Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня, для того чтобы побеждать на соревнованиях, фигуристу следует выполнять достаточно сложные каскады прыжков, вращения, смену различных поз и, конечно же, обладать высокой скоростью исполнения.
По мнению ряда специалистов, техническая подготовка занимает ведущее место в общем комплексе подготовки. Поэтому вопрос о соотношении компонентов технической подготовки: физической, специально-физической, ледовой и хореографической чрезвычайно важен в построении тренировочного процесса в фигурном катании.
Интерес к фигурному катанию на коньках, как сложно-координационному виду спорта, вызван в том числе, как многокомпонентному движению с одновременным выполнением различных комбинаций базовых элементов, так и несравненным эстетическим удовольствием для болельщиков и любителям этого вида спорта. Однако, под кажущейся легкостью исполнения шагов, спиралей вращений и прыжков лежит нелегкий и многогранный труд спортсмена.
Техническая подготовка фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. Так, например, обязательность чередования сторон и ног спортсмена, при выполнении поворотов является одной из черт, для повышения уровня элемента «дорожка шагов» во время исполнения соревновательных программ.
Аккуратность и четкость представления шагов и поворотов в данном элементе, выполнение их без видимых усилий, должно сочетаться с хорошей амплитудой всего тела. Одним из наиболее сложных разделов фигурного катания являются многооборотные прыжки.
Изменение положения тела спортсмена в пространстве, переход с толчковой на маховую ногу в полете, при выполнении прыжков со сменой ног, и самое главное удержание группировки в воздухе на нужное количество оборотов за доли секунды, требует колоссальной физической подготовки. Навык владения коньком во время въезда во вращения, создания скорости вращения и полное отсутствие отклонения следа вращений показывает важность технической подготовки.
Объект исследования: техническая подготовка фигуристок 9-10 лет.
Предмет исследования: методика совершенствования скольжения, прыжков и вращений у фигуристок 9-10 лет.
Цель курсовой работы – рассмотреть техническую подготовку фигуристов-одиночников.
Задачи:
- охарактеризовать фигурное катание на коньках как вид двигательной деятельности.
- выявить особенности повышение уровня технического мастерства фигуристок на начальных этапах подготовки.
- определить средства и методы обучения базовым элементам фигурного катания.
- проанализировать основные методы развития технического мастерства.
- исследовать методику технической подготовки фигуристок 5–7 лет.
- изучить компоненты технической подготовки фигуристов.
Теоретико-методологическая основа исследования: идеи управления учебно-тренировочным процессом и совершенствования техники фигурного катания нашли свое отражение в работах российских ученых В.А. Ашаркин, Т.Н. Бахтина, М.В. Гришина, В.П. Губа; научные данные о технической подготовке А. О. Караульщикова, О.В. Кудрявцева, А.Н. Мишин.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы технической подготовки и оценки компонентов программы фигуристов
1.1 Фигурное катание на коньках как вид двигательной деятельности
Фигурное катание на коньках - это сложно координационный вид спорта, требующий специальной подготовки спортсмена как физической, так и психологической. Фигуристам важно уметь координировать свои действия, перестраивать свою деятельность и быстро принимать решения, рационально и точно выполнять двигательные действия с целью достижения высоких спортивных результатов. Фигурное катание, вид спорта в котором занятия начинаются в раннем детстве, спорт, имеющий раннюю специализацию. Дети к 7 годам уже имеют за плечами несколько лет занятий.
Фигурист сочетает в себе музыкальность, грациозность и совершенство физической формы. Занятие фигурным катанием благоприятно сказывается на здоровье человека. Происходит выработка свободы движений, повышается тонус основных систем, происходит пропорциональное мышечное развитие и развитие вестибулярного аппарата человека [5, c 57].
Благодаря этому фигурное катание оказывает эстетическое влияние на спортсмена. Эстетичный вид и образ спортсмена является важной частью в представлении себя на соревновательных выступлениях. Благодаря эстетическому влиянию, спортсмен воспитывает в себе музыкальность, чувство ритма и грациозность в движениях.
В воспитании спортсмена важную роль будут играть: дисциплина, упорство, смелость, коллективизм, активность, трудолюбие.
Дисциплина - необходима для систематизации режима и тренировочного процесса.
Упорство - стремление не сдаваться и идти до конца, важная часть в любом виде спорта без исключений.
Смелость - необходима для выполнения новых, неизученных элементов. А так же для преодоления испуга и стресса на выступлении.
Коллективизм - взаимодействие с коллегами и тренером важная часть в обучении и отработке материала.
Активность - позволяет изучать и отрабатывать новые элементы, постоянно развивать свой организм и двигаться вперед.
Трудолюбие - позволяет трудиться в изучении труднодоступного материала и техник выполнения элементов. Что влияет на его совершенствование в спорте.
Повторы элементов повышают стабильность выполнения, что в свою очередь приводит к автоматизации и меньшим затратам энергии организма. Огромный набор движений и еще большая их вариативность делает спорт интересным для зрителя и постоянно повышает планку для самого спортсмена
Статические упражнения постоянно подкрепляются динамической работой. Одними из важнейших качеств, которые спортсмен развивает долгие годы это гибкость и выносливость. Длительность программы у фигуристов от 3,5 до 4,5 минут. Но они в этот промежуток работают на пределе своих возможностей [8].
Российская школа фигурного катания традиционно является одной из сильнейших в мире и справедливо считается одной из законодателей в развитии данного вида спорта.
По всеобщему признанию, обязательные упражнения были одним из самых сложных видов фигурного катания. Трудности обязательных упражнений были обусловлены строгими требованиями для спортсмена заданными комиссией, учителем, тренером. Это и необходимость исполнения фигуры в определенной последовательности, по раз и навсегда утвержденному рисунку делало такой прокат сложным даже для более опытных фигуристов. Рисование фигур - это кропотливая и трудоемкая работа, которая требует много времени и труда.
Самые сильные фигуристы мира ежедневно тратили 4-5 часов на совершенствование обязательных упражнений. Недаром многие авторы считали «школу» отличным средством воспитания трудолюбия. В отличие от обязательных фигур, специальные фигуры представляют собой скольжение на одной ноге до остановки на одном месте, а потом, отталкиваясь ото льда опорной ногой, без отрыва ото льда продолжить движение. Несмотря на то, что, на первый взгляд, физически это выполнить гораздо сложнее, возможность менять движения, контур и величину фигуры за счет смены направления или скорости проката, такой вид катания на коньках создает возможность изображать любой рисунок на льду для фигуриста и открывает неиссякаемую область для так называемых специальных фигур [1].
Специальные фигуры обычно были технически намного сложнее школьных, но эта трудность была значительно смягчена тем файлом, что конькобежец лично их придумал. Их оценивали по новизне рисунка, обычно орнаментальному характеру, сложности и чистоте и уверенности исполнения на льду. Изначально свободное катание состояло из всех фигур и комбинаций, динамичного характера, на выбор фигуристки. Она исполнялась в течение определенного промежутка времени - от 1 до 5 минут - в виде последовательной конькобежной программы без перерывов, под музыку, по возможности в органичной связи с ней, и оценивалась:
1) содержание программы, т.е. сложность, разнообразие и гармония компоновки (составления) отдельных частей;
2) на исполнение, т.е. на пластичность постановки тела, грацию движений, уверенность, связность, музыкальность и скорость вождения [2].
Подготовка фигуристов включала соответственно изучение и совершенствование элементов «школы» и произвольного катания [15]. В конце 20 века ситуация изменилась. С соревнований был снят раздел обязательных фигур как незрелого вида спорта, но их роль в подготовке фигуристов по-прежнему велика.
1.2. Особенности повышение уровня технического мастерства фигуристок на начальных этапах подготовки
Тренировочный процесс по фигурному катанию должен строиться таким образом, чтобы учитывались особенности возраста и пола ребенка, различия в проявлении физических способностей обучающихся. В то же время необходимо придерживаться принципа доступности, т. е. давать такие нагрузки детям, чтобы они могли с ними справиться и были оптимальные для данного возраста и уровня подготовленности. Надо учитывать индивидуальные способности детей, для их наибольшего развития [8].
На определенном этапе организации тренировочного процесса необходимо подбирать упражнения так, чтобы они были связаны между собой и по возможности дополняли друг друга или одно упражнение было начальном этапом другого - его составным элементом. Необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному», для того, чтобы максимально задействовать те функциональные системы организма, которые участвуют в выполнении выбранных упражнений, следить за последовательностью действий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абсалямова, И.В. Система спортивной тренировки в фигурном катании на коньках: Метод, разработки. - М.: ГЦОЛИФК, 2015. - 24 с.
2. Ашаркин В.А. Основы начального обучения фигурному катанию на коньках: учебно-методическое пособие / В.А. Ашаркин. - Спб.: [б.и.], 2016. - 39 с.
3. Бахтина Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова. - СПб.: СПбГЛТУ, 2012. - 128 с.
4. Быков Г.Ф. Обучение катанию на коньках учащихся начальных классов общеобразовательных школ: метод, рек. / Г.Ф. Быков. Л.С. Табуева, Л.Г. Филинкова. - М: ВНИ и ФК., 2018. - 57 с.
5. Гришина М.В. Подготовка фигуристов / Гришина М.В.: Основы управления. - М.: ФиС, 2016. - 144с.
6. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. -М.: Советский спорт, 2018. - 206 с.
7. Капилевич Л.В. Физиология спорта: учебное пособие. - Томск : ТГУ, 2016,- 192 с.
8. Караульщикова, А. О. Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников / А. О. Караульщикова, Н. Ю. Кунаковская. - Текст : непосредственный // Юный ученый. - 2019. - № 3.1 (23.1). - С. 34-37.
9. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры: учебник. - М. : Советский спорт, 2017. - 300 с.
10. Кудрявцева О.В. Оптимизация планирования технической подготовки фигуристов-одиночников в годичном цикле в тренировочных группах / О.В. Кудрявцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 38- 41
11. Ланцева Н.А. Методика развития гибкости у юных фигуристов 7-9 лет// Научные и педагогические исследования в коньковых видах спорта на современном этапе; под ред. В.А. Апарина и И.М. Козлова. - СПб.: [б.и.], 2020. -С. 67-74.
12. Матвеев Л.П. О современных тенденциях построения тренировки / Матвеев Л.П. // Планирование и построение спортивной тренировки: ГЦОЛИФК. -М., 2018. - С . 7-32.
13. Мишин А.Н. Фигурное катание как космический полет / А.Н.Мишин, В.А. Шапиро. -Санкт-Петербург : Реноме, 2019. - 296 с.
14. Назаров В.П. Влияние уровня развития координации движений на процесс обучения в фигурном катании / В.П. Назаров // Материалы научно методической конференции по проблеме детского и юношеского спорта.-СЮП, 2017. – 102 с.
15. Невский Ю.Г. Второй и третий год обучения фигурному катанию на коньках / Ю.Г. Невский // Физкультура в школе. - № 1. - 2019. - С. 36-42.
16. Романов П.Я. Учитесь фигурному катанию на коньках / П.Я. Романов. - Челябинск, 2016. - 245 с.
17. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных фигуристов. Сб. науч. тр. под редакцией к.п.н. Гришиной М.В. - М., 2017. - 132 с.
18. Староста В. Имитационные упражнения при обучении и совершенствовании техники фигурного катания на коньках М.: ВНИИФК. 2018.-26 с.
19. Тузова Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания. - М. : Спорт, 2020. - 96 с.
20. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов. В.П. Черкашин,- М.: Спорт, 2016. - 352 с.