Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Начало обучения в школе – ответственный и сложный этап в жизни ребенка. Важным фактором его адаптации в школе выступает новое социальное окружение: педагоги и одноклассники, с которыми ему предстоит тесно общаться в ближайшие годы: у многих детей это вызывает трудности общения. Поэтому развитие коммуникативных уме-ний учащихся первых классов – очень актуальный вопрос.
С другой стороны, психологические аспекты развития коммуникативных умений первоклассника в условиях усложнившихся образовательных про-грамм, когда повысились требования к его интеллектуальным и личностным возможностям, недостаточно изучены. Тем более, что коммуникативные уме-ния в начальной школе формируются как сложный комплекс умений и навы-ков, используемый учениками во всех ситуациях образовательной деятельно-сти. Наиболее благодатной почвой для развития коммуникативных умений в первых классах являются различные ситуации на внеурочных занятиях, кото-рые обогащают учащихся новыми способами коммуникативной деятельности, совершенствуют их новые коммуникативные компетенции. Но эти возможно-сти внеурочной деятельности также до конца не исследованы.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений учащихся первых классов.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных уме-ний первоклассников, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Цель исследования: развитие коммуникативных умений у первокласс-ников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования. Развитие коммуникативных умений перво-классников, находящихся в сложной жизненной ситуации. будет успешным, если:
- во внеурочной деятельности создаётся атмосфера, способствующая проявлению самостоятельных коммуникативных действий учащихся;
- организован процесс формирования основ коммуникативной компе-тентности на занятиях кружка.
Задачи исследования:
- изучить современные требования к коммуникативным умениям пер-воклассников.
- определить понятие трудная жизненная ситуация.
- выявить особенности развития коммуникативных умений первокласс-ников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- провести диагностику уровня развития коммуникативных умений учащихся первых классов.
- рассмотреть содержание работы по развитию коммуникативных уме-ний первоклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирова-ние, педагогический эксперимент, сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений первоклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
1.1 Современные требования к коммуникативным
умениям первоклассников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет цель современного образова-ния – воспитание компетентного выпускника, что учитывает создание условий для оптимального развития коммуникативных умений ребенка на пути даль-нейшего самообразования и совершенствования. Она включает в себя сохра-нение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально чувственной сферы, со-циально-личностную адаптацию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является разнообразная коммуникативная деятельность учащихся [3, с. 19].
Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обуче-ния лежат общие коммуникативные действия, имеющие приоритетное значе-ние над узкопредметными знаниями и навыками.
В связи с этим, в системе начального образования начинают превали-ровать методы, обеспечивающие становление коммуникативной самостоя-тельности учащихся, направленной на решение реальных жизненных задач [15, с. 80].
1-й класс – это не только новые условия жизни и деятельности челове-ка – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и забо-там. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с пер-вых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосред-ственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных сил и личностных умений. От процесса коммуникации в первых классах шко-лы зависит в дальнейшем весь учебный процесс и становление личности уча-щегося, а включение ребенка в новую социальную среду требует установле-ния связи с ней, выполнения учебных требований, предъявляемых современ-ной школой. С таким изменением приоритетов школьного образования более актуальной стала проблема коммуникативных умений учащихся.
По мнению Н.В. Костюкович, в широком значении термин «коммуни-кативные умения» означает умение общаться, т.е. способность субъекта к об-щению путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков коммуникации), обеспечивающих его способность к самостоятельному установлению новых контактов, включая организацию этого процесса [14, с. 29]. Овладение такими навыками формирует коммуни-кативные действия ребенка.
Деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС исходит из положения о том, что психологические функции и способности есть ре-зультат преобразования внешней предметной деятельности в психическую деятельность путем последовательных преобразований, включая речевую форму. В данной концепции было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип общения – не просто обмен информацией, а социальное взаимодействие, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных от-ношений и др. [4, с. 43].
В концепции ФГОС процесс такого общения рассматривается как ком-муникация. Для психического и личностного развития ребенка коммуникация имеет ключевое значение: именно в ней ребенок приобретает самостоятель-ность как личность. В этом смысле коммуникация имеет три стороны – ком-муникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуни-кация как условие интериоризации (переход извне внутрь). Именно взаимо-действие и сотрудничество ребенка с окружающими в процессе коммуника-ции выступают как реальная деятельность, где формируются универсальные (обобщенные) учебные действия [7, с. 14].
Исходя из этого, важнейшей задачей современной системы образова-ния является развитие коммуникативных умений.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность учащегося и учёт позиции других людей, партнёров по общению или дея-тельности; его умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллек-тивном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и стро-ить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные умения формируются в процессе развития способ-ности учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания: это – уме-ния и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. То есть эти действия как обобщенные средства общения открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой коммуникативной деятельности (желание и умение учиться среди людей).
Содержание и способы коммуникации в 1 классе обусловливают раз-витие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе [10, с. 27].
Становление коммуникации в 1 классе идет в двух направлениях: 1) личность адаптируется к классу, усваивает нормы, требования класса; 2) класс адаптируется к личности (принимает ее в систему межличностных отношений, соотнося свои ожидания с реальными способностями и возмож-ностями учащегося) [7, с. 80].
Индикатором трудности процесса коммуникации к 1 классе, как пра-вило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к классе в течение первых двух ме-сяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осва-иваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хо-рошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведе-ния. Но к концу октября происходит освоение и нового статуса ученика, и но-вых требований, и нового режима.
Другая группа – дети, у которых есть значительные трудности обще-ния. Это первоклассники, которые негативные формы поведения, резкое про-явление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в общении, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. По-этому начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства таких детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего об-раза жизни. Они должны, но не могут привыкнутьк коллективу, к новым тре-бованиям, к повседневным обязанностям [2, c. 45].
Необходимо вовремя оказать поддержку первоклассникам, испытыва-ющим трудности в общении, так как следствием коммуникативных трудно-стей в этом случае могут стать более серьезные – учебные проблемы.
В 1 классе уже активно используются групповые формы организации учебного общения: групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповая работа с использованием современного дидактического оборудо-вания; взаимопроверка заданий; игровые технологии; хоровое пение; коллек-тивные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов. Исходя из понимания
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стан-дартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2019 – №4. – С.18-22.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2010. – 272 с.
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В. Байбородова. – М. : Просвеще-ние, 2018 – 177 с.
4. Бердашкевич, А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич / / Российское образование. - 2018. - № 3. - С. 43-49
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 2019. — 182 с.
6. Валицкая, А.П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций / А.П. Валицкая // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик. - СПб. Петрос, 2017. – 180 с.
7. Вахромеева, Т.А. Проектная задача как инструмент оценивания универ-сальных учебных действий / Т.А. Вахромеева //Управление начальной шко-лой. – 2019. – №3. – С.14.
8. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2014. – 256 с.
9. Волковская, И.И. Внеурочная деятельность учащихся в условиях реа-лизации ООП начального общего образования / И.И. Волковская// Управление начальной школой. - 2018. - № 8. - С. 51-61.
10. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / Под ред. А.Н. Семеновой. - М.: Просвещение, 2019. – 98 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Пе-дагогика, 2010. - 480 с.
12. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьни-ков : практич. пособие для учителей начальных классов/ М.В. Дубова. – М. : Баласс, 2019. – 80 с.
13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко-ле. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 151 с.
14. Костюкович, Н.В. Методика обучения универсальным учебным дей-ствиям / Н.В. Костюкович, В.В. Подгорная. – М.: Академия, 2019. - 50 с.
15. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2020. – 160 с.