Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В настоящее время организация социальной политики претерпевает значительные организационные, правовые и существенные изменения: Законодательная база реформирования социальной сферы, позволяющая децентрализовать государственную систему социального обеспечения и управления социальной сферой, Введение системы обязательного социального страхования населения, Внедрение новых форм социальной поддержки населения, Реструктуризация отрасли, развитие платных социальных услуг, И появление новых форм комплексных социальных услуг.
Однако в системе социального обеспечения наблюдаются серьезные сбои в ее функционировании. Помимо других причин, связанных, в частности, с общим социально-экономическим положением в России, серьезную роль в этом отношении продолжают играть ошибки и просчеты, допущенные на начальном этапе социальной реформы, отсутствие четкой и последовательной социальной государственной политики, должным образом поддержанной в правовом, организационном и финансовом плане.
В этих условиях большое значение имеет совершенствование административно-правового регулирования организации и деятельности всей системы социального обеспечения в России. Органом исполнительной власти осуществляющим управления в области социальной защиты населения выступает Министерство труда и социальной защиты. На данный государственный орган возложены задачи обеспечения социальной политики, разработки социальных программ и нормативного регулирования. Исследование роли Министерства труда социальной защиты в социальном обеспечении обусловили актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в области деятельности Министерство труда и социальной защиты РФ.
Предмет исследования составляют совокупность правовых актов регулирующих отношения, связанные с социальным обеспечением.
Целью работы является изучение деятельность Министерство труда и социальной защиты РФ как гаранта реализации социальной политики государства.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- раскрыть понятие содержание государственной социальной политики;
- рассмотреть особенности реализации социальной политики в настоящее время;
- дать характеристику Министерства труда и социальной защиты;
-проанализировать значение Министерства труда и социальной защиты в организации социальной политики;
Методологию исследования составили совокупности методов познания, анализа, синтеза сравнительного правовой и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами и включает в себя введение две главы и список использованной литературы.
1.Характеристика социальной политики
1.1.Содержание государственной социальной политики
В современный период, особенно в отечественной правовой теории и практике, категория «социальное обеспечение» характеризуется как особая форма распределительных отношений. Кроме того, отмечается, что «социальное обеспечение» является функцией государства в обеспечении и обслуживании инвалидов.
Если рассматривать эти позиции в контексте приведенных выше формулировок социальной защиты, то можно отметить, что они не противоречат друг другу.
Ряд авторов считают, что «социальное обеспечение» является юридической категорией, которая означает субъективное право граждан на получение помощи от государства, отдельных физических или юридических лиц.
Появление значительного числа определений социального обеспечения в отечественной научной литературе привело к необходимости их систематизации. Прежде всего, как мы уже отмечали, понятие «социальное обеспечение» рассматривается как «система распределительных отношений, где она относится к совокупности социальных отношений, связанных с распределением внебюджетных фондов социального страхования и перераспределением части из государственного бюджета с целью удовлетворения потребностей граждан в случае потери заработка или получения дохода» .
Вторая версия определения того же контекста гласит, что «эта категория является одним из возможных способов распределения валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ для компенсации их личного дохода в случае социальных рисков за счет о целевых источниках финансирования, в объеме и условиях, строго регламентируемых обществом, государством, для сохранения их полного социального статуса » .
Наконец, существует мнение, что это является формой выражения социальной политики государства .
Разумеется, мы не дали полного спектра представлений о сущности этой категории. Важно отметить, что в описании понятия «социальное обеспечение» практически нет противоречий; подобные позиции чаще всего встречаются.
Анализируя различные мнения, мы снова обращаем внимание на структуру определения. Понятие «социальное обеспечение» состоит из структурно-функциональных блоков, которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы: пенсия; денежные пособия; медицинское обслуживание; содержание и воспитание детей в детских садах, дошкольных учреждениях и медицинских учреждениях; социальные услуги и социальная помощь. Каждая из систем также состоит из функциональных компонентов (пенсии разных типов, пособия, пособия в натуральной форме, услуги). Таким образом, пенсионная система включает пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, долгосрочную пенсию, социальные пенсии; система пособий включает пособия по временной нетрудоспособности, материнству, уходу за ребенком и т. д .
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Государство направляет усилия на создание финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате этой деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает в себя несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых отчислений из федерального бюджета; государственная социальная помощь. В науке они называются правовыми формами социального обеспечения. Эти формы отличаются друг от друга по предметам, источникам финансирования, видам платежей и органам управления.
Обязательное социальное страхование подлежат лицам, работающим по трудовому договору (работникам), осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и другим лицам, круг которых определен законом. Страховые случаи могут включать в себя: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, необходимость медицинской помощи и т. Д. Они устанавливаются законом или договором, если это государственное (обязательное) социальное страхование, тогда только договор, когда он приходит к добровольному (негосударственному) страхованию. Право на получение платежей из фондов государственного социального страхования определяется уплатой страховых взносов. Предоставление пособий по временной потере трудоспособности, материнству и другим видам страховых взносов осуществляется работодателями за счет страховых взносов, перечисляемых в территориальные органы ФСС, или территориальными органами ФСС - индивидуальными предпринимателями, юристами, нотариусами и др. другие категории застрахованных лиц, применяющие специальные налоговые режимы. Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета медицинских страховых организаций по федеральным и территориальным программам государственных гарантий бесплатной медицинской помощи .
Ассигнования из прямых ассигнований федерального бюджета покрывают специальные организации, выполняющие важные государственные функции: государственные служащие, военнослужащие, рядовые сотрудники органов внутренних дел, органов государственной безопасности, налоговой полиции и члены их семей, а также а также другие категории граждан с учетом специфики их деятельности. Назначение платежей находится в компетенции соответствующих министерств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел и т. д.). Следует отметить, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.
За счет средств федерального бюджета пенсии выплачиваются призывникам, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрании законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
2. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР./В.С. Андреев – М. : Юрид. лит., 1987. – 320 с.
3. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования /С. Х. Асланова // Молодой ученый. – 2019. – №9. – С. 511-514.
4. Блохина И.М. Дрофа М.А. Задорожный Д.А. Заремук А.А. Социальная политика и ее основные направления в Российской Федерации / И.М. Блохина М.А. Дрофа Д.А. Задорожный А.А. Заремук // Вестник академии знаний. –2021. – № 3. – С. 256-261
5. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. /М.О. Буянова. М., 2003 – 56 с.
6. Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста / А.А. Вахабов // Наука и Мир. – 2017. –Т. 3. – № 3 (43). – С. 14-15.
7. Замараева, З. П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З. П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2012. – № 2. –С. 184-192.
8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. / М.Л. Захаров. Э.Г. Тучкова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 614 с.
9. К вопросу об определении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение" (правовой аспект) /З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. – № 2. – С. 15-17.
10. Калигин Н. А. Принципы организации управления. / Н.А. Калигин. – М.: Финансы и статистика, 2003. –272с.
11. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 225-227.
12. Маранов, А. А. Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения / А. А. Маранов. // Молодой ученый. – 2016. – № 21 (125). – С. 618-624.
13. Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения / Е.Е. Мачульская// Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения С. 439-444.
14. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения : учеб.-справ. пособие. М. Юрайт,2016. – 441 с.
15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : офиц. Сайт [Электронный ресурс] URL: http://www. rosmi№trud.ru/mi№istry/about/issues. (дата обращения: 21.03.2022).
16. Пантелеева Т. С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы: учебное пособие для ВУЗов. Т.С. Пантелеева Г.А. Червякова. – М.: Владос, 2012. –154с.
17. Подъяблонская, Е. П. Оптимизация государственных расходов на социальную поддержку граждан России и направления повышения их эффективности / Е. Л. Подъяблонская // Финансы и кредит. – 2013. – № 40. –С. 52-62.
18. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. – URL: http://www.№ifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
19. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина. – М.: НИФИ : Всемирный банк, 2017. – 143 с.
20. Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты населения: Учебное пособие: М. : Академия, 2011. –190с.
21. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / под ред. В. С. Кукушина. Учебное пособие: М.-Ростов-на-Дону: Март. 2013. –330с.