Фрагмент для ознакомления
2
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Эффективность системы управления напрямую зависит от тех целей, которые ставит перед собой организация при начале своего функционирования на рынке. Целеполагание является главным фактором успешности бизнеса.
Актуальность данной темы заключается в том, что планирование эффективной системы целей организацией является фактором ее долгосрочного развития и получения максимальной экономической выгоды на рынке.
При этом необходимо понимать, что каждое предприятие имеет некую миссию или главную цель своей деятельности, исполнение которой достигается за счет постепенной реализации более мелких и конкретных целей. Эти цели должны отвечать условиях SMART, то есть быть ясными и понятными как для руководства, так и для всего действующего персонала.
Предприятием должна быть разработана конкретная программа мероприятий, реализация которых позволит ему обеспечить свою прибыльность и рентабельность, удовлетворить клиентов высококачественной продукцией и достичь большей доли на рынке.
Степень изученности темы. Тема изучения целей организации достаточно хорошо изучена в таких трудах, как Бариленко И.В. Основы бизнес-анализа, Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление, Кибанов А.Я. Основы управления предприятием и т.д.
Цель работы – анализировать цели организации при помощи инструмента «дерево целей».
Задачи работы:
- определить понятие целей организации
- исследовать систему управления организацией через метод «дерева целей»
- дать общую характеристику деятельности организации
- построить и проанализировать «дерево целей» клиники
- разработать направления улучшения деятельности организации с использованием метода «дерева целей».
Объект исследования – цели организации.
Предмет исследования – исследование управления через метод «дерево целей».
Методологическая основа исследования включает такие методы, как анализ (основных целей организации) и синтез (обобщение полученных результатов).
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников литературы.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия и монографии по менеджменту современных организаций, ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие целей современной организации
Смысл деятельности любой коммерческой, общественной, благотворительной или государственной организации есть достижение некоторых целей. Любое предприятие, ассоциация или индивидуальный предприниматель преследуют собственные цели, которые являются в целом причиной их существования и функционирования [11, c.65].
Рассмотрим разные виды целей и построим дерево целей организации.
У любого предприятия есть своя миссия, которая отражается в главной задаче, оправдывающей его существование. Для коммерческой организации главной целью является получение максимально возможной прибыли при заданных условиях хозяйствования. Для социальной компании главным является достижение социально значимых задач, связанных с жизнью в современном обществе.
Миссия организации – это важная часть стратегии деятельности на рынке каждой фирмы, определяющая ее цели и задачи. Грамотная организация миссия является фактором успешности для развития и функционирования организации [12, c.113]. В антикризисном менеджменте этот аспект требует большого внимания, так как с течением времени миссия организации может утрачивать свою актуальность в соответствии с реальными условиями рынка. Кроме того, в условиях кризиса, когда встает вопрос о том, сможет ли предприятие преодолеть негативную ситуацию в рамках прежней миссии, важной задачей является разработка новой или корректировка старой миссии.
В целом миссию можно определить как целевую установку организации, которая составляет причину ее деятельности и которая должна быть выполнена ею за определенный период времени. По сути дела, она выражается в смысле деятельности организации, направленной на конечные результаты. Определение миссии целесообразно проводить для крупных социально-экономических единиц, где стратегия является важнейшей составляющей бизнеса. Для небольших организаций (продовольственных магазинов, мастерских и т.д.) определение миссии деятельности не требуется, так как для них основная цель деятельности в долгосрочной перспективе состоит в благоприятном развитии и расширении бизнеса. Также определение миссии становится затруднительным в организациях с высоко регламентированной системой управления – государственных и муниципальных учреждениях [14, c.87].
Миссия организации определяет очень многие важные элементы деятельности организации. Таким образом, основные составляющие миссии предприятия заключены в следующем [15, c.59]:
1.Определение сферы деятельности организации (выделение отрасли рынка, первоначальных масштабов деятельности и тех сфер, которые организация хотела бы занять в будущем).
2.Определение целей деятельности организации на краткосрочные и долгосрочные периоды. К целям в краткосрочных периодах относятся, как правило, организационно-правовые обязанности фирмы на рынке. К целям в долгосрочном периоде можно отнести изменение организационной структуры; увеличение занимаемой доли рынка; увеличение объемов и производства товаров; увеличение качества продукции и другие.
3.Определение методов и мероприятий по достижению целей. Каждая цель подразумевает под собой совокупность принципов и методов ее осуществления, от которых зависит устойчивость и стабильность фирмы на рынке. Также устанавливаются временные сроки для достижения целей.
4.Формирование тактики управленческой политики (выделение функций руководства и контроль над рабочим процессом). Здесь же устанавливаются сроки сдачи документов и т.д.
5.Назначение ответственных лиц за осуществлением контроля. Здесь определяется состав среднего и крупного звена управления компанией, команды для выполнения особых задач.
6.Определение товаров на производство и реализацию, а также разработка новой продукции. В этом разделе описываются предлагаемые к сбыту виды продукции, потребность рынка в этой продукции, преимущества и недостатки, ожидаемая прибыль от ее реализации и возможные издержки и потери.
7.Разработка кадровой политики (распределение обязанностей между отделами, определение системы поощрения, программ по обучению, повышению квалификации, развитию сотрудников).
8.Организация производственного процесса и оценка имеющихся ресурсов, а также состояния технико-материальной базы производства (модернизация устаревшего оборудования и обеспечение новых технологий).
9.Оценка среды бизнеса и конкурентной среды. Цели организации (наиболее общие) могут быть сформированы и раньше, но определение всех остальных составляющих – методов достижения, управленческой и кадровой политики – происходит уже после исследования внешней среды. Оценка среды бизнеса позволяет определить целесообразность выхода фирмы на данный рынок или учитывать изменения, происходящие на нем с течением времени.
10.Разработка программы маркетинговых исследований рынка и продукции, размеров спроса и предложения. К маркетингу относится и организация рекламной кампании, которая в современных условиях является мощным средством завоевания клиентов и создания имиджа фирмы.
Достижение миссии организации обеспечивается за счет нескольких ее составляющих элементов – конкретных целей деятельности, достижение которых позволит максимально приблизиться к осуществлению миссии организации [18, c.129].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Васильева Л.С. Финансовый анализ/ Л.С. Васильева. – М.: КноРус, 2017. – 804 с.
4. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент. - 2019. –№4. - С.50-87
5. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 386 с.
6. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ С.В. Еврмасов. - М.: Юрайт, 2018. - 621 с.
7. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 447 с.
8. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2018. – 274 с.
9. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2017. - №8(144). – С.56 – 67.
10. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 266 с.
11. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 375 с.
12. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 419 с.
13. Рофе И.А. Экономика труда/ И.А. Рофе. – М.: Кнорус, 2019. – 224 с.
14. Теннент Дж. Управление денежными потоками/ Д. Теннент. – М.: Альпина Паблишинг, 2018. – 585 с.
15. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2019. - 350 с.
16. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.— М.: РИОР, 2017. — 70 с.
17. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2017. - 176 с.
18. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 400 с.
19. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2019. - 504 с.
20. Материалы компании [Электронный ресурс]. URL: https://dialine.org/?ysclid=l1tm1vtx46(дата обращения: 10.04.2022)