Фрагмент для ознакомления
2
установленных целях в отношении не только личности, но и юридических лиц и иных организаций, к которым, исходя из системного толкования конституционных норм, практики КС РФ, применимы положения, определяющие основы правового статуса личности. Ограничение прав и свобод личности в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства является формообразующим элементом правового статуса личности, отражающим пределы, условия и порядок реализации ее прав и свобод в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанное понятие предлагается в качестве фундаментальной теоретико-правовой основы принципов и содержания механизма ограничений прав и свобод в определенных целях в отношении не только личности, но и юридических лиц и иных организаций, к которым, исходя из системного толкования конституционных норм, практики КС РФ, применимы положения, определяющие основы правового статуса личности. Данное определение позволяет разграничить ограничение и регулирование прав и свобод человека и гражданина, учитывая, что правовое регулирование - это прежде всего процесс, воздействие с помощью специальных, правовых средств и методов.
Можно выделить следующие виды средств ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства:
- по времени действия: постоянные, временные;
- по кругу лиц: общие (индивидуальные и коллективные), специальные (в отношении особых категорий субъектов);
- по условиям применения: в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии, в военное время; в условиях относительной стабильности конституционного строя (в повседневной деятельности), в условиях действия специальных правовых режимов (чрезвычайного положения, военного положения, контртеррористической операции, в боевой обстановке).
2.2. Целесообразность ограничения прав и свобод человека и гражданина
Установление баланса между интересами общества и личности, которые находят свое выражение в высшей правовой ценности - правах и свободах человека, невозможно без установления точных и непротиворечивых правил применения такой правовой категории, как ограничение субъективных прав и свобод.
Для установления правомерности ограничений и недопущения умаления права необходим скрупулезный анализ критериев ограничения. Исходя из Конституции РФ и наиболее значимых международных правовых актов, участником которых является Российская Федерация, можно выделить следующие критерии:
- указание в законе на возможность ограничения;
- установленная цель ограничений;
- соразмерность ограничений;
- необходимость ограничений.
Требование законности придает необходимую формализованность категории «ограничения субъективных прав и свобод человека и гражданина», представляет собой заслон ограничению прав административными методами и актами индивидуального регулирования.
Тем не менее нельзя сказать, что научные, правовые и законодательные подходы к решению данного вопроса являются раз и навсегда устоявшимися. Формулировка ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, казалось бы, не оставляет сомнений - права и свободы могут быть ограничены исключительно «федеральным законом». Буквальное понимание этого законоположения позволяет сказать, что «права и свободы человека и гражданина не могут ограничиваться подзаконными нормативными правовыми актами», а все существенные элементы ограничения субъективных прав должны быть упомянуты в соответствующем федеральном законе.
Широкий подход к определению понятия «закон» применительно к источнику правоограничительных положений демонстрирует и Европейский суд по правам человека. Так, исследователи отмечают, что хотя «принцип законности устанавливает, что действия властей должны быть подчинены законодательным положениям», термин «закон», повсеместно используемый в Конвенции в качестве требования к форме ограничений субъективных прав, «может существенно разниться от государства к государству; понятие «закон» для целей применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод может включать не только акты законодательной власти, но и судебные прецеденты, типичные для юрисдикций общего права, международно-правовые обязательства, а также ряд «вторичных» источников, к примеру, королевские декреты, чрезвычайные декреты и различные внутренние предписания, основанные на законе».
Как видим, подходы национальных и международных высших судебных инстанций относительно определения понятия «закон» во многом схожи: общие нормы о возможности введения того или иного ограничения должны предусматриваться актами органов законодательной власти (применительно к странам общего права - и судебными прецедентами), а их конкретизация и частное уточнение может находить свое отражение в подзаконных нормативных актах.
Вторым критерием правомерности ограничения субъективных прав и свобод человека является цель (основание) такого ограничения.
Конституция Российской Федерации довольно лаконично перечисляет данные ограничения, относя к ним основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В отношении свободы перемещения товаров и услуг добавляются такие основания для ограничения, как охрана природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ).
Исследователями констатируется, что «сопоставление норм международного права и Конституции РФ позволяет утверждать, что они по своей сути принципиально во многом совпадают». Однако Европейская конвенция по правам человека включает и иные цели, удовлетворение которых является основанием для ограничения отдельных субъективных прав. Это:
- интересы экономического благосостояния страны;
- обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия;
- общественное спокойствие и др.
Между тем, отмечается, что определение наличия правомерной цели ограничения субъективных прав и свобод «не является значимым препятствием» для ограничения какого-либо права, поскольку «правомерная цель, как правило, является достаточно размытой и абстрактной, что позволяет власти ссылаться на необходимость введения соответствующих мер, опираясь на широкое понятие «публичного порядка» или «требований морали» - двух классических оснований с нечетким содержанием». Далее отмечается, что Европейский суд по правам человека при рассмотрении дел обычно удовлетворяется ссылкой государства-ответчика на наличие правомерной цели для ограничения без дополнительного исследования и затем переходит к внимательному изучению более принципиального вопроса о пропорциональности ограничительных мер. Такая позиция отмечается и российскими исследователями: «доказательство легитимности цели в процессе судопроизводства в ЕСПЧ, как и в национальных судах, обычно не вызывает затруднения для представителей государственной власти». Приводятся, однако, и исключения - в деле «Гусинский против России» «ЕСПЧ установил в качестве нелегитимной цели ограничения права на личную неприкосновенность приобретение государством принадлежащей заявителю компании».
Представляется, что такой подход в целом имеет право на существование, поскольку большинство ограничительных мер с большей или меньшей степенью условности можно оправдать либо ссылками на упомянутые выше основания, либо указанием необходимости «защиты прав и свобод других граждан», что представляется наиболее общей целью для введения ограничительных мер (особенно в свете того, что необходимость соблюдения публичного порядка как правомерная цель ограничений в Конституции РФ отсутствует).
Тем не менее Конституционный Суд РФ не разделяет формального подхода своих европейских коллег и всегда проверяет цели того или иного ограничения субъективных прав и свобод. Так, в целом ряде дел, посвященных различным формам взаимодействия гражданина с органами власти, Конституционный Суд РФ последовательно придерживался позиции, что «цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод». В некоторых делах Конституционный Суд РФ указывает в качестве правомерной цели ограничения прав те ценности, которые прямо не указаны в ч. 3 ст. 55 Конституции, например «формирование народного представительства» или «достижение общего для открытого акционерного общества интереса».
Немало копий сломано о такое основание ограничения субъективных прав и свобод, как требования морали и нравственности. При этом противоречия в разрешении тонких вопросов, возникающих при попытке удовлетворения упомянутой цели ограничения прав, очевидно, кроются в материях, напрямую с правом не связанных. Основанием возникновения такой цели ограничения прав и свобод, впервые нашедшим свое место в Декларации прав человека 1948 г., был всплеск интереса к естественно-правовой доктрине в противовес доминирующим в тоталитарных обществах позитивистским подходам. Упомянутые противоречия строятся прежде всего на том, что «если на Западе сторонники упомянутой доктрины выстраивают свои взгляды на правовом фундаменте тезиса о том, что люди рождаются равными в своем достоинстве и правах, то в России
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
3. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 171.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 года N 3-П // Российская газета, N 58, 16.03.2012.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2010 N 8-П // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.02.2014 N 3-П // СПС «КонсультантПлюс».
12. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 года N 376-О-П // Российская газета, N 118, 01.07.2013.
13. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 283.
14. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.
15. Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 18 - 25.
16. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
17. Данилова И.В. Конституционные основы ограничения прав и свобод в экономической сфере (на примере лицензирования): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 110.
18. Должиков А.В. «Гордость и предубеждение»: соразмерность полного конституционного запрета заключенным голосовать в России. Постановление Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года // Международное правосудие. 2013. N 4. С. 26.
19. Зайцев А.А. К вопросу об интерпретации ограничений прав человека и гражданина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. N 12 (43). С. 62 - 67.
20. Захаров Н.О. Ограничение субъективных прав - законность, целесообразность, пропорциональность // Адвокат. 2016. N 8. С. 53.
21. Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России // Российский судья. 2013. N 12. С. 3 - 13.
22. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. М.: Российская академия правосудия, 2012. С. 487.
23. Лебедев В.А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты: Монография. М.: Проспект, 2016. С. 3.
24. Международное частное право: учебник: в 2 т. / А.И. Абдуллин, Н.М. Артемьева, Д.В. Афанасьев и др.; под ред. С.Н. Лебедева, Е.В. Кабатовой. М.: Статут, 2011. С. 87.
25. Пчелинцев С.В. Нормы международного права и Конституция Российской Федерации о целях ограничения прав и свобод граждан // Сравнительное конституционное обозрение, 2006, N 2. С. 38.
26. Таболин В.В. Латентные ограничения прав граждан в Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 31.
27. Умнова И. А., Алешкова И. А. Конституционное право РФ. М: Юрайт, 2012. С. 84.
28. Федотова Ю.Г. Понятие ограничения прав и свобод граждан и организаций в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современное право. 2015. N 6. С. 30.
29. Хабриева Т.Я. Российская конституционная модель социального государства // Конституция, закон и социальная сфера общества: Материалы научно-практической конференции. Москва, 1 декабря 2008 г. М.: Юриспруденция, 2013. С. 3 – 11.
30. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 218.
31. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Радькова Е.А., Чернова Г.И. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 11.