Фрагмент для ознакомления
2
В рамках современной системы образования при подготовке будущих учителей начальных классов большое внимание уделяется рассмотрению методов, приемов и форм организации взаимодействия учащихся, а также учащихся и учителя, что определено и положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход.
Его аспекты предусматривают не только учет индивидуальных способностей, личных достижений ребенка в учебной деятельности, но и развитие учащегося при работе в различных детских объединениях на уроках. Некоторыми из таких объединений является работа в парах и группах.
Такая работа очень сложна в организации, требует готовности, как от учащихся, так и самого учителя. Но результативность работы в группе также велика на уроках, ведь ребенок, взаимодействуя со сверстниками, учится мыслить, добывать знания и применять их; обдумывать свои решения, обосновывать их, сотрудничая с другими участниками образовательного процесса. Ведь самим добытое знание запоминается намного лучше и может применяться ребенком после долгое время.
Объект исследования: процесс формирования умения работать в группе организация группового взаимодействия учащихся при изучении лексики ограниченного употребления
Предмет исследования: состояние сформированности умения работать в группе у учащихся 6 класса
Цель: определить состояние сформированнности умения работать в группе на уроках русского языка в 6 классе, в период изучения лексики ограниченного употребления
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1) выявить сущность понятия «работа в группе»;
2) выявить особенности формирования умения работать в группе у школьников 6 класса;
3) проанализировать способы организации работы в группе на уроках русского языка;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения умения школьников работать в группе
1.1. Сущность понятия «работа в группе»
Педагогическую систему рассматривают как совокупность взаимосвязанных средств, способов и процессов, важных для создания санкционированного, целенаправленного воздействия на развитие личности.
Педагогическая разработка - это не спонтанный, а организационно – содержательный план, определяющий назначение взаимодействия воспитателя и детей при многообразии подходов.
Понятие «малая группа» как правило классифицируется как стойкая, малая по числу группа, члены которой присутствуют в конкретном содействии друг с другом, что приводит к появлению психологических связей, а еще своеобразных межличностных ценностей и общепризнанных мер. [5]
В критериях образовательного процесса эта группа представляет собой группировка учащихся с целью решения ряда задач.
К основным из них относятся:
-конкретно-познавательные
-коммуникативно-развивающие
-нравственно- воспитательные
Массовая работа на уроках очень нравится ученикам, а также учителей, работающих с ними. Впрочем, как показывает практика, 1-ый навык её организации может быть неудачным.
Причинами данных неудач могут быть:
-недооценка роли массовой работы в учебном процессе
-рассматривание ее только как метода контраста организации учебной работы на уроке
Малая группа является своеобразным видом учебного процесса
Уникальность массовой работы гарантируется такими ее признаками, как конкретное взаимодействие между учениками и опосредованное работой учащегося со стороны учителя.
Преподаватель управляет работой всей группы в целом:
-предъявляет ей поручение
-руководство по его выполнению
-рассматривает итоги труда группы
Значение работы проводимой в малой группе невозможно недооценить. Она инициирует процесс обучения, создает широкое основание для теоретических обобщений, гарантирует обстоятельства для овладения учениками сложными умениями такими, как постановка целей, контроль, оценка.[6]
Велик развивающий потенциал массовый работы, при которой ученик становится необходимым членом совместного дела - так как от его труда находится в зависимости итог всей группы.
В данных критериях ученик овладевает учебной работой и скапливает потенциал к переходу на надлежащую степень в собственном развитии – организации персональной самостоятельной учебной работы.
Учебное сотрудничество, нацеленное на образование учащегося, способного дисциплинировать, заменять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками.
Работа в группе является одним из продуктивных форм организации учебного сотрудничества.
Выделяют различные формы и методы работы в малой группе:
-совместное обучение
-беседа
-тренинги
-метод мозговой атаки
-массовое обсуждение различных вопросов
Групповое обучение - это способ взаимодействия учащихся в маленьких группах, соединенных для заключения совместной задачки. Составляющие кооперативного изучения: позитивная взаимозависимость, собственная обязанность за происходящее в группе, становление способностей учебного сотрудничества.
Технологический процесс массовый работы формируется из таких составляющих:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-раздача дидактического материала;
-планирование работы в группе;
-личное выполнение поручения, рассмотрение результатов
-рассмотрение общего поручения группы (замечания, дополнения, уточнения);
-данные об итогах работы группы;
Работа малых групп подразумевает выполнение определенных заданий, направленных на получение определенного результата.[7]
В ходе работы поощряется совместное рассмотрение тактики работы, обращение за советом друг к другу. При подобной форме работы учащихся на уроке, в значимой степени растет персональная поддержка любому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны учителя, так и собственных друзей.
Массовое обсуждение вопроса - это метод организации общей работы учащихся под управлением учителя с целью решить массовые задачи или влиять на понятия членов в процессе общения.
Внедрение данного способа разрешает:
-предоставить учащимся возможность рассмотреть проблему с разных углов и точек зрения
-выработать общее решение класса
Фрагмент для ознакомления
3
1. "...За каждым словом стоит целый мир". - М.: Издательство СПбГУ, 2020. - 160 c.
2. Joanna, Mampe Размытые понятия в диалоге культур / Joanna Mampe. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 140 c.
3. Агеева, Р. А. Гидронимия Русского Северо-Запада как источник культурно-исторической информации / Р.А. Агеева. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 256 c.
4. Аймермахер, Карл Знак. Текст. Культура / Карл Аймермахер. - М.: РГГУ, 2018. - 396 c.
5. Алефиренко, Н. Спорные проблемы семантики: моногр. / Н. Алефиренко. - М.: Гнозис, 2019. - 328 c.
6. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 284 c.
7. Аникин, А.Е. Русский этимологический словарь / А.Е. Аникин. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 342 c.
8. Апресян, В. Ю. Уступительность. Механизмы образования и взаимодействия сложных значений в языке / В.Ю. Апресян. - М.: Языки славянской культуры, 2019. - 288 c.
9. Астафьева, Юлия Лексикографические инновации в учебных толковых словарях / Юлия Астафьева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 284 c.
10. Ахманова, О. С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. - М.: Либроком, 2019. - 296 c.
11. Балашов, Е. А. Метаморфозы топонимики Карельского перешейка / Е.А. Балашов. - М.: Карелико, 2020. - 176 c.
12. Барандеев, А. В. История географических названий. Русская топонимия в терминах / А.В. Барандеев. - М.: Либроком, 2014. - 320 c.
13. Берков, В. П. Норвежская лексикология / В.П. Берков. - М.: Филологический факультет СПбГУ, 2018. - 192 c.
14. Блау, М. Г. От добермана до хулигана. Из имен собственных в нарицательные / М.Г. Блау. - М.: НЦ ЭНАС, 2017. - 496 c.
15. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий / Л.И. Богданова. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 248 c.
16. Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. 15000 городских имен. - М.: ЛИК, 2019. - 627 c.
17. Борисов, Дмитрий Динамика развития адъективной лексики / Дмитрий Борисов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 140 c.