Фрагмент для ознакомления
2
1 Разработка ассортимента горячих закусок для банкета-фуршета
1.1 Ассортимент горячих фуршетных закусок в исследуемом предприятии
Ресторан «Итальянский дворик» — это общедоступное предприятие общественного питания. Высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.
Ресторан рассчитан как на местный контингент жителей, для проведения ими вечернего досуга в данном ресторане, так и на гостей города. Режим работы ресторана установлен с учетом создания наибольших удобств для населения и гостей города: с 12 часов утра, до 24 часов вечера. Также при ресторане имеется отдельный банкетный зал «Loft Hall», режим работы которого установлен с 17.00 и до последнего гостя.
В оформлении банкетного зала преобладает стиль городского лофта, красивая Welcome zone, шоу программа по требованию, удобная парковка, дегустационный сет, знакомство с банкетным залом, а главное - вы можете провести любое мероприятие от свадьбы и дня рождения, до выпускного и конференции. Вместимость банкетного зала - до 80 человек.
Ассортиментом кулинарной продукции предприятий общественного питания называется пере¬чень блюд, напитков, кондитерских изделий, реализуемых на предприятии питания и предназначенных для удовлетворения запросов потребителей.
Различным типам предприятия соответствует определенный ассорти-мент блюд. Для ресторанов характерен широкий ассорти¬мент всех групп блюд (закусок, вторых, сладких блюд, кондитерских изделий), преимущественно сложного приготов¬ления, включая заказные блюда.
Ассортимент считается рациональным, если он в наиболь¬шей степени соответствует спросу потребителей. Обновление ассортимента зависит от его широты и контингента питающих¬ся. На предприятиях питания ассортимент кулинарной про¬дукции представлен в виде меню. Для данного предприятия характерно отдельное банкетное меню, с возможностью дозаказа во время торжества по основному меню.
Для исследования ассортимента горячих банкетных закусок, представленных в банкетном, проанализируем его меню.
1.2 Классификация горячих фуршетных закусок и требования, предъявляемые к сырью для их приготовления
Любой банкет начинается с приветственного фуршета, который представлен разного рода закусками, как холодными, так и горячими.
Фуршетное меню отличается легкостью. Различные мини-блюда (канапе, нарезки, бутерброды) подаются порционно, чтобы без труда взять их рукой или вилкой. Наиболее популярными можно назвать закуски на шпажках (канапе) — невероятно красивое и вкусное фуршетное блюдо. Они представлены различным набором продуктов: морепродукты, мясо и овощи, которые иногда обжариваются в кляре. Могут иметь различную форму.
В качестве горячих блюд стало популярным подача маленьких шашлычков из мяса, рыбы и овощей.
Достаточно распространены снэки — закусочные шарики с начинкой. Некоторые рестораны предлагают в качестве фуршетной закуски пиццу, фокаччо, сладкую выпечку. Достаточно оригинально выглядят на столе валованы — пирожки из слоеного теста с начинкой.
В качестве напитков подаются алкогольные (вино, водка, коньяк) и безалкогольные (соки, воды), которые обязательно сочетаются с предлагаемыми блюдами.
Основной задачей закусок служит утоление голода гостей перед основным банкетом. Закуски должны возбуждать аппетит у гостей. Поэтому ассортимент горячих закусок должен быть достаточно разнообразным и оригинальным. Также важным фактором при составлении ассортимента банкетно-фуршетных закусок служит сохранение презентабельного внешнего вида блюда с течение довольно продолжительного срока.
Горячие закуски принято разделять на следующие категории и располагать их в следующем порядке:
• из рыбы и морепродуктов (закуска из морской рыбы, форшмак, кальмары фри, закуска из жареных креветок и т.п.);
• мясные (фрикадельки в остром соусе, мясо в тесте по-кассельски, сосиски в шлафроке и т.п.);
• из птицы и дичи (итальянские тосты с куриной печенью, суфле из домашней птицы, утка в коньяке и т.п.);
• овощные (гороховое суфле, венгерское лечо, картофельные волованы, тарталетки с овощами и т.п.);
• грибные («грибные пирамиды», грибное рагу, грибы белые, жаренные в сметане, фаршированные грибы и т.п.);
• яичные (шарики из яиц с ветчиной, омлет, яичница с орехами и гранатом и т.п.);
• сырные (сыр бри жареный во фритюре, сыр в кляре, сырные кубики фри, запеченный сыр и т.п.);
• мучные (слоеные булочки с начинкой, рогалики закусочные, закуска из слойки и т.п.).
Из огромного разнообразия горячих закусок всегда можно выбрать те, которые придутся по вкусу разным категориям гостей.
1.3 Физиологическое значение сырья и блюд из него для организма человека
Анализ физиологического значения сырья и блюд из него для организма человека основывается на анализе выполнения основных функций пищи. Различают шесть основных функций пищи: энергетическую (углеводы, жиры и в меньшей степени белки), пластическую (белки, в меньшей степени минеральные вещества, жиры, липиды и углеводы), биорегуляторную (белки и витамины), приспособительно-регуляторную (пищевые волокна, вода), защитно-реабилитационную (профилактические и лечебные свойства качественно различных рационов питания) и сигнально-мотивационную (пряности, пряные овощи, прочие вкусовые вещества).
Энергетическая функция пищи заключается в покрытии энергетических затрат организма. Пластическая функция пищи обеспечивает построение и обновление клеток и тканей. Биорегуляторная функция пищи сводится к участию в образовании ферментов и гормонов, являющихся биологическими регуляторами обмена веществ в тканях. Приспособительно-регуляторная функция пищи способствует нормальной деятельности важнейших систем организма. Защитно-реабилитационная функция пищи заключается в повышении устойчивости организма к инфекциям и другим вредным воздействиям, в том числе профессиональным, в нормализации нарушенного обмена веществ, восстановлении тканей. Сигнально-мотивационная функция пищи сводится к возбуждению аппетита.
Удовлетворение потребности организма в отдельных пищевых веществах, степени их обязательности и наличия или отсутствия запасов в организме каждого из них составляет основу питания человека. Часть пищевых веществ не синтезируется в организме или образуется в недостаточном количестве, то есть является незаменимыми пищевыми веществами. Поэтому незаменимые пищевые вещества должны входить в состав блюд.
Подготовка к реализации, сервировка и оформление горячих закусок для банкета-фуршета
Качество продукции общественного питания - совокупность свойств общественного питания, обусловливающих ее пригодность к дальнейшей обработке и/или употребление в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств [2, c.4].
После присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в России был принят Федеральный Закон «О техническом регулировании» №184. Согласно которому впервые в качестве обязательного требования к безопасности пищевой продукции относится внедрение системы ХАССП на всех этапах жизненного цикла продукции.
Система ХАССП – общепризнанная международная система анализа рисков и критических контрольных точек, регулирующая безопасность пищевой продукции, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами. Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, где могут возникнуть опасные ситуации. Основное внимание обращается на так называемые ККТ – критические контрольные точки, в которых все виды рисков могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля [16].
Комиссия Кодекса Алиментариус – свода международных пищевых стандартов, регламентирующих минимальные требования к безопасности пищевой продукции, одобрили применение системы ХАССП, как наиболее эффективный способ предупреждения заболеваний, вызываемых некачественными пищевыми продуктами [32].
У системы ХАССП существует перечень методов:
анализ рисков и опасностей (ГОСТ Р 51705.1, предусматривающий использование диаграммы анализа рисков);
определение потенциальных дефектов продукции по отношению к производственным факторам (ГОСТ Р 51705.1, также предусматривающий определение критических контрольных точек методом «Дерева принятия решений»);
превентивный, а не реагирующий контроль (ГОСТ Р 51705.1 предусматривает составление перечня предупреждающих действий в виде таблицы);
ответственность и отчетность [10].
На предприятии общественного питания система ХАССП должна разрабатываться с учетом семи основных принципов:
1) Проведение анализа опасных факторов (рисков).
2) Определение критических контрольных точек (ККТ).
3) Задание критических пределов для каждой ККТ.
4) Разработка системы мониторинга, позволяющей обеспечить контроль.
5) Определение корректирующих действий, принимаемых в случаях выявленных недочетов в результатах мониторинга в конкретной ККТ.
6) Разработка процедуры верификации, для подтверждения результативности работы система ХАССП.
7) Разработка документации в отношении всех процедур и записей, соответствующих принципам ХАССП.
Все поступающее в исследуемый ресторан сырье и материалы подвергается входному контролю в соответствии с «Программой входного контроля». Результаты входного контроля регистрируются в журнале.
На всех этапах изготовления кулинарных изделий осуществляется контроль за соблюдением технологических параметров (температуры, влажности, продолжительности). Результаты контроля фиксируются в регистрационных листах.
Контроль температуры:
- в помещениях хранения сырья и в помещениях хранения готовой продукции осуществляют жидкостными термометрами по ГОСТ 28498 с диапазоном измерений от 0°С до 100°С или другими аналогичными приборами;
- в кулинарных изделиях – термометрами с погружным зондом для пищевых продуктов с диапазоном измерений -50...+250 °C по сертификатам зарубежных фирм-производителей;
- транспортирования - логгерами с диапазоном измерений -35 ... +70 °C, погрешностью ± 0,5 °C по сертификатам зарубежных фирм-производителей.
Контроль относительной влажности воздуха осуществляют гигрометром психометрическим по ТУ 25-11.1645 типа ВИТ-1 с диапазоном измерений 10 — 100 % или другими аналогичными приборами.
Контроль расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовой продукции осуществляют взвешиванием на весах неавтоматического действия по ГОСТ 53228 для каждой партии продукции.
Микробиологический контроль производства осуществляют в соответствии с Программой производственного контроля по СП 1.1.1058.
Для обеспечения безопасности и безвредности процесса приготовления блюд, кулинарных и кондитерских изделий, а также выполнения и соблюдения, санитарных правил, санитарно-противоэпидемических мероприятий на предприятия общественного питания разрабатывается и утверждается программа производственного контроля.
Данная программа является обязательной для работодателя и составляется без ограничения срока действия.
Программа производственного контроля включает в себя:
• Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
• Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
• Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний);
• Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
• Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
• Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
• Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
• Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
• Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
К основным показателям качества продуктов питания относят пищевую, биологическую и энергетическую ценность.
Качество блюд и кулинарной продукции также указываются в нормативных документах, к которым относятся ГОСТы, СанПиНы, сборник рецептур блюд зарубежной кухни, технологические и технико-технологические карты.
Основной перечень нормативных документов регулирующих качество блюд и кулинарных изделий представлен в таблице 9.
Таблица 15-Перечень нормативных документов, регулирующих качество готовой продукции
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов / от 02.01.00 №29 - ФЗ.
2. Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. ISO 22000- 2018 Food safety management systems - Requirements for any organization in the food chain [Текст]. - 2018. – 48 с.
3. ГОСТ 31984-2012. Услуги общественного питания. Общие требования.
4. ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения.
5. ГОСТ 30389-2013. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования.
6. ГОСТ 31988-2012. Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания.
7. ГОСТ 32691-2014. Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания.
8. ГОСТ 31987-2012. Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию [Текст]. - Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014. - 6 с.
9. ГОСТ Р 56766-2015. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации.
10. СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. (Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 6 июня 2003 г. Регистрационный номер 4654).
11. Здобнов А.И. , Цыганенко В.А. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий / Авт.-сост.: Здобнов А.И. , Цыганенко В.А. – К. :, ООО «Издательство Арий», 2010. – 680с.
12. Сборник рецептур блюд национальных кухонь. Часть 5 – М.: «Хлебпродинформ», 2001
13. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред.член-корр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. -М.: ДеЛи принт, 2002 - 236 с.
14. Алексеева Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 6. С. 151–155.
15. Берновский, Ю.Н. Стандарты и качество продукции [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/441366
16. Валова, В.Д. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа [Электронный ресурс]/ Валова (Копылова) В.Д., Паршина Е.И. - М.: Дашков и К, 2018. - 200 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430507
17. Васюкова, А. Технология продукции общественного питания / Васюкова А., Славянский А.А., Куликов Д.А. - М.: Дашков и К, 2018. - 496 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513905
18. Гатина, Л. И. Тенденции развития рынка общественного питания // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 816-819.
19. Матюхина 3. П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии / 3. П. Матюхина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015
20. Ратушный, А.С. Технология продукции общественного питания [Электронный ресурс]: Учебник / А.С. Ратушный, Б.А. Баранов, Т.В. Шленская и др.; под ред. А.С. Ратушного. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/520513
21. Чекалдин А. М. Современное состояние и перспективы развития предприятий общественного питания //Вестник НГИЭИ. – 2017. – №. 8 (75).
22. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru