Фрагмент для ознакомления
2
В основе Федерального государственного общеобразовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-
деятельностный подход, который играет важную роль в процессе обучения и
развития активной, разносторонней и максимально самостоятельной
познавательной деятельности школьника [25].
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач [27] .
На протяжении всего начального, обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Данная форма обучения давно и обстоятельно проработана в различных научных исследованиях, но ещё не столь широко распространена на практике. Факт редкого использования групповой работы на уроке объясняют следующим: отсутствием достаточной информации об этой форме организации обучения, малочисленностью методической литературы и дидактических материалов для организации групповой работы в начальных классах, а также ориентацией традиционной школы почти исключительно на фронтальные и индивидуальные формы учебной работы [9].
Многие исследователи: А.И. Божович, В.Я. Ляудис, А.А.Люблинская, Д.Б. Эльконин, - склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и учащихся зависит характер учебных мотивов и эффективность обучения. И эта зависимость оказывает серьёзное влияние на младшего школьника.
Проблема исследования заключается в недостаточно полном использовании педагогами начальных классов групповых форм при организации деятельности учащихся на уроках.
Тема исследования: «Использование групповой работы на уроках русского языка в младших классах».
Объект исследования: организация взаимодействия учащихся групповой работы на уроках русского языка в младших классах.
Предмет исследования: педагогическая организация групповой работы на уроках русского языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что организация групповой работы на уроках русского языка в начальных классах будет эффективной если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- учитель подбирает задания и задачи, соответствующие познавательным возможностям различных групп учащихся;
- отслеживает работу детей в группе, подводит результат работы;
- учащиеся анализируют свою работу в группе, подводят итоги.
Цель: изучить педагогические условия организации групповой работы на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие
задачи:
1. Изучить и систематизировать литературу по педагогике и методике обучения русского языка в младших классах по теме исследования.
2. Охарактеризовать групповую работу как форму взаимодействия в младших классах.
3. Рассмотреть особенности групповой работы на уроках русского языка.
4. Разработать конспект урока по русскому языку с включением групповой формы работы.
В рамках исследования применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение, анализ и систематизация информации по теме исследования);
– эмпирические методы (разработка конспекта урока).
Глава 1. Педагогическая характеристика организации групповой работы младших школьников на уроках русского языка
1.1.Групповая работа как форма организации взаимодействия в младших классах
Организация групповой работы в учебном процессе, как тема исследования, была проработана многими учеными. Значимый вклад в изучение данного вопроса внесли М. Д. Виноградова, И. Б. Первина, Х. И. Лийметс, В. К. Дьяченко, А.Г. Ривин, братья Роджер и Дэвид Джонсон. А также основные правила, особенности и признаки работы в группах рассматриваются в исследованиях Г. А. Цукерман, Т. Г. Блиновой, Н. Г. Калашникова и других авторов. Концепции развития совместной деятельности и ее организации подробно представлены в работах С. И. Поздеевой .
Перед школой, как образовательным учреждением, стоят задачи научить учащегося работать в коллективе посредством постоянного активного взаимодействия всех учащихся между собой и с учителем, самостоятельно, критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действии, принимать решения, высказывать свою точку зрения и уметь ее аргументировать. Внедрение и применение групповых форм работы может помочь в решении данных образовательных задач. Каждый учитель стремится воспитать детей, умеющих и желающих учиться, высказывать свое мнение, доказывать его, спорить, задавать вопросы, занимать позицию исследователя, проявлять активность, самостоятельность и инициативность, как в получении новых знаний, так и в жизни в целом. Как писала Г.А. Цукерман, «умение учиться - это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества» [29].
Обучение, которое включает в себя использование групповых форм организации работы на уроке, обеспечивает формирование класса как учебного сообщества, которое ставит учебную задачу, ищет пути ее решения, последовательно выполняет действия и использует полученные результаты для решения широкого круга частных задач. Но не стоит забывать, что качество выполняемой работы во многом зависит от учителя. Ведь знаний о методах, приемах и форм организаций работы недостаточно. Необходимо искать и уметь подбирать материал для работы в группе, который будет способствовать развитию вышеперечисленных умений школьников.
Данная форма не так широко распространена среди практического применения, но довольно-таки тщательно изучена и проработана в различных научных исследованиях. Использование групповой работы на уроках литературного чтения бывает не таким частым явлением. Это объясняют следующим: недостаточное количество рекомендуемой методической литературы, дидактических материалов для организации работы в группах, повышенная трата времени учителем и учащимися на подготовку к такой работе, поиск и подбор специальных заданий, да и в целом, информации о данной форме работы не так уж много. Что касаемо школ, то они, в основном, ориентированы на привычные традиционные формы учебной работы, такие как: фронтальная и индивидуальная.
В учебном сотрудничестве, о котором идет речь, имеет важное значение групповая работа, так как ее применение дает следующие результаты:
-рост познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся и глубины понимания учебного материала;
-усиление сплоченности класса, возрастание понимания друг друга и самих себя;
-изменение характера взаимоотношений между сверстниками;
-получение навыков, необходимых учащимся не только на занятиях, но и для жизни в обществе: умение слышать не только себя, но и окружающих, строить свое поведение с учетом позиции других участников, принимать разные точки зрения;
-рост самокритичности, оценки своих возможностей, самоконтроля и рефлексии своей деятельности [23].
Одной из задач нашего исследования является раскрыть понятие групповой работы как формы взаимодействия на уроках русского языка. В рамках организации познавательной деятельности обучающихся присутствует разнообразие форм обучения на конкретном этапе урока, которое позволяет повысить мотивацию, интерес к учебному предмету и отойти в сторону от привычных шаблонов. Только умелое сочетание форм обучения, разумное их использование приведут к решению различных учебных задач и проблем. Организация процесса обучения в виде групповой формы обучения способствует предъявлению современным запросам общества, где значимое место отведено групповой форме работы учащихся.
В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Но можно выделить ключевой момент, которым руководствуется большинство исследователей. Под групповой формой обучения они подразумевают способ организации совместной деятельности учащихся в малых групп внутри класса. Чтобы разобраться с этим понятием более детально, мы проанализировали работы разных авторов, которые сейчас предоставим.
Так, И.М. Чередов определяет групповую работу как форму организации обучения, при которой учитель управляет групповой деятельностью учащихся. Данное понятие не отражает характер взаимоотношений учащихся. А это является важным моментом в процессе работы в группах. Ведь если при выполнении задания дети не общаются между собой, то речь идет скорее об индивидуальной работе, нежели чем о групповой .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, И. Н. Пути и способы развитие умения детей младшего
школьного возраста сотрудничать в паре / И. Н. Агафонова // Школа. – 2016. – № 3. – 17−18 с.
2. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего
образования / Л. Л. Алексеев. – 3-е изд. – Москва, Просвещение. 2011. – 84 с.
3. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности
младших школьников : учеб. пособие / Вергелес Г. И. – Москва, ИНФА-М,
2016. – 174 с.
4. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и
воспитание школьников / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин. – Москва,
Просвещение, 1977. – 124 с.
5. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности: учеб.- метод. пособие/ И. М. Витковская.-Псков, 2000.- 96 с.
6. Гикал, Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Начальное образование. - 2009. - № 6. - С. 31-32.
7. Глазкова, Е. И. Применение групповой и фронтальной работы
[Текст] / Е. И. Глазкова // Начальная школа. – 2015. – № 2. – 12–16 с.
8. Журавлева, А. А. Совместная деятельность. Методология, теория,
практика / А.А.Журавлева. – Москва, Изд-во «Социум», 2005. – 67 с.
9. Иконникова, Г. И. Организация групповой формы работы в
начальной школе / Г. И. Иконникова // Актуальные вопросы педагогики. – 2020. – С.58-60.
10. Калинина, О. Б. Технологические карты уроков к курсу «Русский язык. 3 класс»Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой : 3 класс : поурочные разработки. — М. : Дрофа ; Астрель, 2019. — 449 с. :
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и
сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
12. Котов, В. В. Организация на уроках коллективной деятельности
учащихся / В. В. Котов. – Рязань, 2007. – 211 с.
13. Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие
реализации деятельностного подхода / Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова //
Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №3. – С. 17-19.
14. Кулюлина, Н. А. Групповая работа как средство формирования
УУД на уроках в начальной школе / Н. А. Кулюлина // Перспективы развития
науки и образования. – 2017. – С.80-82.
15. Лийметс, Х. Й. Групповая работа на уроке / Х. Й. Лийметс. –
Москва, Знание. 2012. – 64 с.
16. Мухина, И. А. Педагогические мастерские: интеграция
отечественного и зарубежного опыта: Выпуск / Мухина И. А. – Москва,
МИРОС. 2002. – 148 с.
17. Панюшкин, В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / под ред. Л.М. Фридмана. - М., 1978. - С. 38.
18. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2006. - 640с.
19. Поздеева, С. И. Начальная школа - пространство совместной
деятельности / С. И. Поздеева // Вестн. Томского гос. пед. ун-та С. И. Поздеева. – 2003. Вып. 2 (34). – 58–67 с.
20. Прозументова, Г. Н. Педагогика совместной деятельности:
смысловые контексты и образовательная реальность. Школа совместной
деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / Г. Н. Прозументова. – Томск: Дельтаплан, 2010. – 4–16 с.
21. Селюкова, Е. А. Групповая работа в начальной школе как способ
мотивации в учении / Е. А. Селюкова // Сила науки: международный научный журнал. – 2019. – № 6. – С.47–49.
22. Семенов, Д. Д. Педагогические заметки для учителей /
Д. Д. Семенов. – Москва : Просвещение, 2017. – 310 с.
23. Сидоров, С. В. Особенности групповой формы обучения на уроке
[сайт] / С. В. Сидоров – URL: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-257 (дата обращения: 08.03.2021).
24. Смирнова, А. С. Особенности развития мышления в младшем
школьном возрасте / А. С. Смирнова // Молодой ученый. – 2016. – № 11. –
С. 47.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Министерство образования и науки
Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 66 с.
26. Хаджиева, Ф. А. Важные аспекты мышления у учащихся начальных
классов / Ф. А. Хаджиева // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С.237–238.
27. Цукерман, Г. А. Качественные особенности совместной учебной
работы детей / Г. А. Цукерман // Новые исследования в психологии. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – 40 с.
28. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа
формирования умения учиться: автореф. диссертация на соискание ученой
степени доктора психологических наук / Г. А. Цукерман. – Москва,
Педагогический центр «Эксперимент», 2000. – 39 с.
29. Цукерман, Г. А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г. А. Цукерман // Вопросы образования. – 2010. – № 1 . – С. 42–89.