Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основ изучения эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 7
1.1 Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе 7
1.2 Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР 12
Выводы по главе 1 20
Глава 2 Научно-эмпирическоеисследование динамика проявления эмоций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 23
2.1 Изучение состояния эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 23
2.2. Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список источников 48
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования содержится в том, что вопрос исследования эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития становится наиболее значительным потому, что число детей с проблемами в эмоциональной сфере постоянно увеличивается. Данное увеличение связано как с биологическими, так и с социальными проблемами, которые порождают эмоциональную дезадаптацию у дошкольников с задержкой психического развития. Исследование причин, которые воздействуют на формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития, обусловливаются повышенной степенью риска в отношении к формированию у дошкольников с пониженной эмоциональной сферой девиантного поведения.
У дошкольников с задержкой психического развития отмечается понижение эмоциональной сферы, что может привести к проблемам в познавательной, трудовой, игровой и образовательной деятельности.
В трудах ученых важнейшее ударение делался на исследование познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (H.A. Никашина, Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер и др.). В то же время, эмоциональная сфера сильно воздействует на социальную компетентность дошкольников и стимулирование образовательной деятельности (У.В. Ульенкова, Н.Л. Белопольская, Е.А. Екжанова и др.).
Эмоциональная сфера детей 6-7 лет с задержкой психического развития в настоящее время порождает справедливый интерес ученых (Н.Л. Белопольская, E.H.Васильева, И.И. Мамайчук и др.), потому, что правильно обращаться не только к умственным способностям, как к показателю нормального или же проблемного развития, но и к личности и эмоциональным характеристикам развития дошкольника. Тем не менее, как представляет теория и практика, оказание поддержки этим дошкольникам в формировании их эмоциональной сферы, располагают ресурсами довольно большие и не всегда обнаруженные ресурсы.
Изучению личных характеристик эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, в настоящее время, уделено мало. Эмоциональная сфера с поведенческой стороны рассматривается, как правило, отталкиваясь от отрицательных проявлений. Однако результативность психолого-педагогических условий, заключается не столько в утверждении отрицательных проявлений, сколько в установлении зоны развития, на основании которой допустимо выстраивание коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.
Следовательно, вопрос научно-методического обеспечения данного направления работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития является одним из первостепенных в специальной педагогике и психологии. Поэтому, изучение психолого-педагогических условий, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития, и разработка комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы, особенно актуально.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Противоречие исследования, определила проблему: каковы психолого- педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить динамика проявления эмоций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс проявления эмоций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: психолого-педагогические условия динамика проявления эмоций у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста .
Гипотеза: развитие эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если реализовать следующие психолого- педагогические условия:
– определено содержание работы по развитию эмоциональной сферы в соответствии с уровнем развития у дошкольников навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
– выстроена последовательность работы по развитию умения определения выразительности мимики у детей, умения применять мимику при показе эмоций;
– разработаны игры и упражнения направленные на развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и эмоции других.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогических условия развития эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.
Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
Экспериментальная база: эксперимент проведен в МБУ детский сад№200 «Волшебный башмачок». В эксперименте приняли 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
.
Глава 1. Теоретические основ изучения эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
1.1 Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе
Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями). В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни [3c. 25].
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В. Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале XX века писал: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи — приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре [3 c. 1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности [Текст]
/Г.Г. Акмамбетов.–М.: Логос, 2012.–258с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] /Под ред. К.С. Лебединской – М.: Логос, 2012. – 125 с.
3. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.–М.: АСТ, 2012.–196с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: Курс лекций /Ю.К. Бабанский. – М.: Инфра–М, 2011.–236с.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие /Л.Н. Блинова– М.: НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]
/Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2011. – 400 с.
7. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для педагогических институтов /Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2012.–248с.
8. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова// Дефектология – 2013. – №1 –С. 18–24.
9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав– М.: Академия, 2014. – 144 с.
10. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.– СПб.: Питер, 2012. – 145 с.
11. Ведерников, М.В. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /М.В. Ведерников. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 96с.
12. Воспитание дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. фак– овдошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Под ред. А.А. Скворцова. — М.: Педагогика, 2012.–324с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.:АСТ, 2014. – 672 с.
14. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Логос, 2014. – 450 с.
15. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] /Р.М. Грановская .– СПб.: Изд–во ЛГУ, 2012.– 279 с.
16. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] /Т.А. Данилина. – М.: Айрис–пресс, 2013. – 160 с.
17. Дети с временными задержками развития [Текст] /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: АСТ, 2011. – 208 с.
18. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] /А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 2011.–357с.
19. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] /О.А. Журбина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 157 с.
20. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2–х т. т.I. Психологическое развитие ребенка [Текст] /А.В. Запорожец. – М.: Логос, 2010.–357с.
21. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: монография / А.В. Запорожец – М.: ЮНИС, 2013. – 178 с.
22. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: Хрестоматия / О.В. Защиринская–СПб.: Речь, 2014. – 168 с.
23. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. –СПб.: Питер, 2012. – 324 с.
24. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика[Текст]/Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
25. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
26. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5–7 лет [Текст] /Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 160 с.
27. Линдсли, Д.Б. Эмоции [Текст] /Д.Б. Линдсли. – М.: Инлит, 2013. – 128с.
28. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития /В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М.: Логос, 2014. – 256 с.
29. Милнер, П. Физиологическая психология[Текст] /П. Милнер. – М.: Мир, 2010. – 246 с.
30. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб.для студентов пед. ин– тов /В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера.–М.:Логос, 2012.–236с.
31. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов [Текст] /В.Б. Никишина – М.: Владос, 2013. – 128 с.
32. Основы специальной психологии [Текст] /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
33. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №2. – С. 66–69.
34. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /С.С. Попова // Молодой ученый. — 2011. —
№1. — С. 221–224.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2012. – 720 с.
36. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] /Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014. – 240 с.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] /Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011.– С. 45–58.
38. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Курс лекций /И.Ф. Харламов. – М.: Логос, 2012.–384с.
39. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Апрель Пресс, 2012. – 176с.
40. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] /В.И. Ядешко, В.А. Сахина. –М.: Логос, 2010.–С. 215–234.