Фрагмент для ознакомления
2
Аналитическая работа является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики. В качестве объекта анализа выступают различные бизнес -процессы и бизнес -модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Аналитической работой на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для аналитики потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные предприятия часто в своей практике сталкиваются с проблемами, возникающими в их текущей деятельности во всех сферах своей деятельности (маркетинг, финансы, производство, логистика и т. д.). Анализ призван решать существующие проблемы.
Предметом данного исследования выступает организация проведения анализа на предприятии.
Целью исследования является выявление основных методов анализа предприятия, их комплексное рассмотрение и составление рекомендаций по внедрению на конкретном предприятии.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
-дать понятие аналитической работы на предприятии;
-определить основные функции и задачи анализа;
-выявить цели, на которые направлен анализ;
-проанализировать основные методы анализа;
-провести анализ конкретного предприятия.
Работа состоит из трех частей: сначала рассматриваются теоретические основы аналитической работы (сущность, функции, цели), далее проводится комплексный анализ предприятия.
Для раскрытия темы были использованы различные современные исследования по бизнес – анализу (данные Международного института бизнес – анализа, работы М. Портера) и различные интернет- источники и журналы по рассматриваемой проблематике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущность аналитической работы на предприятии
Аналитической работой на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для аналитики потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения [16].
Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) также, в свою очередь, определяет аналитику как процесс по сбору, анализу и проверки информации определенной группой специалистов с целью изменения и улучшения экономических процессов, протекающих на предприятии.[12].
Следовательно, анализ призван изучать проблемы и выявлять возможности бизнеса в рамках требований, существующих у руководства предприятия к ведению своей деятельности, и находить решения, которые бы позволили организации достичь своих краткосрочных и долгосрочных целей.
К основной задаче аналитики на предприятии относится исследование и в дальнейшем предложение моделей для решения кризисных вопросов или методов по улучшению существующего положения предприятия в определенной области (например, маркетинг, финансы, логистика и т.д.). В конечном счете, анализ сводится к построению хорошей модели, способной учесть все моменты и найти подходящие для решения проблемы решения.
Анализ включает в себя пять основных этапов:
1) cбор данных о состоянии и качестве исследуемой корпоративной области (различные аналитические отчеты компаний, бухгалтерский баланс);
2) фронт – энд – это начальный процесс по получению входной информации к обработке, создание многочисленных обобщающих аналитических таблиц;
3) создание прототипа аналитической модели;
4) развертывание и интегрирование обработанных аналитических данных в бизнес – потребности предприятия;
5) бэк – энд – получение выходной информации о состоянии подвергшегося улучшению объекта, рассмотрение новых требований (например, SWOT-анализ об изученных возможностях и угрозах по внедрению бизнес - проекта).
Анализ может содержать системы улучшения корпоративных процессов, изменений в организации и деловой практики руководства компании, аспекты стратегического планирования и внедрения полученных результатов в политику организации.
Анализ является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики. В качестве объекта анализа выступают различные процессы и модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Необходимо отметить, что аналитика имеет не только корпоративную, но и определенную общественную значимость, поскольку в процессе бизнес — анализа учитываются не только экономические, но и социальные и экологические факторы окружающей среды. В этом смысле анализ представляет собой метод реализации принципов социальной ответственности бизнеса и обеспечения условий устойчивого развития как отдельных компаний, так и общества и экономики в целом [3].
Анализ тесно связан с анализом требований, поступающих от руководства предприятия, ее сотрудников, контрагентов. Он также нацелен на создание условий для качественных изменений организации, которые требуются для того чтобы компания, в конченом счете, достигла своих стратегических целей. Эти изменения подразумевают изменения в стратегии компании, ее структуре, политике.
Основными элементами анализа можно назвать [18]:
-комплексный анализ предприятия, его состояния, положения в отрасли и т.д.
-разработка и сбор требований к изменению некоторых бизнес – процессов.
-анализ поступивших на обработку в рабочую группу бизнес – аналитиков требований.
-построение аналитической модели решения проблемы.
-оценка и проверка правильности и эффективности принятого на предприятии решения.
Аналитика нацелена на получение следующих результатов (таблица 1).
Таблица 1 - Цели аналитики на предприятии[3]
Цель Пояснение
Уменьшение затрат Так как издержки на проведение бизнес – анализа можно признать трудоемкими и дорогостоящими, необходимо уменьшить стоимость бизнес – проекта без финансового вреда для всей организации.
Найти решение проблемы Для поиска решений бизнес – аналитики должны обладать полной информации о проблеме и использовать подход по альтернативному исследованию предложенных решений с целью выявления лучшего решения.
Соблюдать сроки анализа Бизнес – аналитика должна быть проведена вовремя и к тому моменту, когда ее результаты еще потенциально нужны предприятию.
Повышение эффективности Эффективность проверяется тем, насколько полученные исследования помогли решить существующую проблему.
Достижение целей предприятия Необходимо анализировать те бизнес – процессы, которые сегодня являются для предприятия наиболее важными с точки зрения ее цели.
Таким образом, аналитика – это практическая дисциплина, направленная на выявление потребностей компании и поиск решений возникающих бизнес-проблем. Такие решения могут предполагать разработку различных систем, усовершенствование бизнес-процессов, организационные изменения, стратегическое планирование, формулировку различных политик компании.
1.2. Основные методы, применяемые в аналитической деятельности на предприятии
Аналитика имеет достаточно прикладной характер, поскольку нацелена на разработку и внедрение конкретных мероприятий по улучшению бизнес –процессов на предприятии.
Главным образом, промежуточным продуктом аналитики между сбором информации и выдачей готового решения находится разработка различных аналитических моделей или методов анализа, которые наглядно демонстрируют существующие хозяйственные или стратегические положения.
Основными методами, применяемыми в аналитической деятельности предприятия, можно назвать следующие [8]:
1.SWOT – анализ;
2.PEST – анализ;
3.Анализ пяти сил Портера.
Рассмотрим более подробно каждый из этих аналитических методов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аббакумов В.Л. Бизнес – анализ информации. – М.: Экономика, 2019. – 384 с.
2. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2018. — С.202-207.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2017. – 495 с.
5. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2016. – 626 с.
6. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2018. – 386 с.
7. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
8. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
9. Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. - Harvard Business Review, January, 2018. – 62 p.
10. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
11. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
12. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 275 с.
13. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа:http://www.iiba.org/, свободный.
14. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
15. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
16. «Бизнес – аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
17. Научный журнал «Аналитика»»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.
18. - Статьи по бизнес – аналитике[электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
19. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.
20. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sankt-peterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.
21. Об электронном документообороте»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.ecm-journal.ru,свободный.
22. ООО «Поволжская нерудная компания»[электронный ресурс].– режим доступа:http://povolzhskaya-nerudnaya.pulscen.ru/,свободный.
23. «Федеральное агентство по недропользованию»»[электронный ресурс].– режим доступа:http://www.rosnedra.gov.ru/,свободный.
24. Справочник предприятий Приволжского федерального округа» [электронный ресурс].–режим доступа:http://pfo.spr.ru/,свободный.