Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является - научить детей быть самостоятельными, уверенными в себе, адаптированными к условиям жизни в современном обществе.
В отечественной психологии неоднократно отмечалось, что именно дошкольный возраст является определяющим этапом в развитии ребенка, поскольку в этот период формируются и развиваются самостоятельность человека, личностные механизмы поведения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др.).
Самостоятельность признаётся всеми без исключения учеными в качестве одной из основных характеристик личности. Она является залогом успешности при формировании учебной деятельности в школьном возрасте.
Как показывают исследования и практический опыт многих исследователей, дети, которые проявляют инициативность и самостоятельность во всех видах деятельности наиболее социализированы, творчески развиты, имеют свою точку зрения. И только при правильной организации воспитания, широком вовлечении детей в разные виды деятельности, где преобладают мотивация деятельности, происходит получение желаемого результата.
Поэтому необходимо стимулировать развитие самостоятельности и инициативности, каждый раз стараясь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.
Решение данной важной для специальной педагогики задачи особенно актуально для дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Как правило, у детей данной категории отмечаются серьезные проблемы с коммуникацией как со сверстниками, так и со взрослыми.
Имея особую сенсорную и эмоциональную сензитивность, дошкольники стараются избегать активности в познании окружающего мира, стремятся сохранять уже освоенные способы взаимодействия с ним, демонстрируют жесткие стереотипные формы поведения.
Большая зависимость от взрослого, который для ребенка с аутизмом является гарантом постоянства комфортных привычных условий существования, и избегание всего нового, приводят к выраженной социальной дезадаптации таких детей, усугубляя тем самым имеющиеся у них проблемы общения и адаптации.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них данного личностного качества. Это — основное условие их успешного обучения в будущем.
Исследованием самостоятельности как необходимого качества личности ребенка занимались такие известные исследователи, как, Люблинская А.А., Мухина В.С., Рубинштейн С.А. и др. По их мнению, самостоятельность формируется в процессе развития ребенка, потому что ребенок ищет новые выходы из старых ситуаций, новые ощущения мира, сам по-новому ощущает себя среди окружающих людей.
Никольская О.С. и др., занимающиеся изучением особенностей развития детей с аутизмом, отмечают, что трудности формирования самостоятельности при аутизме обусловлены жесткой стереотипностью поведения ребенка, наличием у него повышенной сенсорной чувствительности, сложностями произвольного сосредоточения на действии, проблемы с переключаемостью, недоразвитием как общей, так и мелкой моторики. Все эти трудности могут встречаться в той или иной степени одновременно у одного ребенка, поэтому важно понять, какая причина является основной [3, 14, 17].
Морозов С.А. считает, что привитие навыков самостоятельности ребёнку с расстройством аутистического спектра не только поможет самому ребенку обрести уверенность в себе и стать более независимым от окружающих, но и улучшит качество жизни всей его семьи [13, с.28].
Изучение проблемы самостоятельности в случае аутистического развития является одним из актуальных вопросов современной коррекционной педагогики и специальной психологии.
Цель исследования: изучение самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования - самостоятельность у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - уровень развития самостоятельности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что специфика психического развития детей старшего дошкольного возраста с аутизмом, сопровождающаяся наличием серьезных трудностей общения и поведения, приводит к низкому уровню сформированности самостоятельности у детей данной категории.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы, нами решались следующие задачи:
1. изучить и проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. выявить уровень самостоятельности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра;
3. проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
- анализ литературных источников,
- анализ медико-психолого-педагогической документации испытуемых;
- экспериментальное изучение;
- анализ и интерпретация полученных данных.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы изучения самостоятельности у детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра
1.1. Понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической литературе
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов, психологов и социологов. Это связано не только с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, но и с необходимостью решения проблемы включения подрастающего поколения в современное общество за счет усиления практико-ориентированности образовательного процесса на всех ступенях образования.
В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детской образовательной организации могут научиться самостоятельно определять поле и задачи своей деятельности, отслеживать ее процесс, формулировать гипотезы как доступные предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, включаться в индивидуальную и совместную деятельность, достигая положительного результата. Такая систематическая и направленная активность в деятельности ребенка не может быть реализована без самостоятельности, которая приобретает все больший вес и обеспечивает личности дошкольника в целом [15, с. 19].
Идея формирования самостоятельности у ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Коменского Я.А., Д. Локк, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо, которые большое значение придавали вопросам формирования самостоятельности в трудовой деятельности детей. А также в работах сочинениях отечественных педагогов (Белинского В.Г, Ушинского К.Д и др.), где обращалось внимание на значение самостоятельности для развития гражданских качеств у человека-патриота.
В психологии советского периода самостоятельность трактовалась как генерализованное свойство личности, выражающееся в критичности, инициативности, самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки, поведение.
Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу развития самостоятельности показал, что понятие «самостоятельность» употребляется для описания самых разных сторон человека и его деятельности.
Рассматривая природу самостоятельности, исследователи подчеркивают, что самостоятельность выражается в умении личности определять для себя цели деятельности, ставить задачи, находить средства и способы решения [6, с. 234].
Некоторыми исследователями самостоятельность понимается как регулятор поведения, жизнедеятельности человека, как правило, в затрудненных условиях; акцентируется ее связь с волей [5, с. 156].
Ряд авторов изучает самостоятельность человека с позиции овладения им той или иной деятельностью. Поэтому нередко сводят ее понимание к рассмотрению отдельных самостоятельных проявлений личности, к характеристике тех или иных умений и способов действия, условий и результатов какого-либо деятельностного процесса [5, 9, 12].
Как считают Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, самостоятельность ‒ это способность исполнения учащимся персонального задания для разрешения познавательных задач [4, 18].
Е.П. Ильин описывает две составляющие самостоятельности: «Самостоятельность ‒ это стремление и способность выполнять какую-либо деятельность без посторонней помощи». Она выражается в самостоятельном принятии решений, реализации задуманного, самоконтроле, в признании себя ответственным за действия и поступки [7, с. 178].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блюмкин, В.А. Моральные качества личности [Текст] / В.А. Блюмкин. – Воронеж: Изд. Воронеж. ун-та, 1974. – 186 с.
2. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005.
3. Епифанцева, Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.
5. Жукова, О.Г. Формирование творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании: [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Г. Жукова. – М.: РГБ, 2003. – 215 с.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
7. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
8. Карвасарская, Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы / Е. Карвасарская. – М.: Издательство: Генезис, 2010 г.
9. Крайнова, Л.О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.О. Крайнова. – Оренбург, 2014. – 238 с.
10. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007 г.
11. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с.
12. Микляева, Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности [Текст] / Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. – 2008 – № 1. – С. 17-23.
13. Морозов С.А. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. – № 2. – С. 19-31.
14. Никольская, К.С. Психологическая классификация детского аутизма / Никольская К.С. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2014 – №18. – С. 31-45.
15. Основы специальной психологии / под ред. Кузнецовой Л.В., Москва, Академия, 2005 г.
16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
17. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. О. Мелешкевич, Ю. Эрц. – Самара: Бахрах-М.: 2014. – 208 с.
18. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
19. Прихожан, A.M. К проблеме исследования самооценки личности [Текст] / А.М. Прихожан // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Курск, 1980. – С. 198-199.
20. http://преодоление35.рф/fizicheskoe-razvitie-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra/