Фрагмент для ознакомления
2
Первым и важнейшим условием становления у ребенка предпосылок для успешной социальной адаптации является своевременное и полноценное овладение речью. Ограниченность, затрудненность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Не скорректированные в дошкольном возрасте те или иные дефициты развития обязательно отразятся на школьной адаптации, успеваемости, а в дальнейшем – на выборе профессии.
Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Изучение заикания в течение длительного времени проводилось с клинических, физиологических, психологических, психолингвистических и психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, H.A. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н.И. Неткачев, Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, И.А. Сикорский, Н.А Чевелёва, В.М. Шкловский, A.B. Ястребова и др.).
Широко известен тот факт, что при заикании страдают все компоненты интонационной стороны речи. Некоторые отечественные и зарубежные специалисты позиционируют заикание как главным образом просодический дефект [15]. Одним из характерных признаков речи заикающихся является монотонность речевой мелодики. На фоне постоянного напряжения и тревоги речь теряет свою музыкальность, стройность, звучность, отмечаются такие проблемы, как отсутствие правильного акцентирования во фразе, ограничение в способности к модуляции голоса, скованность мимики, эмоциональной выразительности взгляда, жеста [4]. Коррекционная логопедическая работа по формированию свободной здоровой речи у заикающихся должна включать развитие просодических средств речи, которое предполагает использование широкого арсенала средств для выражения своего отношения к высказыванию, проявления личного темперамента и придания речи яркости и выразительности.
Практика и опыт показывают, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логопедическая ритмика. Она представляет собой форму активной терапии, которая направлена на преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптироваться к условиям внешней среды. О значении логоритмики для коррекции речи детей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская.
Таким образом, именно с помощью логоритмики возможна работа по формированию представлений об интонационной выразительности, по развитию просодических компонентов, по развитию моторики (общей, ручной, артикуляторной и мимической), а также профилактическая работа, направленная на повышение умственной работоспособности и нормализацию психического здоровья ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка.
Актуальность данного вопроса определила выбор темы нашего исследования «Коррекция интонационной стороны речи у дошкольников с заиканием посредством логоритмики».
Цель исследования: теоретически изучить возможность использования логоритмических занятий по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
Объект изучения: развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием посредством логоритмических занятий.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием посредством использования логоритмических занятий.
Методы исследования:
-изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
-диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем в развитии просодической стороны речи у детей с заиканием,
- педагогический эксперимент;
-обработка и интерпретация результатов.
Экспериментальная работа по изучению развития просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием проводилась на базе МОУ «Качкашурская СОШ». В эксперименте принял участие 1 дошкольник в возрасте 6 лет.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общие сведения о заикании как о речевом нарушении
Дошкольный возраст – это ответственный период в формировании и развитии речи ребенка, т.к. речевая деятельность развивается одновременно в самых разных направлениях. Ребенок овладевает словом, звуками, составляющими слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и повествований. В процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения. Речь функционирует как функциональная система и, следовательно, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования.
По данным статистики, заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Как отмечают такие исследователи, как Э.М. Кулиев, A.B. Ястребова и др., в у детей, страдающих заиканием установлена дефицитарность процессов, отвечающих за формирование нормального речевого поведения [19].
Начало заикания бывает различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно, а в других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих.
Этиология заикания остается пока не полностью изученным вопросом. Большинство исследователей И.Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.Я. Миссулович, В.И. Селиверстов, A.B. Ястребова и др. склоняются к следующим факторам, имеющим значение при появлении заикания:
1) определенный возраст ребенка;
2) состояние центральной нервной системы ребенка;
3) индивидуальные особенности речевого развития;
4) наличие психической травматизации;
5) генетический фактор;
6) половой деморфизм.
Фактором возникновения заикания может послужить функциональная ассиметрия мозга. Исследования В.А. Куршева, М.Е. Хватцева и др. доказали, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость [19, 24]. E.H. Садовникова среди факторов, приводящих к заиканию, называет несоответствующие возрасту требования и информативные перегрузки, билингвизм и раннее обучение детей иностранным языкам, нарушения коммуникации в семье Большое значение имеют особенности протекания раннего речевого развития. На этот фактор указывают исследования Л.И. Беляковой, М. Зееман, В.И. Селиверстова и др. [9].
Заикание может возникнуть и у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, в период перехода к фразовой речи [13, 14].
Каждый из перечисленных выше факторов, независимо от того, является он ведущим в возникновении заикания или нет, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. При появлении заикания отсутствует конкретная одиночная причина. Для этого чаще всего необходимо сочетание ряда факторов, среди которых выделяют предрасполагающие и производящие.
Внешнее выражение заикания заключается в вынужденных остановках в речи, запинках, повторениях отдельных звуков, слогов, слов, что происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации [6, 11].
Следует различать тонический и клонический виды судорог, чаще встречается смешанный вид.
A.B. Ястребова отмечает зависимость степени выраженности запинок от внешних и внутренних факторов и ситуации общения, а именно:
- содержание высказываний,
- условия, в которых протекает деятельность общения (наличие шума, разнообразных помех, присутствие посторонних лиц и т.п.) [24].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, О. В. Методика проведения логопедических занятий с дошкольниками / О. В. Аверьянова. – Минск : Вышейшая школа, 2012. – 493 c.
2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова. – Москва : Айрис Пресс, 2015. – 200 c.
3. Антонова, О. А. Формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием О. А. Антонова // Дошк. педагогика. – 2010. – №5. – С. 45-50.
4. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян. – Москва : Эребус, 1993. – 160 c.
5. Архипова, Е. Ф. Обследование просодической стороны речи у детей с дизартрией / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ: Астрель, 2011. – 319 c.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Москва : Советская энциклопедия, 1968. – 606 c.
7. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Р. Л. Бабушкина. – Санкт-Петербург : [Ленингр. гос. ун-т], 2011. – 24 c.
8. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – Москва : В. Секачев, 1998. – 304 c.
9. Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. – Ленинград : Медицина, 1974. – 151 c.
10. Бондарко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондарко. – Москва : «Просвещение», 1977. – 175 c.
11. Борисова, Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников / Е. А. Борисова. // Логопед. – 2015. – №1. – С. 43-48.
12. Борисова, Н. И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией // особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития:сб. науч. Тр / Н. И. Борисова. – Москва : , 1987. – 456 c.
13. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. – Москва : Прогресс, 1969. – 252 c.
14. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т. В. Буденная. – Санкт-Петербург : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2011. – 64 c.
15. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ [и др.], 2009. – 222 c.
16. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной функции у детей / Э. С. Вильчковский. – Киев : Здоров’я, 1983. – 208 c.
17. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 272 c.
18. Волосовец, Т. В. Семейные факторы и психологическое здоровье учащихся специального коррекционного образовательного учреждения V вида / Т. В. Волосовец. и др. // Школьный логопед. – 2012. – №4. – С. 72-76.
19. Куршев, В.А. Заикание / В.А. Куршев. – Москва : Медицина, 1973.
20. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 64 c.
21. Нищева, Н. В. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2015. – 234 c.
22. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации / Н. А. Рычкова. – Москва : ГНОМиД, 2000. – 32 c.
23. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – Москва : ACT, 2012.
24. Ястребова, А.В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста / А.В. Ястребова Логопедия: Заикание: Хрестоматия: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; сост. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва : Академия, 2003.