Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современной экономики результаты производственно-хозяйственной деятельности коммерческой организации интересуют как внешних контрагентов (инвесторов, кредиторов, акционеров, покупателей), так и внутрихозяйственных агентов (руководителей фирмы, сотрудников административно-управленческих и производственных подразделений).
Деловая активность коммерческой организации является комплексной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной компании отражают этапы ее жизни (создание, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень приспособления к постоянно меняющимся условиям рынка.
Оценка деловой активности является актуальной для каждой компании, так как является одним из важных аспектов финансового анализа организации. Показатели деловой активности позволяют выяснить, насколько эффективно организация использует свои средства. Эти показатели имеют большое значение для оценки финансового положения организации, так как скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на ликвидность и платежеспособность предприятия.
На время нахождения средств в обороте влияют различные факторы. Например, отрасль деятельности предприятия, его масштабы, экономическая ситуация в стране, ценовая политика организации, структура активов и методы оценки запасов.
Анализ деловой активности позволяет выявить возможности эффективнее их использовать и выработать рекомендации, которые могут способствовать уменьшению себестоимости производства и реализации продукции за счет экономии оборотных средств и ускорения их оборачиваемости. Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности управления деловой активности компании.
Целью курсовой работы является анализ деловой активности организации по данным финансовой отчетности.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие деловой активности организации и методику её анализа;
-изучить информационную базу для анализа деловой активности организации;
-дать организационно-экономическую характеристику ООО «Строймеханизация»;
-провести анализ деловой активности ООО «Строймеханизация;
-дать рекомендации по повышению деловой активности ООО «Строймеханизация».
Предметом исследования является деловая активностью организации.
Объектом исследования – ООО «Строймеханизация».
При выполнении работы используются методы сравнения, обобщения, изучения и анализа литературы. Для написания работы использовались учебные пособия Казаковой Н.А., Губинова В.Е., Савицкой Г.В., Шерета А.Д. и Кобелевой Е.В., материалы периодических изданий, данные интернет-источников.
Сама курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, заключения и приложений. Первая глава- теоретическая и посвящена рассмотрению теоретических основы анализа деловой активности организации. Вторая глава -практическая и содержит анализ деловой активности ООО «Строймеханизация».
1 Теоретические основы анализа деловой активности организации
1.1 Понятие деловой активности организации и методика её анализа
Термин «деловая активность» появился в российской экономической литературе из мировой науки в связи с распадом плановой экономики и формированием рыночных отношений. В развитых странах, в частности Германии, деловая активность определяется на микро- и макроуровнях.
Исторически деловая активность, и в нашей стране и в мире, рассчитывается на уровне отраслей, секторов или национальной экономики в целом. В тоже время давно назрела необходимость изучения деловой активности коммерческих организаций и на микроуровне, что позволит не только решать конкретные задачи в складывающейся рыночной ситуации, но и будет способствовать повышению эффективности управления организацией в целом. При этом четкой, однозначной терминологии этого понятия до сих пор не существует. Не определены параметры, с помощью которых можно количественно измерить деловую активность, не проработаны направления взаимосвязи деловой активности организации с такими важными его характеристиками как конкурентоспособность и эффективность, не ясно как сочетаются деловая активность и результативность во всех сферах деятельности коммерческой организации, насколько деловая активность связана с решением стратегических и тактических задач фирмы, и, наконец, как сказывается деловая активность компании на социальном развитии её трудового коллектива и социальной ответственности бизнеса [13].
При всем разнообразии определений деловой активности можно выделить два основных подхода в научной литературе.
Одни авторы считают, что деловая активность – это комплекс мер, направленных на расширение доли рынка и увеличение объемов продаж.
Другие рассматривают деловую активность как оценочный параметр результативности (эффективности) работы компании в целом.
В настоящее время существует большое количество определений «деловая активность компании».
Для отечественной науки характерна противоречивая оценка деловой активности страны на макроуровне, а также отдельной организации на микроуровне.
Российские ученые опираются на национальную практику финансово-экономического анализа предприятия. Особенностью такого анализа является сочетание советского наследия и внедрения западных методов, которые часто конфликтуют между собой. Например, только в последние годы начался переход бухгалтерской финансовой отчетности на международные стандарты финансовой отчётности.
Рассмотренные определения, отражающие деловую активность как категорию, конкретизирующую экономическую деятельность представлены в таблице 1.
Таблица 1 Понятие «Деловая активность компании» [7,11,13]
Источник / автор Определение
Большой энциклопедический словарь «Активность деловая – экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг.
Положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов»
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Активность деловая:
1) свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей;
2)характеристика состояния
предпринимательской деятельности в отрасли и фирме
Ковалев В.В. «В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала..., в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия»
Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств
Юрков Т. И, Юркова С. В. Показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств хозяйствующего субъекта
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е. В. По их мнению, она характеризуется только «скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта»
Таким образом, с точки зрения российских ученых в области бухгалтерского учета и экономического анализа, деловая активность организации представляет собой результативность и эффективность её производственно-коммерческой деятельности.
Автор считает, что деловая активность – это непосредственно характеристика процесса деятельности компании, а эффективность работы компании относительно величины вложенных ресурсов или величины их потребления в процессе производства – это уже результат активной деятельности [11].
Целью анализа деловой активности компании является определение резервов повышения ее уровня и улучшения положения компании на рынке сбыто продукции и услуг.
Задачи анализа деловой активности подразделяются на четыре категории:
-изучение динамики показателей деловой активности;
-обобщение результатов анализа;
-выработка решений по повышению уровня деловой активности;
-определение факторов, влияющих на деловую активность.
Исходя из конкретной ситуации, сложившейся в компании, некоторые из задач могут быть детализированы и разбиты на подзадачи в соответствии с приоритетами, определенными аналитиками компании.
Поэтому можно разделить результаты анализа деловой активности на две категории:
-качественные показатели;
-количественные показатели.
К качественным показателям относят внутреннюю и внешнюю емкость рынка сбыта, деловую репутацию компании, а также её клиентов, конкурентоспособность товаров и так далее – то есть те рыночные показатели, которые трудно измерить цифрами.
Количественные показатели подразделяются по двум направлениям [8]:
-абсолютные показатели;
-относительные показатели.
Они представлены на рисунке 1 ниже.
К абсолютным показателям относят исследование динамики и соотношения темпов роста доходов, финансовых результатов и средней величины активов.
К относительным показателям относят изучение значений и динамики уровня эффективности использования вложенных и потреблённых ресурсов компании.
Рисунок 1- Показатели оценки деловой активности организации
Специалисты рекомендуют проводить анализ деловой активности в динамике за определённый период времени, который в основном равен трём годам.
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности, в первую очередь оценивается соответствие оптимальному соотношению, которое получило название «Золотое правило экономики организации» [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ части первая и вторая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. 26.10.2021)
2.Налоговый кодекс РФ части первая и вторая от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (ред. 02.07.2021)
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года № 402-ФЗ (ред. 26.07.2019)
4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018)
5.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (4/99) Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010)
6.Губин В.Е. Анализ финансово – хозяйственной деятельности. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2018. – 336с.
7. Казакова Н. А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 233с.
8. Кобелева И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
9. Куприянова Л. М. Финансовый анализ: учебное пособие / Л.М. Куприянова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 157 с.
10. Любушин Н. П. Экономический анализ [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 575 с.
11. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник [Текст]/Г. В. Савицкая. -6-е изд.; перераб. и доп. -М.: Инфра-М, 2018.-324 с.
12. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов [Текст]/А.Д. Шеремет. -М.: Инфра-М, 2019. -366 с.
13. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М. - 2018. - 237с.
14.Официальный сайт справочно-правовой системы Гарант: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// www.garant.ru/(дата обращения: 10.01.2022). - Текст: электронный
15.Официальный сайт справочно-правовой системы КонсультантПлюс: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// consultant.ru/(дата обращения: 10.01.2022).- Текст: электронный
16. Официальный сайт Министерства финансов РФ: официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: http:// minfin.gov.ru/ru/(дата обращения: 10.01.2022).- Текст: электронный