Фрагмент для ознакомления
2
Современное отечественное конституционное законодательство своим началом может считать дату принятия Конституции Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Становление и развитие Конституции сформировало всю структуру системы отечественного законодательства, в которой сама Конституция является не только главным и основополагающим элементом отрасли конституционного законодательства, но и представляет собой системообразующую основу всего этого многопланового законодательного поля.
Вместе с тем, в теории конституционного права вопрос о соотношении между собой понятий «конституционное право» и «конституционное законодательство» так и не разрешен, как и не разрешен этот же в вопрос в общей теории права в отношении уже более высокого уровня теоретических обобщений правоведов: терминов «права» и «законодательства».
Целью курсовой работы является выяснение на основе понимания смысла конституционного законодательства как отрасли российской законодательства придти к выводам, даже в самом общем виде, о нормативном содержании конституционного законодательства.
Для решения поставленной цели в курсовой работе решались следующие две задачи:
- исследовать понятие и структуру конституционного законодательства;
- выяснить нормативно-правовое содержание конституционного законодательства в особых законодательных актах, отличающихся от «обычных законов» - федеральных законов.
1 Понятие конституционного законодательства как отрасли законодательства, его структура, соотношение конституционного права и конституционного законодательства
1.1 Теоретические основы конституционного законодательства
Первичным и конечным структурным элементом права является юридическая норма, которая самостоятельно регулирует отдельную и обособленную какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.
Система конституционного права выражает собой внутреннее строение (структуру) конституционного права, отражающее одновременно и объединение конституционно-правовых норма и их и дифференциацию.
К институтам конституционного права принято относить институт прав и свобод человека, избирательное право.
В Конституции зафиксированы также такие правовые институты как институт Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации, судебной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, но эти институты считается необходимым причислять к институтам государственного права.
Конституционное право относят, как правило, только к материальной отрасли права, а не к процессуальной.
Но с этим утверждением вряд ли можно согласиться, так как конституционно-процессуальное право как таковое не имеет собственного законодательного акта, регулирующего процесс конституционного судопроизводства, так как конституционные правоотношения находятся еще в стадии формирования и пока явно не выявили, по-видимому, достаточно правоприменительного опыта для разработки соответствующего законодательного акта.
Однако, указанные специальные конституционно-процессуальные правоотношения вполне успешно урегулированы юридическими нормами Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда (хотя данный документ и не является законом).
Для конституционного права и, конечно же, всех участников конституционно-правовых отношений характерно юридическое неравенство сторон: юридические преимущества (преференции) всегда имеют органы государственной власти.
В отличии от гражданского права, где признается юридическое равенство сторон (участников гражданских правоотношений).
В конституционном праве принято поднимать, что система конституционного законодательства, как вся совокупность законодательных актов конституционно-правового содержания и которые закреплены строго в формально определенных актах – официальных нормативных правовых документах – законах.
Тем самым, понятия системы права и системы законодательства не равнозначны, хотя второе входит и соподчинено первому, и, таким образом, в определенных понятийных границах норм права и норм законодательства они существуют относительно самостоятельно и, обладая своей собственной спецификой, имеют собственные тенденции развития.
В целом, вся система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепленных в официальных законодательных актах и их систематизации.
В связи и в соответствии с конституционно установленным федеративным устройством Российской Федерации конституционное законодательство также следует рассматривать на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов Российской Федерации.
Анализ публикаций на тему конституционного законодательства выявил, что уже достаточно давно введено понятие конституционно-правового законодательства.
Некоторые авторы, справедливо считая, что субъектом конституционного законодательства, как на стадии законодательной инициативы, так и на всех других этапах законодательного процесса выступают только лишь органы государственной власти, то конституционное законодательство более правильно было бы рассматривать как конституционно-государственное законодательство.
Данная дискуссия не завершилась и продолжается: по понимании конституционного законодательства как собственно конституционного, или конституционно-правового или даже государственного.
Интересна роль, значение и влияние у нас в России, на формирование конституционного законодательства Президента Российской Федерации.
Конституция закрепила две главных формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, который в конституционном праве является ее единственным нормотворческим источником:
• осуществление права законодательной инициативы (статья 104 Конституции) [1];
• подписание и обнародование принятого закона палатами Федерального Собрания (часть 2 статьи 107 Конституции) [1];
Конституция установила суверенное, неотчуждаемое и неоспариваемое право Президента Российской Федерации не подписать закон, принятый палатами Федерального Собрания, или редко употребляемое в последнее время понятие (термин): так называемое право «вето» (часть 3 статьи 107 Конституции) [1].
Для реализации права законодательной инициативы Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу (пункт «г» статьи 84 Конституции) [1], предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (статья 134 Конституции) [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» текст размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.1998
№ 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
Книги, статьи:
3. Конституционное право [Текст] : учебно-методическое пособие / [Д. С. Велиева, М. Л. Воронкова, О. В. Кузнецова и др.] ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина. - Саратов : Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2017. – 103 с.
4. Конституционное право России [Текст] : учебник / отв. ред. В. В. Комарова. - Москва : КНОРУС, 2017. - 279 с.
5. Классификация источников конституционного права: вопросы теории и практики [Текст] : монография / Л. Г. Берлявский, С. Н. Данихно ; под редакцией доктора юридических наук, профессора Е. В. Колесникова. - Москва : Юрлитинформ, 2019. – 460 с.
6. Конституционное право России : учебник / И. М. Ильин ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2019. - 335 с.
7. Конституция Российской Федерации с комментарием Конституционного суда. 2021. - Москва : Эксмо, 2021. – 124 с.
8. Конституционное право : практикум / Л. Т. Аглеева, О. А. Бабошин, М. Л. Белых [и др.] ; [ответственные редакторы М. С. Саликов, М. В. Гончаров] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет», Кафедра конституционного права. - Екатеринбург : Уральский гос. юридический ун-т, 2021. – 269 с.