Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Крушение на рубеже 80 - 90-х годов XX столетия биполярного миропорядка, основы которого были заложены на Ялтинской (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля - 2 августа 1945 г.) конференциях и почти полвека обеспечивавшие относительную стабильность системы международных отношений и мировой политики в целом, привело к серьёзному геополитическому кризису. Прекратил своё существование СССР как одна из двух сверхдержав, выступавших в качестве опоры прежнего миропорядка. Наступила ситуация неопределённости, переходного этапа в мировом развитии.
В связи с этим возникает насущная потребность, во-первых, в глубоком анализе произошедших за последние годы изменений в мире, в чётком понимании реально складывающейся глобальной обстановки, а во-вторых, в поиске новых форм существования системы международных отношений, в выявлении хотя бы самых общих черт будущего миропорядка. Каким будет этот «постбиполярный мир», какие принципы и ценности будут положены в его основу, каковы исторические перспективы его существования — вот актуальные и далеко не праздные для всего мирового сообщества вопросы.
Облик мира определяется системой взаимоотношений ведущих субъектов мировой политики, представляя собой сложное переплетение ценностных установок, стратегических целей и конкретных интересов. Но при этом всё же нельзя не учитывать и объективно заданные параметры поведения тех или иных политических сил на мировой арене, связанные с пространственно-временным расположением.
Наступивший геополитический кризис вынуждает пересматривать прежние модели и сценарии мирового развития. На повестке дня стоят острые дилеммы, требующие своего концептуального и практического разрешения: распространение глобального хаоса или создание новой упорядоченной системы международных отношений; продолжение исторического прогресса человечества или наступление некоего «конца истории»; постепенное обретение миром своего единства посредством процессов глобализации или дальнейшее усиление его разделённости и расколотости по самым различным основаниям (экономическим, политическим, социальным, культурным, этническим, религиозным); реализация однополярного геополитического проекта как дающего миру искомую стабильность или неизбежная эволюция структуры международных отношений в сторону многополярности, разнообразия активно действующих субъектов мировой политики.
Степень научной разработанности проблемы. В духе реализма выдержаны многие теоретические геополитические исследования рубежа 80 — 90-х годов XX столетия, в которых главное внимание уделяется проблемам содержания и динамики национальной мощи великих держав, её проекции на стратегически важные регионы мира; факторам и условиям, предопределяющим подъём и упадок великих держав; анализу процесса распада биполярного миропорядка и формирования новой структуры международных отношений.
После распада СССР и биполярного порядка на Западе был создан целый ряд геополитических концепций, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от видения перспектив будущего состояния структуры мировой политики. К первой группе относятся концепции распространения глобального хаоса, который с неизбежностью возникает из-за потери миром своей прежней устойчивости в условиях наступившего геополитического кризиса.
Объектом исследования выступает Россия в новой системе геополитических отношений.
Предметом исследования является возникший на рубеже XX и XXI столетий кризис геополитической структуры мира и изменившееся место России в формирующемся мировом порядке. Особое внимание уделяется основным западным и российским геополитическим концепциям, в которых делается попытка обосновать ту или иную политическую форму существования складывающегося миропорядка в настоящем и ближайшем будущем.
В соответствии с предметом исследования и степенью научной разработанности проблемы основная цель исследования заключается в том, чтобы дать общий анализ современного геополитического кризиса и выявить соответствующую реалиям сегодняшнего дня форму структуры международных отношений, а также проследить трактовку этого процесса в рамках зарубежных и российских концепций геополитики.
Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач: изучение исторических закономерностей формирования и динамики мировых порядков, причин их кризисного состояния; концептуальный анализ современного этапа развития системы международных отношений, её геополитической структуры;
- определение реальных места и роли России в складывающемся мировом порядке через комплексную оценку её геополитического положения и специфику построения системы взаимоотношений с другими субъектами мировой политики;
- оценка современных версий наиболее значимых российских геополитических концепций, применимости их идей к реальной ситуации в России.
Методологические основы исследования. Основными методами, положенными в основу изучения предметной области диссертации, стали метод исторической аналогии и системно-структурный анализ, позволяющие раскрыть содержание современного мирового кризиса через выявление связи различных геополитических эпох и логики внутреннего развития системы международных отношений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Место и роль России в геополитической структуре современного мира
1.1Геополитическое положение современной России: структурный аспект.
В истории государств, как и в жизни людей, на более длительных этапах, где мало возможностей для фундаментальных изменений, следуют короткие отрезки, где конкретное случайное созвездие позволяет людям осуществлять новаторские структурные изменения. Таким этапом многих альтернатив в России был период перестройки. В частности, в 1991 году – когда Борис Ельцин был избран президентом России, переворот против Горбачева не удался, Союзный договор не был заключен, а Беловежское соглашение о роспуске Советского Союза было подписано – чрезвычайно многое зависело от отдельных лиц, а также от случайности. Конечно, даже в эти потрясающие времена спектр перспектив развития России не был безграничным. Таким образом, примерно в 1991 году не было возможности восстановить „советскую власть“ и социализм. Столь же невелики были шансы построить зрелую демократию с регулярной сменой власти за короткое время, как это было сделано в странах Балтии и Восточной Центральной Европы.
С момента перехода президентства Ельцина на Путина весной 2000 года Москва пересмотрела свою внешнюю политику и политику безопасности. При Ельцине международные отношения определялись стремлением включить Россию в "цивилизованное государственное сообщество". Но в то же время они были нацелены на имперский жест, чтобы играть доминирующую роль в Сообществе Независимых Государств (СНГ) и по возможности не допускать западных государств из региона. Статус великой державы России должен быть сохранен и в знак "многополярности" односторонность США должна быть ограничена целенаправленными альянсами с другими центрами, такими как Китай, Индия, Япония и ЕС. Путин попрощался с такими же нереалистичными мечтами великой державы, которые таят в себе опасность изоляции и даже конфронтации с Западом (пример: Косово/Югославия в 1999 году). Вместо этого он стремился к тесным отношениям сначала с ЕС, а затем - усиленным после 11 сентября 2001 года - с Евроатлантическим сообществом в целом с его превосходством США. Центральной причиной изменения положения было понимание новым руководством того, что разрыв между Россией и развитым миром все больше и больше открывался. После сложных потрясений России не хватает ресурсов, чтобы продолжать выступать в качестве равноправного игрока в глобальной игре сил и сбалансировать гегемонию США путем изменения альянсов во взаимодействии с другими центрами многополярной системы.
Действительно, падение экономической эффективности России по отношению к мегаполисам евроатлантического сообщества является резким: таким образом, ее валовой внутренний продукт (ВВП) - в зависимости от расчетов по обменным курсам или паритетам покупательной способности - снизился до уровня Бельгии или Мексики. ВВП США в размере 9300 млрд. Доллар США стоит против российского в размере от 200 до 1000 миллиардов долларов, американские военные расходы в размере 270 миллиардов российских-от 4 до 30 миллиардов (2001 год). Доли западных игроков в мировом ВВП распределяются следующим образом: США - 21 процент, ЕС - 20, Китай-12,5, Япония-7,5-и Россия-2,4.
Уже в своем первом обращении к нации в апреле 2001 года Путин поднял тревогу: "Впервые за последние 200-300 лет Россия действительно рискует вернуться на второе и, возможно, даже третье место среди государств мира". На этом фоне Путин предложил прагматичный, ориентированный на возможности России курс во внешней политике и политике безопасности. Приоритет отдавался внутренней и здесь особенно экономической модернизации: обязательным условием для закрепления России на международной арене считается закрепление страны внутри страны. Это, в свою очередь, требует интеграции России в международное экономическое разделение труда. Таким образом, интеграция-это не столько цель, сколько средство для того, чтобы сделать российскую экономику более эффективной внутри страны и, следовательно, более конкурентоспособной на международном уровне. В этом свете стратегия Путина определяется не столько традиционными геополитическими амбициями, сколько стремлением участвовать в качестве полноправного партнера в международных торговых и финансовых организациях, доминирующих на Западе, и вовлекать страну в процессы глобализации.
В ходе переориентации именно ЕС изначально уделял наибольшее внимание России как центральному партнеру по торговле и экономической модернизации в своих отношениях с Западом. Не случайно в Москве постоянно называют следующие цифры: 52 процента прямых инвестиций в Россию поступают из стран ЕС; чуть менее 40 процентов ее внешней торговли она осуществляет с ЕС, а после присоединения стран-кандидатов в Центральную Европу это будет более 50 процентов; две трети ее природного газа-и половина ее экспорта нефти идет в Европу. В этом свете Москва даже признала определенный приоритет "европейскому направлению" в своей "внешнеполитической концепции" от июля 2000 года. Основные заявления гласят: "Российская Федерация видит в ЕС одного из своих основных политических и экономических партнеров и будет стремиться к интенсивному и длительному сотрудничеству с ним, свободному от экономических колебаний". Для разрешения сноски.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2020 г. N 144.
2. Федеральный закон № 390-Φ3 "О безопасности"
3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне"
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму"
6. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст. 212
7. Галузин А. Ф. О понятии «правовая безопасность» и ее принципах // Правоведение. 2007. № 6. С. 166–177.
8. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. А. В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 511 с.
9. Суздалева А. М., Чикенева И. В., Абузярова Ю. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 200 с.
10. Сергеева, М. А. Правовое обеспечение национальной безопасности / М. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 3-5.
11. Смолин О. Кто боится повторения Великого Октября? / О. Смолин // Аргументы недели.- 2017.- № 4.- С.3.
12. Тонких В. А. Православная педагогика: учебное пособие / В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: Научная книга, 2012.
13. Семененко С. В. Российское предпринимательство в ХХ — начале XXI века: история, право, теория и практика / С. В. Семененко, В. А. Тонких, О. Е. Фарберова.- Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012.
14. Тонких, В. А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз / В. А. Тонких, Н. А. Лытнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2017. —№ 11 (145). С. 404-408.
15. Усмонова, Н. Р. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации / Н. Р. Усмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2018. № 44 (230). С. 189-191.
16. Микаилов, С. М. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности / С. М. Микаилов, А. Н. Богомолов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 68-71
17. Микаилов, С. М. Общественная безопасность как понятие и как стратегический национальный приоритет в сфере обеспечения национальной безопасности / С. М. Микаилов, А. Н. Богомолов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 68-71.
18. Чикенева И. В., Суздалева А. М., Абузярова Ю. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Оренбург: Изд-во оГпУ, 2012. 164 с.