Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие графомоторных навыков
В психолого-педагогической литературе рассматривается сущность понятия «графомоторный навык» и его компоненты (М. М. Безруких, Т. Г. Визель, Т. И. Зеленина, О. Б. Иншакова, М. В. Лопатина, Г.Г. Мисаренко, С. А. Озерова, Е. Г. Тимощенко и другие).
Графомоторный навык является многокомпонентным образованием, и высокий уровень его развития требует больших усилий в развитии как речевых, так и неречевых психических процессов. Становление графомоторных навыков в наибольшей степени зависит от важных компонентов, таких как системное развитие мелкой и общей моторики, зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений и зрительной памяти [21].
С.А. Озерова, О.Ю. Орлова отмечают, что в структуру графомоторных навыков входят следующие компоненты:
– графические навыки;
– зрительное восприятие;
– пространственные представления;
– движения пальцев рук (мелкая моторика) [27].
Рассмотрим каждый из компонентов.
Термин «графика» означает с греческого языка «graphein» – скрести, царапать, писать, рисовать. В основе графического навыка лежит действие на основе речевых и двигательных операций [8].
Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Графический навык – это автоматизированный способ различения, интерпретирования и начертания фонем языка в буквы. Каллиграфический, в свою очередь, является умением писать красивым, устойчивым почерком и характеризует соразмерность изображаемых элементов по высоте и ширине. Поэтому к графическим ошибкам относят различные пропуски и замены фонем, особенно сходных по артикуляции и акустическим свойствам.
В процессе письма важен процесс зрительно-моторного контроля, что требует сформированности зрительного восприятия. Проблема развития зрительного восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Соколова и др.
Под восприятием (перцепцией) понимается отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий (Л. С. Выготский). Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением, речью, чувствами, волей [4].
Под зрительным восприятием понимается процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой; психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения. В процессе зрительного восприятия накапливаются зрительные представления о цвете, форме, величине предметов, их пространственном расположении, степени их удаленности [23].
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой), является зрительно – моторная координация. Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, так как навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи [31].
Также со зрительным восприятием тесно связаны пространственные представления. Восприятие пространства – это восприятие положения предмета в пространстве, его величины, контура, рельефа. Пространственные представления – это представления о форме, положении, величине, расстоянии, направлении и других пространственных соотношениях и связях. На основе анализа пространственных признаков у детей формируются простейшие пространственные представления об отдельных предметных и геометрических формах, о величине как протяженности по длине, ширине и высоте, о направлениях с ориентировкой в них по сторонам своего тела.
Оптико-пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях. Под оптико-пространственной ориентировкой понимается такой анализ пространственных отношений внешней среды, который служит основой планирования и регулирования пространственного поведения. Достаточный уровень развития оптико-пространственных функций является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, а также для дифференциации близких по начертанию букв [13].
В работах Е. Ф. Архиповой, Н. А. Бернштейна, М. М. Кольцовой, Л. В. Лопатиной, К. А. Семеновой, Н. В. Серебряковой и других важную роль в развитии графомоторных навыков играет мелкая моторика. А. Валлон писал, что именно движения образуют то единство моторного, сенсорного и эмоционального, из которого и возникает психика. Под моторикой понимается двигательная активность как всего организма, так и отдельных его органов. Моторика включает в себя разнообразные двигательные функции. По мнению И. А. Бернштейна, моторика представляет собой комплекс двигательных умений, реакций, а также сложных двигательных актов [3].
Моторика представляет собой всю сферу двигательных функций организма, включающая биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Движения являются главным средством взаимодействия организма человека с окружающей средой. Любое действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Чтобы совершить движение, требуется слаженная работа нескольких систем организма: двигательной, или костно-мышечной; нервной и анализаторной. Основные типы движений человека сводятся к четырем типам активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения.
Физиологические основы движения раскрыты в учении о рефлекторной природе двигательной деятельности И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также в теории об уровневой организации движений Н.А. Бернштейна, в теории функциональных систем П.К. Анохина, в учении о высших корковых функциях А.Р. Лурии. В учении о рефлекторной природе двигательной деятельности И.М. Сеченова утверждается, что для движения необходимы следующие условия: во-первых, анатомо-физиологическая зрелость мышечной системы, во-вторых, скоординированная деятельность анализаторной системы и движений руки, в-третьих, сформированность различных двигательных умений, например, сравнивать и дифференцировать движения, оценивать их качество.
В теории функциональных систем П.К. Анохина раскрывается механизм управления движениями. В системе двигательных актов выделяется «акцептор действия», который выполняет такие важные функции, как организация двигательной активности, корректировка движений в различных условиях двигательной деятельности, прогнозирование результата действия, исправление ошибок.
Значительный вклад в понимание физиологических механизмов движения внес Н.А. Бернштейн. В своей теории уровневой организации движения он выделил составные части двигательного акта, условия координированной работы движений, характеристики движения – точность, плавность, соразмерность, а также тонус как показатель готовности нервно-мышечного аппарата к осуществлению движения.
А.Р. Лурия также отмечает системную организацию и сложность целенаправленного движения как многопланового сенсомоторного акта. По его мнению, движение характеризуют такие показатели, как правильность и точность выполнения, согласованная работа различных систем (кинетической, кинестетической и зрительно-пространственной афферентации), координация движений.
Моторная сфера выделяет общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, необходимые для предметных, орудийных и трудовых действий.
Под мелкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, которые связаны со зрительной системой для выполнения мелких и точечных движений пальцами рук и ног и кистями.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: внимание, координацию в пространстве, речевые способности, мышление, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Это связано с тем, что центры головного мозга, которые отвечают за все эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 320 с.
2. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М. М. Безруких // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 60–66.
3. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – М.: Книга по требованию, 2012. – 253 с.
4. Буцыкина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. – 2005. – № 3. – С. 84–95.
5. Виноградова, Е.А. Работа по развитию зрительно-моторной координации в рамках подготовки к письму дошкольников с ОНР / Е. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 9. – С. 40–43.
6. Гладышева, Т.Г. Организация работы по коррекции письменной речи / Т. Г. Гладышева // Логопед. – 2012. – № 10. – С. 71–75.
7. Гостунская, Я.И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи / Я.И. Гостунская // Логопедия сегодня. – 2008. – № 4. – С. 73–75.
8. Гуцал, И.Ю. Развитие мелкой моторики детей 4–5 лет с ОНР: интеграционный подход / И.Ю. Гуцал // Логопед. – 2015. – № 2. – С. 102–107.
9. Детская логопсихология: учебник / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова и др.; ред. О. А. Денисова. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 160 с.
10. Дмитриев, А.А. Структуризация зрительного гнозиса как компонента графомоторной компетенции у детей 6–7-летнего возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. А. Дмитриев, А. А. Турышева // Специальное образование. – 2015. – № 3 (39). – С. 17–24.
11. Емельянова, И.Д. Профилактика нарушений письма у старших дошкольников / И. Д. Емельянова, О. П. Носкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 4. – С. 94–100.
12. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 283 с.
13. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. В 2 ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации: пособие для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 183 с.
14. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
15. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5–7 лет. В 2 ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка: пособие для логопеда / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 111 с.
16. Киселева, Н.Ю. Приемы изучения сформированности графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. Ю. Киселева, Т. А. Темникова // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – М., 2018. – С. 78–81.
17. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка / М. М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
18. Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 3. – С. 13–16.
19. Коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / отв.: Н. В. Скоробогатова, Н. Л. Лихачева. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013. – 271 с.
20. Крикленко, О.В. Игровые приемы развития мелкой моторики у детей с ОНР / О.В. Крикленко // Логопед. – 2017. – № 2. – С. 111–115.
21. Купина, Н.В. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов / Н.В. Купина, Л. В. Конорева, Л.И. Золотухина // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 46–48.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Электронный ресурс] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 20.11.2021).
23. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. – М.: Логос, 2009. – 224 с.
24. Лопатина, М.В. Особенности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Лопатина // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16–2. – С. 198–200.
25. Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 4–14.
26. Наркизова, Д.П. Графомоторный навык как базисный компонент становления письма / Д. П. Наркизова // Студенческий. – 2019. – № 27–1 (71). – С. 74–75.
27. Озерова, С.А. Диагностика графомоторных навыков и пространственных представлений дошкольников / С. А. Озерова, О. Ю. Орлова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. – № 2. – С. 59–66.
28. Преодоление нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие / Н. И. Селезнева, Т.Г. Калинина, А.Б. Тылевич, Т. Н. Бокова; под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.
29. Рябова, А.С. Результаты исследования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. С. Рябова // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики. – Чебоксары, 2018. – С. 210–213.
30. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Пространственные представления ребенка / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. / Школьный психолог – 2000–№34.
31. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 474.
32. Скоряк, Е.В. Особенности графомоторного навыка старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Скоряк, Л. В. Серикова, Г. В. Марьина // Современное образование в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 27–30.
33. Сухотерина, Е.А. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровых упражнений / Е.А. Сухотерина // Modern Science. – 2020. – № 4–2. – С. 191–193.
34. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
35. Худякова, Э.Е. Эмпирическое изучения особенностей развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Э. Е. Худякова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – Орел, 2018. – С. 129–131.
36. Цивильская, Е.А. Развитие графомоторных навыков как условие профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е.А. Цивильская, В. С. Занько, А. А. Габдуллина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 1 (6). – С. 167–170.
37. Юрчик, Р.Ю. Особенности формирования графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи / Р.Ю. Юрчик // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1 (28). – С. 887–891.
38. Якунина, О.В. Уровень развития общей и мелкой моторики как фактор формирования графомоторных навыков младших школьников / О. В. Якунина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – № 2. – С. 194–198.