Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Сущность реализации принципа разделения властей 5
1.1 Понятие принципа разделения властей 5
1.2 Место правоохранительных органов в системе органов власти 7
Глава 2. Виды участия правоохранительных органов в деятельности различных ветвей власти 10
2.1.Реализация правоохранительными органами полномочий исполнительной ветви власти 10
2.2. Судебная власть как исключительная функция правоохранительных органов 13
Заключение 17
Список использованных источников 19
Фрагмент для ознакомления
2
Закрепленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей предполагает самостоятельность органов трех ветвей государственной власти в областях осуществления законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Данный принцип относится к основам конституционного строя и подлежит обязательной реализации на уровне субъектов Российской Федерации.
Поиск идеального устройства государства и первостепенного значения той или иной ветви государственной власти не прекращается на протяжении всего существования теории разделения властей. В любом случае, отмечается, что жизненно необходимо не допускать соединения в одном лице трех видов государственной власти .
Не умаляя значение органов законодательной власти, которым зачастую отдается первостепенное значение , следует учитывать, что существуют функции, осуществление которых обеспечивается исключительно органами исполнительной власти.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в области реализации принципа разделения властей и его воплощения в правоохранительной деятельности.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие вышеозначенные отношения, учебная и научная литература по обозначенной тематике.
Цели и задачи курсовой работы. Целью написания работы является изучение принципа разделения властей и особенности его воплощения в правоохранительной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решение ряда общих и частных задач исследования:
- рассмотреть понятие принципа разделения властей;
- выделить место правоохранительных органов в системе органов власти;
- обозначить реализацию правоохранительными органами полномочий исполнительной ветви власти;
- выделить судебную власть как исключительную функцию правоохранительных органов.
Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации и кодексы и другие нормативные правовые акты.
Методология и методика работы. При проведении исследования применялись общенаучные (анализ и синтез, системный подход) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический) методы.
Структура и объем курсовой работы. Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1 Понятие принципа разделения властей
Правовед С.А. Авакьян справедливо обращает внимание на отсутствие верховенства представительных органов в системе разделения властей, поскольку все ветви власти «занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других» .
И здесь значение приобретает функциональный аспект принципа разделения властей, на который справедливо указывают исследователи, говоря о трех формах проявления единой государственной власти , распределении функций и полномочий между тремя властями и разграничении полномочий разных государственных органов .
Согласно ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти является многонациональный народ России , в связи с чем реализация принципа разделения властей позволяет говорить не о «властях», а о путях, «ветвях» осуществления единой власти народа посредством реализации полномочий органов государственной и муниципальной власти .
В современных реалиях отмечается тенденция к взаимопроникновению ветвей власти под условием четко организованных институтов делегирования властных полномочий. В связи с чем необходимо содержательно соотносить понятия «распределение», «разделение» и «разграничение» . Исходя из ст. 10 Конституции РФ, термин «разделение» означает разделение государственной власти на три ветви, которые функционируют на федеральном и региональном уровне. Распределение компетенции осуществляется между органами различных ветвей и уровней государственной власти в зависимости от их функционального назначения.
Предусмотренный Конституцией РФ вариант реализации принципа разделения властей не препятствует распределению некоторых компетенций, присущих одной из ветвей государственной власти, между органами другой ветви власти. Такое распределение обеспечивает единство государственной власти на основах взаимодействия, равновесия и баланса между властями.
Однако такое «функциональное делегирование» не может простираться за пределы основ конституционного строя России, в том числе принципов организации органов государственной власти, к которым, прежде всего, относится принцип разделения властей.
В частности, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 января 1996 г. № 2-П указал, что наделение представительного органа власти функциями, выходящими за пределы законотворчества, создает явный дисбаланс в полномочиях властей, перевес законодательной власти, приводит к осуществлению представительным органом не свойственных ему функций в сфере исполнительной власти .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (прин. всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
Научная и учебная литература
3. Авакьян С.А. Разделение властей: для каких уровней применять? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). С. 16.
4. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 121.
5. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С. 137 – 142.
6. Взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений: Учебное пособие. Бычков В.В. Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский юридический институт МВД РФ», 2009.
7. Воскобитова С.А. Сущностные характеристики судебной власти: монография. М.: Норма, 2017. С. 71.
8. Горшкова Н.Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М., 2002. С. 69.
9. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998. С. 31.
10. Карасев А.Т., Савоськин А.В. Представительная (законодательная) власть в России: конституционно-правовое исследование: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2008. С. 11.
11. Кокотов А.Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие. М., 2010. С. 56, 57.
12. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 2 - 4.
13. Конституционное право. Энциклопедический словарь / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма; ИНФРА-М, 2001. С. 498.
14. Марченко М.Н. Разделение властей в государственном механизме // Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 363.
15. Марченко М.Н. Судебная власть: основные признаки и особенности // Российское правосудие. 2007. № 5 (13). С. 5 - 6.
16. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М., 1995. С. 290 - 291.
17. Нижник Н.С., Ахмедов Ч.Н. Правоохранительная система Российской империи: структурно-функциональный анализ: Монография. СПб.: Астерион, 2008.
18. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 4-е изд. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 22.03.2022.
19. Савюк Л. Правоохранительные органы: Учебник. М., 2005.
20. Топорнин Б.Н. Очерки парламентского права. М., 1993. С. 11.
Судебная практика
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание законодательства РФ. - 22.01.1996. - № 4. - Ст. 409.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.1998. - № 52. - Ст. 6447.
23. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М.: Захаров, 2004. С. 693.