Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность представителей опасных профессий неразрывно связана с физиологическими и стрессовыми нагрузками. Лица, которые регулярно находятся в состоянии нервно-психического напряжения, вызванного личностным риском и долей ответственности за жизнь и благополучие других людей, находятся в группе риска по возникновению невротических состояний, вызванных стрессовыми нагрузками.
«Высокий уровень профессионального стресса и его продолжительный характер становятся причиной снижения адаптационных ресурсов и обусловливают возникновение проявлений психической дезадаптации у сотрудников следственных органов. На развитие состояний дезадаптации существенное влияние может оказывать стаж профессиональной деятельности» [9c. 2]. В зависимости от продолжительности нахождения сотрудника в опасной профессии, как следствие продолжительность влияния стрессовых нагрузок, наблюдаются некоторые особенности реакций на стресс. Возраст кадра так же может сказывается на данных особенностях. Профессиональная адаптация и стрессоустойчивость являются неотъемлемой составляющей продуктивной и безопасной работы сотрудников, чья профессия связана с опасностью. Следовательно, необходимо исследовать и выявлять те самые особенности реакций на постоянный стресс в зависимости от того, какой стаж и возраст у того или иного лица.
Разработанность темы. Степень разработанности феномена стресса довольно высока. Он рассматривается с разных сторон в статья и книгах многих авторов. «Феномен стресса и процессы адаптации более века находятся в фокусе внимания ряда гуманитарных и естественных наук.
Проблемное поле стресса охватывает многие сферы жизнедеятельности человека, занимая одно из центральных мест в медицине, биологии и психологии» [2 с.2]. Вопросами стрессовых реакций занимались и занимаются многие ученые: А.В. Алексеев, Л.П. Гримак, В.И. Лебедев, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров, М.С. Яницкий, Г. Селье, Р. Лазарус и др. В данном исследовании же стресс взят в рамках его проявления у представителей опасных профессий, но это лишь незначительно уменьшает поле разработанности темы.
Изучение стрессовых реакций у представителей опасных профессий позволяют понять, как тот или иной сотрудник проявит себя в ситуации стресса. «Например, по наблюдениям В.И. Лебедева, у подводников, летчиков и космонавтов вследствие сознания угрозы для жизни присутствует постоянная готовность к действиям, которая, однако, не всегда ими осознаётся» [19 с.1].
Постановкой научной задачи является понимание особенностей стрессовых реакций у представителей опасных профессий в зависимости от их возраста и стажа работы, а также исследование эмпирическим путём данной темы.
Целью настоящей курсовой работы является разработка и анализ результатов эмпирической программы исследования особенностей стрессовых реакций у представителей опасных профессий в зависимости от их возраста и стажа работы.
В задачи данной работы входит:
1. Ознакомление с необходимыми литературными источниками, рассмотрение феномена стресса у представителей опасных профессий;
2. Выделение информации, необходимой для написания курсовой работы, соответствующей теме;
3. Разработка эмпирической программы исследования;
4. Анализ информации согласно целям работы;
5. Сравнение с помощью математической статистики результатов эмпирического исследования.
Гипотеза. У сотрудников опасных профессий существуют особенности проявления стрессовых реакций в зависимости от их возраста и стажа работы.
Объект: стресс у представителей опасных профессий.
Предмет: особенности стрессовых реакций у представителей опасных профессий.
Методом написания данной курсовой работы являются теоретический анализ литературы по рассматриваемой теме и постановка эмпирического исследования.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы при диагностике представителей опасных профессий в разный период их профессиональной деятельности.
Структура работы: работа состоит из 2-х глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Изучение феномена стресса в России и за рубежом
Стресс это психофизиологический феномен, о котором впервые, как о «синдроме, вызываемыми разными повреждающими агентами» написал канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. А сам термин «стресс» ввел Уолтер Кэннон в своей работе «бороться или бежать».
1.1. Понятие феномена стресса: определение и общая характеристика.
В концепции Г. Селье стресс трактует как, «генеральный адаптационный синдром» и выделяет структурно-динамические характеристики этого феномена:
«Общая стадия тревоги»; «Стадия ризистентности»; «Стадия истощения».
Физиология стрессовых реакций изучена подробно.
Первая стадия, это ответ организма на внешний стрессор (стимул). Происходит активизация симпатической нервной системы, усиливается секреция адреналина, повышается концентрации сахара в крови, происходят значительные гормональные изменения за счет усиления работы надпочечников.
На второй стадии организм способен оказать «сопротивление» воздействующему стрессору, то есть мобилизоваться и решать на максимально возможном для него уровне определенные задачи. Однако человек на этой стадии обладает ограниченными энергетическими ресурсами.
На третьей стадии, в силу исчерпанности адаптационных резервов энергии, возможно истощение организма, снижение его сопротивляемости, которое проявляется в возникновении различных заболеваний, а дистресс способствует и нарушению психической активности личности.
Дистресс - наступает при очень частых и сильных стрессах, в сочетании неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, "обидной несправедливости" требуемых усилий [15].
Также Селье выделял эустресс, как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти .
Реакции организма на стресс направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению стрессовых эффектов. Данная трактовка, по мнению Л. А. Китаева-Смыка, ведущего отечественного специалиста в данной области, является наиболее верной.
Перенесение физиологии стресса в область психологии, по мнению R. Lasarus мало эффективно, так как психологический и физиологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов. Психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей [2].
Итак , стресс является психофизиологической реакцией, которую невозможно избежать и она необходима человеку, так как подготавливает психику человека к более сложным ситуациям.
1.2. Основные направления изучения стресса у представителей опасных профессий.
Профессиональный стресс − это напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.
Специфика понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447–466
2. Бабурин С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Пенитенциарная наука. 2014. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-stressa-i-adaptatsii-v-penitentsiarnoy-psihologii
3. Бильданова В.Р., доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – С.10
4. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Белякова М.Ю. Прогноз адаптивности сотрудников силовых структур в условиях моделирования стресса // Психология. Психофизиология. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-adaptivnosti-sotrudnikov-silovyh-struktur-v-usloviyah-modelirovaniya-stressa
5. Гилл Джит. Все о стрессе / Джит Гилл. - М.: АСТ, Олимп, 2017. - 192 c.
6. Даников, Н. И. Бессонница. Депрессия. Неврозы. Страхи. Стрессы / Н.И. Даников. - М.: Этерна, 2012. - 800 c.
7. Епанчинцева Г.А., Козловская Т.Н., Семенова К.В. О роли стрессоустойчивости в профессиональной деятельности военнослужащих // НАУ. 2015. №2-8 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-stressoustoychivosti-v-professionalnoy-deyatelnosti-voennosluzhaschih
8. Жевнеров В.А., Жевнеров Е.В., Возможность дистанционного контроля стрессорного состояния лиц опасных профессий // ГИАБ. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-distantsionnogo-kontrolya-stressornogo-sostoyaniya-lits-opasnyh-professiy
9. Кабанова Т.Н., Дубинский А.А., Московская М.С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stazh-professionalnoy-deyatelnosti-kak-faktor-determiniruyuschiy-razlichiya-v-vospriyatii-stressa-u-sotrudnikov-sledstvennyh-organov
10. Китаев-Смык, Л.А. Китаев-Смык Л.А. Сознание и стресс. Творчество. Совладание. Выгорание. Невроз. / Л.А. Китаев-Смык. - Москва: Машиностроение, 2015. - 1645 c.
11. Ковалева М.Е. Психофизиологические предикторы психической адаптивности у специалистов опасных профессий (на примере военнослужащих) / М.Е. Ковалева, В.Г. Булыгина // Психология и право. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 137–150.
12. Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности проявлений психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем работы // Меди- 68 Прикладная юридическая психология № 1 2019 ко-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 67–72.
13. Носс, И.Н. К вопросу о личностнопрофессиональной спецификации сотрудников следственных подразделений / И.Н. Носс, Т.И. Бородина, Т.Н. Кабанова // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). – С. 84–92.
14. Саламатов, В. Е. Лекарство от стресса. Нервно-психическое здоровье человека / В.Е. Саламатов. - М.: Амфора, 2013. - 2453 c.
15. Селье, Г. Стресс без дистресса; М.: Прогресс - Москва, 2012. - 125 c.
16. СмирноваН.Н. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие / – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. –с. 164
17. Тишакин Д. И. Механизмы стрессовых реакций у лиц опасных профессий: методология психофизиологического исследования // Бюллетень сибирской медицины. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-stressovyh-reaktsiy-u-lits-opasnyh-professiy-metodologiya-psihofiziologicheskogo-issledovaniya
18. Хлыбова К.Ю. Особенности развития невротических состояний у пожарных с разным стажем деятельности // Вестник магистратуры. 2021. №3-2 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-nevroticheskih-sostoyaniy-u-pozharnyh-s-raznym-stazhem-deyatelnosti
19. Шевченко Т.И., Макарова Н.В., Бохан Т.Г. Стрессоустойчивость специалистов опасных профессий МЧС России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №369. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-spetsialistov-opasnyh-professiy-mchs-rossii
20. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: «Речь», 2007. - 950 с.
21. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., Академия, 2003. - 123 с..
22. ., Шпорт С.В.,Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Проничева М.М. Влияние экстремальных факторов служебной деятельности на психическое здоровье специалистов опасных профессий (обзор зарубежных исследова ний) // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2017. № 3. С. 93–100.