrazovanie.html (дата обращения: 12.01.2022)
17. Нестеренко Н.А., Занозина А.А. Современный рекрутинг в России: проблемы и направления совершенствования его использования // Профессиональная ориентация. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-rekruting-v-rossii-problemy-i-(дата обращения: 14.01.2022).
18. Нестеренко Н.А. Рекрутинг как инновационный метод: сложности использования и пути совершенствования // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekruting-kak-innovatsionnyy-metod-slozhnosti-ispolzovaniya-i-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения: 14.01.2020).napravleniya-sovershenstvovaniya-ego-ispolzovaniya (дата обращения: 14.01.2022).
19. Официальный сайт Центрального таможенного управления [Электронный источник] // http://ctu.customs.ru/press/pressa-o-nas (дата обращения: 10.02.2022).
20. Попова П.В. Пути совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов Российской Федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(42).pdf (дата обращения: 14.02.2020).
21. Соловых Н.Н. Цифровая экономика диктует необходимость квалифицированных кадров с новыми компетенциями [Электронный ресурс] // Российский следователь. 2018. № 5. С. 64-68. URL: http://elib.fa.ru/art2018/bv1498.pdf. (дата обращения: 19.01.2022).
22. Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году. — М.: ФТС, 2018.
23. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. — 2-е изд., стер.— М.: КНОРУС, 2016. — 360 с.
24. Управление персоналом организации: Учебник; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с.
25. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика. Книга 2: Монография; Под ред. Кибанов А.Я. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с.
26. Фурсов А.Л. Проблема отбора персонала в юридической сфере / Г.А. Вердиян, А.Л. Фурсов // Парадигма. - 2016. - № 2. - С. 294-297.