Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговая система считается значимым элементом финансовой и экономической политики государства. Она подразумевает собой совокупность налогов, баз, конфигураций и методов их нахождения, осуществление налогового контроля, в связи с неуплатой, применение мер и привлечение к ответственности за неисполнение налогового законодательства.
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется с помощью финансовой политики. Налоги являются одним из ключевых механизмов осуществления экономической деятельности государства. Наиболее существенным и наиболее сложным из всех налогов Российской Федерации является НДС. Именно налог на добавленную стоимость вызывает большое количество проблем и споров среди органов правительства в сфере налогов и непосредственно среди самих налогоплательщиков.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что налог на добавленную стоимость считается одним из наиболее сложных для понимания, исчисления, уплаты и контроля со стороны налоговых организаций. В связи с этим у налогоплательщиков возникают вопросы по истолкованию и разъяснению порядка обложения этим налогом.
НДС принадлежит к тем налогам, которые обладают в Российской федерации наиболее разветвленной сетью исключений из единых налоговых законов, имеют большое число льгот, а кроме того колоссальное количество определений, с которыми напрямую связан процесс налогового изъятия. По этой причине именно при исчислении и уплате налога, у налогоплательщика появляется большое количество погрешностей и неточностей.
Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации достаточно велика. Так как на его часть доводится одна четвертая абсолютно всех прибылей Федерального бюджета, администрируемых налоговой службой Российской федерации.
Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности НДС и его регулирующей роли в РФ.
Для достижения нашей цели нами были разработаны следующие задачи:
изучить теоретические аспекты налога на добавленную стоимость как источника формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации;
провести анализ поступлений НДС в федеральный бюджет Российской Федерации.
представить рекомендации по повышению роли НДС как источника формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования является федеральный бюджет, который формируется за счет поступлений от налога на добавленную стоимость.
Предметом исследования является: сущность налога на добавленную стоимость, виды и особенности НДС, объекты налогообложения, роль НДС в формировании бюджета РФ.
Методология исследования определялась задачами ключевых тенденций и перспектив развития российской банковской системы, в качестве методов исследования послужили: сравнительный, методы экономико-статистического анализа, методы теории экономического моделирования, системный подход, абстрагирование.
Работа включает в себя: введение, два раздела, заключение и список используемых источников.
1 Теория, аспекты применения НДС
1.1 Понятие и сущность налогов
Налоги - это обязательные платежи, которые выплачивают налогоплательщики (физические и юридические лица) в пользу государства по установленной законодательством ставке.
Налоги по своей сущности являются необходимым звеном общественных экономических отношений начиная с момента становления государственности. Развитие и преобразование форм государственного строя неизменно сопровождается изменениями в налоговой системе .
На современном этапе развития общества налоги представляют основную форму государственных доходов. Кроме данной исключительно финансовой функции налогов, механизм налогообложения применяется с целью экономического воздействия государственных структур на общественное производство, конкретнее на его структуру, динамику, а также на состояние научно-технического прогресса.
Возникновение налогов связано с появлением товарного производства, а также с классовым разделением общественности.
Налоги с экономической точки зрения представляют собой инструменты фискальной политики государства и одновременно являются методом косвенного регулирования на макроуровне важных экономических процессов.
Налоговые отношения с точки зрения юридической – это система таких специфических обязательств, которые с одной стороной представлены государством, а с другой стороны субъектами налогообложения, на которых возлагается обязанность осуществлять налоговые платежи в бюджет государства в соответствии с его действующим налоговым законодательством.
Обычно принято выделять два ключевых направления, регулирующих уровень доходности государства по налогообложению:
Первое направление состоит в накоплении налоговых платежей и тем самым формировании части бюджета. Второе направление - стимулирование определенных отраслей экономики и видов экономической деятельности. В этом направлении проявляется регулирующая функция налогов.
Налоговая система Российской Федерации представлена общей совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих обязательный платежей, которые взимаются с налогоплательщиков (физлиц и юрлиц) в установленном законодательством порядке.
Основные функции налогов :
Функция фискальная. Данная функция обеспечивает формирование финансов государства нужных для реализации его социальной, бюджетной и прочих программ, а также необходимая для возможности существования институтов государства.
Функция экономическая (социальная). Данная функция предназначается для справедливого социального перераспределения доходов по намеченным социально-экономическим приоритетам и уровню значимости субъектов. Таким образом данная функция отражает инструмент косвенного регулирования экономической системы.
Функция регулирующая. Данная функция раскрывается в том, что налоги представляют собой инструмент влияния на систему воспроизводства (замедляя его темпы или наоборот стимулируя накопление капитала, платежеспособный спрос и т.д.).
Функция контроля. Эта функция заключается в осуществлении контроля государством при помощи налогов доходов и расходов налогоплательщиков.
Принципы российского налогообложения:
Всеобщность – налоги охватывают все экономические субъекты, которые получают доходы.
Стабильность - устойчивость во времени налоговых ставок и видов налогов.
Равнонапряженность – обеспечение равного уровня нагрузки субъектов с одинаковыми доходами.
Обязательность - неизбежность выплаты налога в добровольном или принудительном порядке.
Социальная справедливость (горизонтальная и вертикальная) – обеспечение государством установления ставок налогообложения и налоговых льгот так, чтобы они ставили всех налогоплательщиков приблизительно в равные условия.
1.2 НДС как один из важнейших налогов в РФ
НДС (налог на добавленную стоимость) - это один из видов косвенных налогов который, в обязательном порядке включается в стоимость товара или услуги. Иначе НДС можно назвать налогом на потребление.
Объекты НДС представлены в приложение А.
НДС является одним из видов налогов, которые включаются непосредственно с стоимость реализуемых товаров и услуг. Величину НДС, которую уплачивает покупатель, можно увидеть в чеке, который выдает продавец при покупке – в нем сумма НДС выделяется в форме отдельной графы .
Также для покупателей НДС можно рассматривать в качестве некоторой надбавки к цене товара, которая взимается государством, т.е. продавец на первоначальном этапе включает эту надбавку в цену товара или услуги, а потом перечисляет в государственную казну.
Стоит отметить, что все-таки реальными плательщиками данного налога являются покупатели – частные лица, так как хозяйствующие субъекты принимают чаще всего НДС к вычету.
Рассмотрим сущность НДС на примере.
Так, как правило, в процесс производства товара или услуги вовлекаются несколько участников, при этом участие они принимают последовательно. Например, чтобы собрать диван сначала необходимо привести дерево из леса, из которого будут сделаны доски. Также чтобы собрать диван понадобится фурнитура, деревянные детали необходимо покрыть лаком, а далее необходимо доставить готовое изделие в магазин. И на всех этапах в обязательном порядке уплачивается НДС:
1. Организация, которая занимается лесозаготовкой, отчисляет HДC в бюджет при реализации бревен;
2. Организация, которая занимается изготовлением досок, перечисляет в государственную казну НДС с разницы между стоимостью бревен и досок;
3. Фабрика, изготовившая мебель, также перечисляет разницу в НДС (между ценой досок и мебели) при реализации мебели в магазин;
4. Организация, предоставляющая услуги, также уплачивает НДС со стоимости своих услуг и т.д.
Таким образом, каждый следующий участник такой цепочки автоматически снижет величину НДС с реализуемого товара или услуги на величину НДС, который был уплачен в государственную казну предыдущим участником. Можно сказать, что платеж рассчитывается только на определенную часть стоимости, а именно на ту, которая увеличивает ценность товара или услуги в результате проведенных работ.
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщиками НДС являются :
Организации (российские и иностранные, а также международные организации и их филиалы и представительства на территории России);
индивидуальные предприниматели;
лица, деятельность которых связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (приложение Б).
Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:
налогоплательщики «внутреннего» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
налогоплательщики «ввозного» НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.
Лица, которые перемещают товар через таможенную границу Таможенного союза, платят НДС только тогда, когда такая обязанность установлена для них Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Органы государственной власти и местного самоуправления также признаются плательщиками НДС.
Налоговым кодексом также предусмотрены случаи, при которых организации и предприниматели освобождаются от уплаты НДС - ст. 145, 145.1 НК РФ. Следует помнить, что освобождение от обязанностей плательщиков НДС предоставляется при соблюдении определенных условий и на ограниченный срок. И действует оно только в отношении уплаты «внутреннего» НДС.
1.3 Нормативно-правовая база НДС
Согласно ст. 164 НК РФ при расчете НДС в России действуют следующие налоговые ставки – 0%, 10%; 20%. Применяются также расчетные ставки – 10/110, 20/120. Существует еще расчетная ставка 16,67. Ее применяют только в двух случаях – при продаже предприятия в целом как имущественного комплекса и при реализации электронных услуг иностранными организациями. Размер ставки зависит от того, какие товары, работы, услуги реализует продавец.
Стандартная ставка НДС Основная ставка НДС в России – 20%. Она применяется к большинству операций, при условии, что продукция не попадает под льготные ставки. Государство увеличило ставку НДС до 20% с 2019 года. До этого времени использовалась ставка 18%.
НДС по стандартной ставке 20% начисляют:
при реализации товаров, работ, услуг, для которых не предусмотрено налогообложение по нулевой или 10-процентной ставке;
при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд;
при ввозе импортных товаров, реализация которых не облагается по пониженной ставке.
В перечень товаров по сниженной ставке включена социально значимая продукция. Ставку НДС 10% применяют:
при ввозе и реализации на внутреннем рынке детских товаров;
при ввозе продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908. Это мясо скота, птицы, яйца, молочные продукты и прочее;
реализации на внутреннем рынке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Исключение – издания рекламного или эротического характера; внутренних авиаперевозках пассажиров и багажа.
Полный список товаров можно посмотреть в п. 2 ст.164 НК РФ. Право применения пониженной ставки НДС 10% придется подтвердить документами. Это могут быть сертификаты соответствия, заключения центров контроля качества или независимых экспертов, справки Роспечати для книг и учебных программ .
Кроме того, с 1 июля 2020 года в перечень продуктов по ставке НДС 10% с содержанием молока и его заменителей введены: продукты, произведенные по технологии сыра; напитки, коктейли, кисели; желе, соусы, кремы, пудинги, муссы, пасты и суфле; консервы и продукты сухие, кон
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (02.07.2021 N 305-ФЗ) / Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. М., 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03.08.2018 N 303-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. М., 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/
3. Абажуров, Е. А. Проблемы налогов / Е. А. Абажуров. – Москва: Пресс. – 185 с. «Экономика и право». 2017 С. 1-6.
4. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. – М.: Проспект, 2020. - 272 с.
5. Арзуманова Л. Л., Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. Общая часть. – М.: Норма, 2019. - 52 с.
6. Базилевич О. И., Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.
7. Баймакова, И. А. Налог на добавленную стоимость. Сложные вопросы исчисления и уплаты. Материалы «1С: Бухгалтерский и налоговый консалтинг» / И.А. Баймакова. - М.: 1С, 2018. - 100 c.
8. Балихина, Н.В., Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
9. Бакина, С. И. Налог с продаж / С.И. Бакина. - М.: Бератор-Пресс, 2018. - 160 c.
10. Грачева Е. Ю., Налоговое право / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. - 224 c.
11. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. - М.: Дашков и ко, 2020. - 195 c.
12. Жадан, И. Э. Шпаргалка по налогам и налогообложению / И.Э. Жадан. - М.: ЭКОЛИТ, 2019. - 655 c.
13. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. - М.: Бизнес-пресса, 2019. - 240 c.
14. Морозов, А. А., Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2018. - 104 c.
15. Налоги и налогообложение. - М.: Питер, 2021. - 256 c.
16. Налоговый контроль. - М.: БГЭУ, 2019. - 220 c.
17. Налоговая политика. Теория и практика. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 520 c.
18. Налоговое право., Учебник / под ред. Цинделиани И. А. – М.: Проспект, 2020. - 704 с.
19. Нестеров, Г.Г. Налогообложение организаций финансового сектора экономики / Г.Г. Нестеров. - М.: Рид Групп, 2021. - 351 c.
20. Пайзулаев, И. Р. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебное пособие / И.Р. Пайзулаев. - Москва: Высшая школа, 2019. - 168 c.
21. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2021. - 688 c.
22. Перов, А. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт-Издат, 2021. - 800 c
23. Смолицкая Е.Е., Законные налоговые схемы. – М.: Проспект, 2020. - 288 с.
24. Специальные налоговые режимы / Л.В. Попова и др. - М.: Дело и сервис, 2021. - 288 c.
25. Суглобов, А. Е. Основы налогового планирования / А.Е. Суглобов, М.И. Мигунова. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 248 c.
26. Теория и практика налогообложения / Под редакцией Н.И. Малис. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 384 c.
27. Тимофеев Е. В., Налоговое право России – практическое и увлекательное. Полутом I. От основ к источникам и основным принципам. – М.: Арт-Ресурс, 2018. - 350 с.
28. Толкушкин, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Толкушкин, А.В. Перов. - М.: Юрайт, 2020. - 672 c.
29. Филина, Ф. Н. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы / Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. - 368 c.
30. Шестакова, Е. В. Налоги, аудит, налоговые проверки / Е.В. Шестакова. - М.: Феникс, МарТ, 2019. - 528 c.