Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Актуальность исследования. Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.
Главное условие воспитания – регулярность, непрерывность, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Педагоги (В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева, Ф.С. Левин-Щирина и др.) и психологи (С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский, В.С. Мухина и др.) обосновали, что дошкольники могут сознательно осваивать не только особенности правил поведения в обществе, но и нормы отношений и поведения. При этом действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра. Поэтому в нашей работе мы считаем главным и актуальным рассмотрение формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов.
Целью нашего исследования является изучение роли игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
2) изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста;
3) выявить роль игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – игровые приемы как средство формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Теоретическая значимость исследования. В нашей работе рассмотрено понятие культурно-гигиенических навыков, их значимость в жизни ребенка, проанализирована роль игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями для создания психолого-педагогических условий для формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
В младшем дошкольном возрасте еще сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми [11].
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [21].
Игра может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и впечатлений [9].
В исследованиях B. C. Мухиной, Л. А. Венгера, Е. О. Смирновой, Л. А. Парамоновой и др. [16; 6; 24; 20] отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
• возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
• происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все системы;
• интенсивно развиваются моторные функции, повышается двигательная активность (объем двигательной активности составляет десять – четырнадцать тысяч условных шагов, интенсивность – до сорока – пятидесяти пяти движений в минуту);
• движения детей имеют уже преднамеренный и целеустремленный характер;
• однако отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
• увеличивается работоспособность детей;
• совершенствуются виды движений при слабом развитии физических качеств;
• большая роль принадлежит любознательности (возраст «почемучек»);
• расширяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, обогащаются представления и знания ребенка о мире;
• интенсивно развивается память, однако носит непроизвольный характер;
• ребенок начинает использовать символические представления предметов, фантазирует, используя речь как символическое средство.
Ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Речь этого периода имеет некоторые специфические характеристики, а именно:
• Реалистичность - для ребенка реальное все, что существует; ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность, отсюда и страхи детей;
• Эгоцентричность - ребенок не умеет поставить себя на место другого, увидеть ситуацию с другой стороны;
• Аниманистичность - все предметы могут «чувствовать» и «думать» так, как это делает сам ребенок.
• Оценка предметов окружающей среды базируется на выделении одного, наиболее яркого признака предмета [19].
У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается в поддержании чувства радости при общении со сверстниками, при достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
Фрагмент для ознакомления
3
1) Авсюкевич, Н.И. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности // Н.И. Авсюкевич, И.А. Башкатова //Молодой ученый. — 2015. — №24. — С.901 - 903.
2) Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста // Н.М. Аксарина. -М.: Логос, 2013.-256с., с.12
3) Алябьева Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
4) Бархатова, Л. Воспитание культуры поведения //Л. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 1989. - №11. – С.17 – 21.
5) Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7: учеб.пособие / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова. - М.: Просвещение,1991. – 51 с.
6) Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
7) Горбунова Р.Г. Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/24/kulturno-gigienicheskie-navyki-ikh-znachenie-v-razvitii (дата обращения 16.03.22)
8) Детство. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 528 c.
9) Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
10) Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед.ин-тов /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 253 с.
11) Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
12) Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ /В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007. – 128 с.
13) Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академ А, 2013.-432с.
14) Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб. пособие для вузов /И.Н. Курочкина. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 c.
15) Луговая, Л. Этот удивительный ранний возраст / Л. Луговая //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С.70.
16) Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Изд-во «Академия», 1998. – 456 с.
17) Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /С.В. Петерина //Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С.34 - 39.
18) Петерина, С.В. Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада /С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. - 132 с.
19) Пичугина, Н. О.Дошкольная педагогика: конспект лекций / Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.
20) Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Л. А. Парамоновой. – Москва, 2004.
21) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
22) Программа «Развитие» / Под ред. Булычевой А.И.–М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
23) Сидорова С.Л. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/29/metody-i-priemy-formirovaniya-kulturno-gigienicheskih (дата обращения 16.03.22).
24) Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для студентов / Е. О. Смирнова. – Москва : ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
25) Теленчи, В.Н. Гигиенические основы воспитания /В.Н. Теленчи. – М.: Просвещение, 2010. – 102 с.
26) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. – 129 с.
27) Яковенко, Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. Яковенко, З. Ходонецких //Дошкольное воспитание. – 1979. - №8. –С.15 – 20.