Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в роли косвенного обложения налогами в бюджете России, которые располагают стратегическим, фискальным и экономическим значением в жизни государства. В этой связи появляется проблема сбора таких налогов.
Экономисты и аналитики обоснованно аргументируют преимущества прямых налогов над косвенными налогами. Это наглядно демонстрируют труды русских и зарубежных ученых по проблемам косвенного обложения налогами в сегодняшней налоговой системе России, которая далека от полной своей реализации. Одновременно прослеживается курс к переоценке ролевой значимости косвенных налогов в бюджетных доходах, которая исходит из числового подхода и особенности администрирования.
Аргумент, который дает преимущество косвенным налогам так – это способность осуществлять сбор в привлекательных объемах отражающиеся в налоговых доходах. Если исходить из теории обложения налогами, то такие доходы подрывают собственную налоговую базу. Потому государство, стремится к удовлетворению потребностей при помощи прямых налогов, экономически интересуется ростом доходов и ростом уровня жизни граждан, и в целом развитии экономики. Косвенные налоги обладают обратным процессом. Ограничивая спрос и предложение, они направляются на сдерживание темпов экономического роста, прямо сокращая располагаемые доходы, и снижают уровень облагаемой базы. Социздержки рынка при этом растут.
Теоретической базой работы стали исследования учёных, которые заинтересованы в изучении финансовой наукой и системой обложения налогами - М.Д. Абрамов, Е.В. Бушмин, Е.Н. Голик, И.С. Землянская, А.А. Соколов, Н.М.Турбина, А.Ю. Фѐдорова и другие.
Объектом в работе выступают косвенные налоги (НДС, акцизы и др.).
Предметом в работе считается методология косвенного обложения налогами.
Цель работы заключается в изучении экономического и фискального значения косвенных налогов и их реформирование.
Задачи необходимые для раскрытия цели:
- обосновать роль косвенных налогов в современной системе обложения налогами в России;
- проанализировать динамику платежей по налогу на добавленную стоимость и акцизам за 2018-2020 года;
- выявить проблемы в системе косвенных налогов и наметить пути реформирования.
Информационно-эмпирическую базу работы составили материалы ФСГС РФ, ФНС РФ, МЭР РФ, Министерства финансов РФ, сведения официальных сетевых ресурсов, статьи научно-практических конференций и периодики, монографии отечественных и зарубежных ученых.
Работа состоит из введения, двух глав, с параграфами, заключения и список использованной литературы.
1. Роль косвенных налогов в современной системе обложения налогами
Сегодня система налогов обладает множеством инструментов, при помощи которых осуществляет регулировку экономики и социосферы, и помогает правительству распределить национальные доходы. Роль системы обложения налогами невероятно велика как способа управления финансовыми потоками при помощи реализации функции управления и регулирования.
Налогом считается обязательная, индивидуальная и безвозмездная оплата, которая взимается с компании и физического лица в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денег, для финансового обеспечения работы государства и муниципальных образований (НК, статья 8) .
Для благополучной работы налоговой системы требуется соблюдение условий:
– снабжение комфортных условий развития бизнеса, при помощи понижения налоговой нагрузки;
– выстраивание налоговой системы под растущие потребности бюджета;
– налоги носят справедливый характер, что гарантирует стабильность в обществе.
Рассмотрим более подробно: первое условие исполняется как стимул производства и бизнеса, что отдает устойчивостью и своевременностью при поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет; второе условие исходит из полноты доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования в экономику, формируя при этом централизованные и децентрализованные фонды государства; третье условие берет на себя всё налоговое бремя с учетом уровня доходов разных слоев социума, а при помощи бюджета налоги перераспределять в малообеспеченную часть населения.
Снижение налоговой нагрузки на производство и сферу услуг эффектно уменьшает прямые налоги. Малые ставки налога на прибыль, налога на доходы физических лиц разрешает субъектам приобретать определенного количество средств в собственное распоряжение и по возможности правильно распределять.
Косвенные налоги имеют преимущества:
- возвратный характер для бизнеса;
- стабильный источник поступлений в бюджет;
- наличие комплекта косвенных налогов и дифференцированных ставок получаем прогрессивный и справедливый метод обложения доходов разных социогрупп.
Рассмотрим подробнее эти факторы. Противники косвенного обложения налогов утверждают, что оно создает препятствие в продвижение товаров от продавца к покупателю, но при этом косвенные налоги обладают и разный характер по отношению к производителю и продавцу, основываясь на качестве, спросе и образованию цены продукта. При утяжелении цены на товары и услуги реализуется возмещение начисленного налога. Это говорит о стимулировании функции косвенных налогов. Из—за того, что косвенные налоги начисляются на уже сформировавшуюся цену и служат отражением в фиксированной ставке, стоит одновременно говорить и о необходимости регулировать элементы себестоимости, прибыли для установления спроса по указанной цене .
О том, что косвенные налоги всегда и везде возникали как высокодоходный источник бюджета, подтверждено историей и официальной статистикой, представленной в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Законопроект № 875579-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы НДС оформленных физическим лицам – гражданам иностранных государств при реализации им товаров» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/875579-7 (дата обращения 05.03.2022)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2022. – 464 с.
3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=108960 (дата обращения 05.03.2022)
4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги) – Москва, март 2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf (дата обращения 04.03.2022)
5. Налоговая статистика – Федеральная налоговая служба. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 25.02.2022).
6. Краткая информация об исполнении федерального бюджета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g (дата обращения: 28.02.2022)
7. Министерство финансов РФ – Официальный сайт – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_period_2023_i_2024_godov (дата обращения 05.03.2022)
8. Буров В.Ю. Определение масштабов теневой экономики – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vseup.ru/static/articles/Burov_- _Issledovanie_tenevoj_ekonomiki_1.pdf (дата обращения 04.03.2022)
9. Волохатая И. В. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ/ И.В. Волохатая, А.В. Плахов // Молодой ученый. – 2016. – №25 (129). – С. 260-262.
10. Гамзатова С.А. Анализ налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3-2 (42). – С. 19-22.
11. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2014. – № 3. – С. 32–33.
12. Инвестиции в человеческий капитал и активизация предпринимательства как факторы экономического роста России / Кармова Б.З., Кашироков Н.А. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-2 (70). – С. 33-38
13. Малый и средний бизнес, перспективы развития в современных условиях / Шидов А.Х., Батова Б.З., Гедгафова И.Ю. // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. – № 11. – С. 217-220.
14. Национальное счетоводство. – М.: Финансы и статистика, 2017. – С. 270.
15. Повышение конкурентоспособности аграрных регионов как решение проблемы импортозамещения сельскохозяйственной продукции / Шидов А.Х., Батова Б.З., Гедгафова И.Ю. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 11. – С. 221-224.
16. Повышение социально-экономического потенциала региона в развитии конкурентных преимуществ предприятий регионального производственного комплекса / Шидов А.Х., Батова Б.З. // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. №2-3. – С. 192-199.
17. Цифровая валюта: как учитывать, как платить налоги и какими будут штрафы? // Экспертная компания PwC - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/services/tax-consulting-services/legislation/tax-flash-report-2020-60.html (дата обращения 05.03.2022)