Фрагмент для ознакомления
2
Современный этап развития человеческой цивилизации характеризу-ется постепенным переходом к новому типу общественного устройства – информационному обществу. Последствия этого процесса проявляют-ся в ускоряющейся информатизации всех сфер деятельности, образованию единого информационного пространства, а также в увеличении доступно-сти различных видов информации и расширении потенциальной аудито-рии.
Массовые коммуникации - реально существующие социальные ком-муникации массового характера. Признаки системности массовые комму-никации приобретают путем превращения в социальный институт. Содер-жательно эта система включает в себя три необходимых элемента:
• СМИ,
• массовую аудиторию
• технологии (средства) их взаимодействия.
Одним из оснований классификации коммуникативных процессов яв-ляется контекст, на котором осуществляется коммуникации. Выделение форм социальной коммуникации дает возможность исследовать различные уровни социальных взаимодействий. Исследователи выделяют четыре ос-новных формы коммуникации:
• массовая,
• локальная,
• групповая,
• межличностная.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим влиянием средств информации на общественное мнение, где они и приобретают мас-совый характер, жителей Российской Федерации. В условиях отсутствия жизнеспособных законодательных механизмов сдерживания воздействия, с целью обеспечить удовлетворение своих интересов, экономических и поли-тических структур на СМИ, конституционное право граждан на информа-цию не может быть реализовано в полной мере.
Объектом данной работы являются средства информации в системе массовых коммуникаций.
Предметом работы выступают механизмы воздействия средств ин-формации на общественное мнение в Российской Федерации.
Целью данного исследования является анализ средств информации в системе массовых коммуникаций и механизмов их воздействия на обще-ственное мнение на примере Российской Федерации.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
1. Проанализировать средства информации, определить их призна-ки, функции и особенности.
2. Выявить роль средств информации в системе массовых коммуни-каций.
3. Установить тенденции развития средств информации в системе массовых коммуникаций, формы воздействия на общественное мнения и их последствия.
Общепринятое мнение, что массовую коммуникацию начал изучать известный немецкий социолог Макс Вебер, который является основопо-ложником понимающей социологии и теории социального действия. Он доказал необходимость изучения прессы в социологической точки зрения, создал метод анализа прессы, особенно выделил периодику и ее разделе-ние на социальные структуры, а также отмечая влияние ее на человека. Кроме того, Вебер определил социальные требования, которые предъяв-ляются к журналисту.
В Американской социологической науке массовые коммуникации де-тально прорабатывал политолог Гарольд Лассуэлл. Его подход основан на последовательном изучении того, каким образом передается информа-ция.
В последующем тему массовых коммуникаций активно разрабатыва-ет российский исследователь Конецкая В.П. изучила массовую коммуни-кацию в связи с ее взаимодействием со СМИ. Она заменяет термин «сред-ства массовой информации» термином «средства массовой коммуника-ции».
Вопросами массовой коммуникации и ее значению в обществе уде-ляют большое значение английские эксперты Ч. Райт (выделяет более всех остальных функцию политического контроля), Г. Мердек и П. Голдинг (во главу угла они ставят политические факторы, которые влияют на средства массовой информации.
Проблемы средств массовой коммуникации и СМИ и по сегодняш-ний день являются актуальными для исследования и анализа. В данной курсовой работе предпринята попытка изучить эти два явления, которые работают в едином информационном пространстве.
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
1.1. Определение
Коммуникация - одна из базовых составляющих в современном ми-ре. Статус любой фирмы или страны в целом определяется ее положением в информационном пространстве.
Массовая коммуникация сейчас представляет собой процесс распро-странения информации (знаний, правовых и моральных норм, духовных ценностей) при помощи технических средств (телевидение, пресса, компь-ютерная техника, радио) на рассредоточенные, численно большие аудито-рии.
Основные параметры, которые отличают массовую коммуникацию от групповой, это количественные параметры. Формируется новая каче-ственная сущность, у коммуникации возникают новые возможности, фор-мируется потребность в особых средствах (тиражирование, передача ин-формации на расстояние, скорость и т.п.).
Условиями функционирования массовой коммуникации по мнению исследователя В. П. Конецкой являются:
• социальная значимость информации;
• массовая аудитория (она анонимна, рассредоточена, подразде-ляется на группы по интересам и т.д.);
• наличие технических инструментов и средств, которые обеспе-чивают скорость,
• регулярность выхода информации,
• передача информации на расстояние,
• многоканальность и хранение информации.
Схема 1
Структура массовой коммуникации (СМК)
СМК
Средства массовой
информации Средства массового
воздействия Технические средства коммуникации
печать литература телефон
радио кино телетайп
телевидение театр электронная почта
интернет цирк
мюзиклы
Схема 2
Передача информации в СМК
1. Коммуникатор Тот, кто передает информацию
2. Аудитория Кому передают информацию
3. Сообщение Собственно информация
4. Канал Техническое средство, с помощью которого
Осуществляется передача сообщения
1.2. Признаки массовой коммуникации
Для массовой коммуникации характерны следующие признаки:
• общение больших социальных групп;
• опосредованность общения техническими средствами (обеспе-чивающими регулярность и тиражированность);
• организованный, институциональный характер общения;
• ярко выраженная социальная ориентированность общения;
• информация в одном направлении и фиксируется с помощью коммуникативных ролей;
• многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, которые обеспечивают нормативность,
• вариативность массовой коммуникации;
• отсутствие непосредственной связи между аудиторией и ком-муникатором в процессе общения;
• социальная значимость информации; повышенная требователь-ность к соблюдению принятых норм общения;
• преобладание двухступенчатого характера восприятия сооб-щения;
• "коллективный" характер коммуникатора и его публичная ин-дивидуальность;
• массовая, разрозненная, анонимная стихийная, аудитория;
• публичность, социальная актуальность, массовость и перио-дичность сообщений.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на большие, разные аудитории.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтина М.Д. Культурное пространство//Вестник Северо-Кавказского технического университета. № 2.С.1-7.
2. Гуревич СМ. Экономика отечественных СМИ: Учебное
пособие. М.: Аспект-Пресс, 2004.
3. Воинов А. Законодательство о средствах массовой информа¬ции и практика его применения в республиках — субъектах Россий¬ской Феде-рации. М., 1997.
4. Гайтюкевич Н.И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций//Знание. Понимание. Умение.2011. № 2.С.274-277.
5. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: ор-ганизация, способы и технологии информационно-психологического воз-действия.М.1997.
6. Капитонов Э.А. Социология 20 века. Ростов-на-Дону: изда-тельство Феникс, 1996.
7. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для ву-зов.М.2004.
8. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека пе-чатающего. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. М.2005.
9. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: Учеб. пособие для студентов факультативов журналистики. – Спб.: Издательство Михай-лова В.А., 2006.
10. Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политичес-кого влияния. СПб., 1998.
11. Мониторинг освещения в СМИ президентских выборов
2000 г. в России. Предварительный отчет. Европейская Комиссия.
2000. Март. Новости СМИ. М„ 2000-2004.
12. Мрочко Л.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие – М.: Финта: МПСИ, 2006.
13. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие
для вузов. М.: РИП-холдинг, 2004
14. Парламентская журналистика: ретроспектива, теория, прак-тика. М., 2000.
15. Политическая социология: Учебник для вузов под ред. Тощен-ко Ж.Т. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
16. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики.М.1998.
17. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
18. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2001.
19. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов Л.Н. Федотова – СПб.: Питер, 2003.
20. Социология. Основы общей теории: учебник отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев.- 2-е изд, испр. и доп. – М.: Норма, 2008.
21. Социология: Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лаври-ненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
22. Средства массовой информации постсоветской России:
Учебное пособие Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский
и др., Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2002.
23. Средства массовой информации России: аудитория и рекла¬ма. М., 2000.
24. Средства массовой информации и современное общество Ред.-сост. Н.Г. Бойкова, Т.В. Васильева, Д.А. Рущин. СПб., 2000.
25. Типология печати: проблемы теории и практики Отв. ред. Б.Я. Мисожников. СПб., 1999.
26. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
27. Филатова О.Г. Общая социология. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
28. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студен-тов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.
29. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. – М.: Гарда-рики, 2001.
30. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение тол-пы.М.1999.
31. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Ос-новы организации и характер структурной трансформации в услови¬ях ре-формирования общества). М., 2000.