Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Во все времена школа являлась важнейшим фактором развития страны и формирования будущего поколения. Задача школы не исчерпывается формированием знаний - школа призвана научить детей мыслить творчески и добиваться поставленных задач. Все внимание педагогов в настоящее время сконцентрирована на таких качествах, как инициативность, креативность, самостоятельность, самооценка, все вышеперечисленные качества и составляют регулятивные универсальные учебные действия. В соответствии с федеральным государственным стандартом важной проблемой нынешней системы образования считается развитие универсальных учебных действий, какие предоставляют возможность школьникам обучаться без помощи других, а так же умение к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё данное достигается путём осмысленного интенсивного присвоения учениками общественного навыка. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт рекомендует использовать в учебном процессе различные технологии, чтобы процесс учебы был более разнообразным.
Научая новизна данной темы организация
внимания детей, самостоятельная постановка целей и задач является
неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование регулятивных
умений учащихся ведет к повышению качества учебного процесса
Объектом нашего исследования являются процесс формирования регулятивных УУД при изучении категории числа имен существительных на уроках русского языка
Предмет исследования – методические приемы формирования регулятивных УУД при изучении категории числа имен существительных на уроках русского языка
Целью данной работы является основы формирования регулятивных УУД при изучении категории числа имен существительных на уроках русского языка
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопросы об изучении регулятивных универсальных учебных действий в современной лингвометодической литературе;
2. Проанализировать лингвистические основы изучения категории числа имен существительных на уроках русского языка;
3. Определить анализ ошибок, связанных с неверныем употреблением категории числа имен существительных на уроках русского языка – экспериментальная работа;
4. Выявить методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении категории числа имен существительных на уроках русского языка
При проведении исследования нами были использованы следующие методы: анализ и синтез методической литературы по теме, метод классификации.
Методологическую базу исследования составляют труды (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Практической базой для исследования послужили учебники русского языка МБД ДОУ №123
Теоретическая значимость курсовой работы заключается на основе изученный литературы, были выявлены методы и способы развития регулятивных УУД.
Практическая значимость данной работы заключается исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в образовательном процессе в начальной школе
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных УУД при изучении категории числа имен существительных на уроках русского языка
1.1 К вопросу об изучении регулятивных универсальных учебных действий в современной лингвометодической литературе
Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу – сформировать у нынешних детей, поступающих в школы, такие компетенции: быть самостоятельным, уметь принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание условий для самостоятельного открытия знаний, формирование умения делать собственные выводы, оценки и способность применять знания в новых для учащегося условиях. [35]
Развитие ребенка в системе образования должно быть не только полноценным и всесторонним, но и самое главное через формирование универсальных учебных действий, на которые современное образование опирается. Прежде всего, перед всеми педагогами возникает следующая, наиглавнейшая задача: научить ребенка учиться, а именно самостоятельности, которая пригодится каждому в своей жизни. Научить современных детей учиться, это сформировать у них тягу к новым знаниям, к самостоятельному и непрерывному саморазвитию и, конечно, совершенствованию себя, как личности.
Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в 2-ух значениях: в наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ученика, которые гарантируют независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия» считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта. [26]
Функции универсальных учебных действий:
Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;
Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия. [22]
Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а так же алгоритмизация собственных действий. [21]
Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные учебные действия.
Начальное образование подразумевает формирование возможности обучающегося к саморегуляции и принятие ответственности вслед за собственные действия.
Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:
обладать способностью устанавливать для себя определенную цель
проектировать собственную жизнедеятельность;
прогнозировать возможные ситуации. [9]
Регулятивные действия гарантируют обучающимся организацию их учебной работы.
К ним принадлежат:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
рефлексия.[15]
Целеполагание – основной элемент учебной работы, что напрямую воздействует на развитие у школьников умения обучаться и в формирование его самостоятельности.
В. В. Давыдов полагал, то, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у обучающихся в ходе познания.
Целеполагание в обучении - это установление учащимися и педагогом целей и проблем изучения в конкретных его этапах. Целеполагание протекает сквозь целый ход образования, исполняя в нем функции мотивации работы обучающихся, стабилизации учебного процесса и диагностики итогов обучения. [10]
Работа над целеполаганием подразумевает введение обучающихся в разные степени:
степень. Преимущество у учащихся внешных целей, объединенных с получением оптимальной оценки, хвалы со стороны педагога либо отца с матерью, запоминанием определенного использованного материала и т.д.
степень. Установка учащимися смысловых целей, соединенных с осмысленным восприятием использованного материала учебного предмета степень. Присутствие креативных целей, допускающих осуществление креативных заданий в процессе исследуемого объекта.
Новые навыки воспринимаются в таком случае, если обучающиеся хорошо понимают стоящие пред ними проблемы и выражают заинтересованность к предстоящей работе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: учебно-методическое пособие / / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М.: Просвещение. - 2014.- 165 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М.:
Просвещение, 2008
3. Буланова С.Ю. Особенности формирования лингвистической компетенции младших школьников: Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции // Отв. редактор академик РАО, профессор Т. Г. Рамзаева. – Санкт-Петербург: Изд: САГА. – 2009. – 224 с.
4. Виноградов В .В. Русский язык: учебное пособие / В. В. Виноградов.- 2 – е изд., М.: Просвещение, 2013. – 640 с.
5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учебное пособие / В. В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 2015. – 523 с.
6. Горский Д.П. Проблема формирования грамматических понятий / Д.П. Горский / / Актуальные проблемы изучения грамматики в школе. – М.: Просвещение. – 2014.- С.45-39.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.М.: Педагогика, 2007. – 240 с
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Инюр, 1996. – 113 с
9. Еремеева А.П. Категория числа имени существительного / А.П.Еремеева // Русский язык в школе.- 2014, № 3.- С. 25-29.
10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 2015.- 145 с.
11. Исаченко А.В. О грамматическом значении / А.В. Исаченко // Вопросыязыкознания. -2014.- № 1.- С.36.- 38.
12. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - М.: Академия, 2007. – 415 с.
13. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальныхклассах: Учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений / М.Р. Львов, В.Г.
14. Горецкий О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.324 с.
15. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи:Пособие для учителя /составитель Т.П. Сальникова. М.: Просвещение, 2010.146 с.
16. Методические основы языкового образования и литературного развитиямладших школьников: учебно-методическое пособие // Под ред. Т. Г. Рамзаевой . – М.: Академия, 2009. -167 с.
17. Михеева, Ю. Проектирование урока с позиции формирования
универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое
педагогическое издание / Ю. Михеева. – 2012. –
http://www.ug.ru/method_article/260 – [Дата обращения – 20.03.2022]
18. Никитевич В.М. Грамматические категории в современной русском языке. М.: Просвещение, 2013.
19. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса. / А.В. Полякова М.: Дрофа, 2010. – 143 с.
20. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. М.: Дрофа, 2010.– 168 с.
21. Попова А.А. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
23. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
24. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с. 30
25. Программы четырехлетней начальной школы: программы / Проект «Начальная школа 21 века» / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2011.- 94 с.
26. Программы начального (1-4) класс: Сборник программ по учебным предметам 1-4-го классов (система Л.В. Занкова). М.: Дрофа, 2011. – 154 с.
27. Программа «Введение в русскую словесность» для четырёхлетней начальной школы (сост. Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю.) // Начальная школа. - № 10. - 2006.- С. 25-28.
28. Программа коммуникативно-ориентированного курса русского языкадля 2 – 4 классов четырёхлетней начальной школы // Под ред.: Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю.// Программы четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение. – 2008. – С. 28-39.
29. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева – 5-е изд. М.: Дрофа, 2011.- 128 с.
30. Рамзаева Т. Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева – 5-е изд. М.: Дрофа, 2011.- 135 с.
31. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Т. Г. Рамзаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 231 с.
32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учебное пособие /под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Академия, 2007.- 219 с.
33. Русский язык: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы Ч.1 – 2. /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др.- М.: Дрофа, 2017.- 154 с.
34. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школыЧ. 1 – 2. / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. М.: Дрофа, 2017.- 198 с.
35. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.- 131 с.
36. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: учебник / Л.М. Зеленина, Т.С. Хохлова,. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.- 138 с.
37. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц .: учеб. для высш. учеб. заведений: в 2 ч. – Ч. 2: Морфология и синтаксис /В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.: Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия». - 2001.- 456 с.