Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Развитие современного театра характеризуется активной адаптацией инструментов менеджмента и маркетинга для повышения конкурентоспособности на рынке. Все чаще используется проектный подход, как инструмент, дающий хорошие результаты. Для привлечения зрителей и бизнес–партнеров театры вынуждены искать новые формы представления своих проектов, продвижения на рынке, формирования приверженности аудитории. Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально–культурной деятельности. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Театральные руководители стремятся привлечь зрителей, их использовать для того, чтобы распространить позитивную информацию о культурном учреждении. Особенностью русских театров является то, что большинство из них являются государственными или муниципальными учреждениями. При этом часто эта сфера остается дотационной, т.е. деньги в ней появляются преимущественно за счет привлечения средств от меценатов. Это могут быть средства государственного и муниципального бюджетов, а также вложения (инвестиции) коммерческих организаций или безвозмездные пожертвования спонсоров.
В целом по России, пока не коммерческая деятельность учреждений культуры полностью не формирует их бюджет – даже в самых комерциализированных отраслях сферы культуры, собственные доходы (продажа билетов и сувенирной продукции) – составляет 15% всего бюджета. Эти обстоятельства дополнительно подталкивает театры к активной политике по установлению и расширению связей с общественностью, за счет формирования позитивного и привлекательного имиджа, так как это позволит решать комплекс проблем, как организационных, так и экономических.
Театры, как и вся сфера культуры, были поставлены в равные рыночные условия с другими организациями экономической, политической, социальной сфер деятельности. Из–за неготовности к подобным изменениям, несоответствия новых экономических требований существовавшему в течение семидесяти лет стилю управления, театры оказались в финансовом и общем управленческом кризисе. Кризис выразился в сокращении премьерных постановок, в уходе зрителя из театра, в невозможности технического переоснащения и ремонта театров, во внутреннем расколе творческого и административного составов многих театров. Несмотря на двадцатилетний срок, окончательно найти выход из создавшейся ситуации театры не могут до сих пор.
Столь длительный кризис указывает на серьезность создавшейся проблемы и недостаточное внимание к ней. Понятие «менеджмент» как система законов управления рынком пришло к нам всего десять лет назад. И распространилось, в первую очередь, на субъекты экономической сферы. Культура, как финансируется по остаточному принципу, так и в применении новых законов управления рассматривается в последнюю очередь и до сих пор дожидается своего часа.
Цель работы – изучить технологию, специфику, а также современное состояние и проблемы театрального менеджмента;
Задачи:
– рассмотреть понятие «менеджмент», его виды, цели и задачи.
– изучить особенности менеджмента в учреждениях культуры.
– охарактеризовать формы работы и виды деятельности менеджера в театре.
– охарактеризовать русский театральный менеджмент.
– изучить опыт театрального менеджмента за рубежом.
– на основе анализа данных составить необходимые рекомендации для совершенствования менеджмента Пермского театра «У моста».
Объект исследования – процесс функционирования менеджмента.
Предмет – театральный менеджмент.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме курсовой работы.
Теоретической основой работы послужили учебные пособия, статьи периодических изданий по теме курсовой работы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «театральный менеджмент»
Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу подчиненных.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе обозначает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако, в реальности их смысловое содержание отличается. Употребляя термин «менеджмент» нужно следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.
Адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции. Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и услуг. [4]
Более приемлемо в наших условиях употреблять термины «организация», «управление» и «администрирование». Государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если они стремятся к достижению своих целей при минимуме затрат.
«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:
Талант управления. Руководитель обязан понимать, в каком ключе двигается компания, на что она ориентирована, какие цели желает достичь. На основании этих данных, формируется план по управлению персоналом, разрабатываются основные подходы для достижения поставленных задач;
Контролирующая функция. Мало раздать указания, необходимо координировать процесс выполнения задач. Кроме того, необходимо применять методы поощрения работников, стимулировать их деятельность. Можно делегировать свои полномочия менеджеру с опытом работы;
Умение создавать благоприятный климат в коллективе, где каждый работник ценен и незаменим;
Умения грамотно распределять человеческие ресурсы;
Анализ рынка и актуальности работы предприятия. Умение переориентировать работников, дать новые вводные.
Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто еще называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации.
Спецификой можно назвать наличие общих и специфических целей. Общие цели определяют концепцию развития компании в целом, направлены на перспективу, а специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности компании. Рациональное использование материальных, финансовых и трудовых активов предполагает достижение цели при минимуме издержек и максимуме эффективности. Это достигается совместными усилиями сотрудников компании, направленными на достижение общих целей.
К важнейшим общим целям менеджмента относят: прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности компании. Конечная цель заключается в обеспечении прибыльности функционирования той или иной компании. Это может быть достигнуто путем создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являются управление производством, совершенствование научно–технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Следовательно, основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.
Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей.
Как показывает практика, размер компании, ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Организацию можно считаться добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Следующая позиция управления – выживание компании и сохранение ее места в рынке на протяжении длительного времени. Менеджер решает, какие должны стать цели по росту производительности, результативности и эффективности компании, инструментов и способов их получения, решает, какими формами стимулирования будет использоваться в компании, чтобы привлечь сотрудников к росту производительности. [2, с.134]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер А. Я. Провинциальный театр.// Русская художественная культура конца Х1Х – начала ХХ в. (1895–1907). Кн. 1. – М.: 1968.
2. Арт–гид. Современное искусство в мировых столицах. Нью–Йорк. Часть 2.2014.
3. Атрашкевич Е.Ю., Красовская И.П. Может ли частный театр быть успешным, экономически эффективным и конкурентоспособным бизнес–проектом на российском и международном рынках культурно–просветительских услуг.// Санкт–Петербургский политехнический университет Петра Великого.2015.–С.156–158.
4. Бегущая диагональ Нью–Йорка. / Вокруг света. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2662/ (дата обращения 28.03.2022).
5. Бегущая диагональ Нью–Йорка. / Вокруг света. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2662 (дата обращения 28.03.2022).
6. Белякович В., Яшин С. Как вы отнеслись бы к переходу театра на контрактную систему? // Театрал.–2011.
7. Блахина Н. Игнатьева Е. Нести тяжело, бросить жалко.// Культура 10 июля 1997.
8. Борзенко В., Милиенко Е. «Репертуарный театр нужно спасать» Почему артисты и режиссеры обеспокоены будущим российской сцены// Театрал. – 2011.
9. Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX–XXI веков. М.: Университетская книга, 2009.
10. Дадамян Г.Г. Условия рынка и театральный менеджер. – М., Сцена, 2004.
11. Данилов С.С. Русский драматический театр ХIХ века / С.С. Данилов, М.Г Португалова. – М.: Искусство. 1974.
12. Екатерининская А.А. Репертуарный театр и антреприза// Сцена.–М., 2008.
13. История русского драматического театра (1801–1825); [в 7 т.]. – М.: Искусство, 1977.
14. История русского драматического театра (1882–1897); [в 7 т.]. – М.: Искусство, 1997 .
15. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 370 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978–5–534–01521–8. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/433177 (дата обращения: 29.03.2022).
16. Кригер В. А. Актерская громада. Русская театральная провинция (1890–1900). Воспоминания // В. А. Кригер. – М.: Искусство, 1976. – С.215.
17. Кригер В. А. Актерская громада. Русская театральная провинция (1890–1900). Воспоминания // В. А. Кригер. – М.: Искусство, 1976.
18. Моисеева В.Ф. Арт–менеджмент в театральной сфере: сущность, специфика, этапы, проблемы.// Симбирский научный вестник. 2014г. №3(17).– С.80–86.
19. Руднев П. (театральный менеджер, критик) Торможение театра//Взгляд,– 2007.
20. Русская антреприза имени Андрея Миронова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mironov–theatre.ru (дата обращения 28.03.2022).
21. Самсонов Л. Н. Театральное дело в провинции. / Л. Н. Самсонов. – Одесса. – 1985.
22. Шаталина А.Г. Социально–экономические риски провинциального театра: выживание театров малого формата // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2.