Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования предопределена следующими обстоятельствами. Государство, как гарант прав и свобод граждан и юридических лиц, не должно ограничиваться только обеспечением процессуальных прав, а должно ориентироваться на их реализацию, и, кроме того, не может не гарантировать реализацию бесспорных прав, возникающих в судебном порядке. Непосредственное осуществление защиты субъективных прав происходит посредством вынесения судебного решения и его дальнейшего исполнения. Решение определяет возникновение определенных правоотношений, разрешаемых судом как судебным органом. Эти отношения, существующие в процессе исполнения судебного решения, являются объектом изучения процессуалистов, хотя иногда они выходят за рамки гражданского судопроизводства, исполнительного производства. Но нельзя игнорировать и тот факт, что решение суда не является самоцелью, а лишь средством для достижения цели справедливости, ибо когда подтверждаемое судом право не воплощается в фактических отношениях, видоизменяется его сущность. В этом случае генеральная обязанность утрачивается, так как фактическое исполнение обязательства становится невозможным.
В идеале любой судебный процесс по делу должен заканчиваться исполнением решения суда, вступившего в законную силу. Именно на стадии исполнения происходит реальная защита охраняемых законом прав и интересов, подтвержденная решением суда. Эта стадия, конечно, так же важна, как и стадия применения закона. Ведь фактическое исполнение решения суда – это, прежде всего, показатель справедливого разрешения конфликта, доверия к правосудию и важный механизм упорядочения общественных отношений.
Следует признать, что современное исполнительное производство нуждается в совершенствовании, так как, представляя собой завершающую стадию гражданского процесса, оно очень важно. Ведь именно ради фактического исполнения судебных актов гражданин обращается в суд за защитой. По статистике Федеральной службы судебных приставов России, можно отметить довольно низкий процент исполнения решений судов, свидетельствует о крайне низкой эффективности работы судебных приставов. А это, в свою очередь, вызывает необходимость изучения не только теоретических основ исполнительного производства, но и выявления причин низкой эффективности исполнения судебных решений. Вышеуказанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования.
Степень научной изученности. Вопросам принудительного исполнения решений судов посвящены отдельные вопросы изучения судебного контроля за исполнительным производством, затрагиваемые в работах Т.К. Андреевой, Д.Х. Валеева, С.Л. Дегтярева, Е.А. Дюковой, О.В. Исаенковой, М.А. Клепиковой, В.Ф. Кузнецова, Д.Я. Малешина, И.Б. Морозовой, М.С. Павловой, И.В. Решетниковой, А.Ф. Скутина, Л.А. Тереховой, Г.Д. Улетовой, В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, В.В. Яркова, в которых раскрывались понятия, виды, механизмы и формы судебного контроля, цель судебного контроля, соотношение судебного и государственного контроля, процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном производстве. Вопросам последующего судебного контроля, разрешения судами дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и дел о защите прав участников исполнительного производства были посвящены работы С.В. Асташова, О.В. Грицай, Е.Г. Опыхтиной, И.В. Решетниковой, Т.В. Ширяевой, Т.В. Шакитько, В.В. Яркова.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные обращением к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам.
Предметом исследования выступает совокупность научных публикаций и актуальное законодательство регламентирующее обращение к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам.
Целью исследования выступает исследование обращения к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- изучить понятие и правовые основы деятельности аппарата суда;
- рассмотреть правовое положение (статус) работника аппарата суда как государственного гражданского служащего;
- исследовать процессуальный порядок и сроки обращения к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам ;
- рассмотреть требования, предъявляемые к процедуре обращения к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам ;
- проанализировать проблемы, возникающие при обращении к исполнению решений и иных судебных актов по административным делам и пути их решения.
При написании работы применялись методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Основные положения об организации работы аппарата суда
1.1. Понятие и правовые основы деятельности аппарата суда
Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений отделов, если численность штата суда не позволяет создание отделов, штат суда состоит из отдельных должностей. В части структуры аппарата суда, в том числе количество и наименования подразделений, организационная структура, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховный Суд Российской Федерации или с руководителем Судебного департамента в субъекте Российской Федерации .
Согласно штатному расписанию, в структуру суда могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел судебного обеспечения по гражданским делам, отдел судебных сопровождение в уголовных делах. Председатель суда или его заместители осуществляют контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководят деятельностью руководителей структурных подразделений - отделов. Непосредственное руководство структурными подразделениями осуществляют непосредственно начальники отдела, а при их отсутствии - их заместители.
Назначение и основные задачи судебного аппарата - аппарат обеспечивает организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции, в которую входят кадровая, финансовая, материально-техническая, информационная, аналитическая, статистическая , документальные и иные меры, направленные на создание условий для полного и независимого отправления правосудия.
Среди основных задач аппарата суда: организация, ведение и обеспечение общего документооборота и делопроизводства в районном суде; организационно-технического обеспечения судопроизводства по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и другим материалам, а также для осуществления организационно-подготовительных мероприятий в связи с назначением дел к судебному разбирательству и непосредственным проведением судебных заседаний, разработка и выдача документов, удостоверение копий документов, вручение документов, уведомление и вызов сторон, контроль за уплатой государственной пошлины, ведение протокола судебного заседания, ведение учета хода дел и сроков их рассмотрения проход в суд, обеспечение доступа к исполнению судебных решений и др.; организация и ведение архивного учета, а также хранение дел и других материалов; организация и ведение информационного обеспечения деятельности суда, а именно внесение соответствующей информации в базы данных ГАС «Правосудие»; организация и поддержка деятельности персонала; прием граждан и документов; организация взаимодействия с общественностью и СМИ. В штатном расписании районного суда утвержден ряд должностей, одной из которых является должность секретаря судебного заседания. Указано, что он является субъектом процессуальной деятельности, в связи с чем часть его прав и обязанностей прописана в процессуальных законах. При этом функция секретаря судебного заседания более подробно описана в Инструкции по делопроизводству .
При подготовке дела к судебному рассмотрению секретарь судебного заседания путем выдачи повесток и извещений вызывает участников судебного разбирательства, свидетелей с указанием времени и места рассмотрения дела судом. Непосредственно перед началом судебного заседания секретарь проверяет наличие у участников процесса других лиц, вызванных в судебное заседание, выясняет причину отсутствия кого-либо и докладывает судье.
Основной обязанностью секретаря судебного заседания является ведение протокола судебного заседания - процессуального документа, который должен точно и полно отражать ход судебного заседания. До аудиозаписи судебных заседаний часто поступали замечания о неполноте протокола судебного заседания. Аудиозапись судебного заседания в районном суде исключила поступление замечаний о неполноте протоколов судебных заседаний, поскольку в протоколах более полно зафиксирован ход судебного заседания. Если до введения аудиозаписи протокол судебного заседания составлял 150-200 страниц (при рассмотрении уголовного дела в общем порядке), то сейчас почти каждый протокол содержит 400-600 страниц.
Также в обязанности секретаря судебного заседания входит: контроль за вручением копий обвинительных актов (по уголовным делам); направление копий исковых заявлений (по гражданским делам); подготовка и направление запросов по рассматриваемым делам; составление списка дел, назначенных к рассмотрению, и размещение его в специально оборудованном месте; ознакомление лиц, участвующих в деле, осужденного, потерпевшего с материалами дела; оформление исполнительных листов и переход их в собственность; регистрация дел об административных правонарушениях; регистрации материалов, связанных с исполнением приговоров, решений, а также не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся на частную жизнь и здоровье граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
После рассмотрения дела с вынесением судебного решения или определения секретарь судебного заседания производит опись материалов дела, делает отметку в реестре дел о результатах рассмотрения, а затем передает секретарю суда или главному специалисту. Что касается организации работы мировых судей (они имеют статус судов общей юрисдикции), то они регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону мировые судьи в составе участковых обеспечены двумя видами государственных служащих - секретарем судебного заседания и секретарем участкового, а также помощниками судей. Но не решена проблема с работниками, обеспечивающими должный уровень информатизации судебных участков, внедрение компьютерных технологий.
Эффективная работа аппарата судов общей юрисдикции была бы немыслима без четкого правового регулирования. Знание системы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением государственной службы в судах, позволяет сотрудникам судебного аппарата четко понимать стоящие перед ними задачи и находить правильные пути их решения. Кроме того, понимание правовых основ сотрудниками суда способствует профессиональному росту сотрудников суда, а также их глубокому осознанию своих прав и обязанностей как в чисто профессиональных, так и в социальных аспектах .
В настоящее время в результате проводимой административной и судебной реформы в Российской Федерации в значительной степени завершено формирование правовой базы, регулирующей деятельность судебного аппарата как неотъемлемой части государственного аппарата. С принятием основополагающих законодательных и специальных подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения в системе государственной службы в нашей стране, можно с уверенностью утверждать, что работа в аппарате судов является неотъемлемой частью государственной гражданской службы. Соответственно, общие положения законодательства о государственной гражданской службе в полной мере распространяются на работников судебного аппарата. В то же время действующее законодательство содержит специальные положения, которые касаются исключительно деятельности судебного аппарата
Эта система правовых актов характеризуется построением в строгом иерархическом порядке и регулированием всей совокупности правоотношений, в которые вступают граждане при наделении их полномочиями сотрудниками судебного аппарата, осуществлении соответствующих функций, увольнении с государственной службы и осуществлении социальных гарантий после прекращения работы в судебный аппарат.
Правовой основой деятельности аппарата судов общей юрисдикции является система законодательных и подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с осуществлением гражданами Российской Федерации профессиональной деятельности, направленной на обеспечение деятельности судов.