Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в сложных социально-экономических условиях в России резко возросла потребность широких слоев населения в социальной помощи, поддержке, социальной реабилитации, что обусловило создание системы социальных служб, учреждений, организаций социальной направленности, необходимость подготовки специалистов по социальной работе.
Общество и государство всегда пыталось так или иначе защитить таких граждан, оградить их от возможных трудностей.
Государство, решая эти проблемы, посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, социальных пособий и величину прожиточного минимума.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие, как материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной социальной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
Осуществление кардинальных социально-экономических реформ очень часто сопровождается повышенным социальным риском для социально уязвимых слоев населения, связанным с возможностью высокого уровня безработицы, разрушением привычных норм жизни, нарушением процесса адаптации, ломкой сложившейся системы социальных гарантий.
В разное время проблемы системы социального обеспечения населения нашли свое отражение в работах: В.М. Баранова, С.В. Полениной, С.Н. Братуся, Г.Г. Егорова, Д.А. Казакова, Д.А. Керимова, Н.П. Колдаевой, Т.Н. Рахманиной, Соболевской, Ю.А. Тихомирова и др. Данными авторами в разное время были проанализированы основные предпосылки, принципы, процедуры и формы социального обеспечения населения.
Объектом изучения в работе является социальная защита населения.
Предметом изучения в работе выступают сущность, цели, задачи, факторы, виды социальной защиты населения, последовательность действий и пути ее совершенствования.
Цель работы - исследовать социальную защиту населения и ее совершенствование в современных условиях.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
– рассмотреть социальную защиту населения: ее необходимость и место в политике государства;
- проанализировать систему социальной защиты населения Московской области;
- наметить пути совершенствования системы социальной защиты населения в Московской области.
Теоретико-методологическую основу составляют работы ведущих специалистов по социальному праву, социологии, теории социальных технологий, теории и практике социальной защиты населения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕСТО В ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и содержание социальной защиты населения
Социальная защита населения – это система норм, принципов и правил, обеспечивающих установление государством определенные социальные гарантии для населения, связанных с оптимальными условиями жизни, предоставление возможности для достижения людьми своих интересов и потребностей, поддержание жизнеобеспечения и нормального существования личности [5, c 57].
Социальная защита населения направлена на предотвращения ситуаций риска в нормальной жизни граждан, связанных с болезнями, безработицей, последствиями престарелого возраста, инвалидностью, смертью кормильца и т.д.
Эта система включает в себя не только социальную поддержку престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов и сирот, детей в семьях, но и безработных и лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении, а также и меры по оздоровлению среды обитания людей, смягчению негативных результатов экономических реформ путем индексации доходов граждан, установлению социальных стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности оплачиваемых отпусков, сокращению продолжительности рабочей недели, меры по обеспечению граждан жильем и другие, являющиеся как бы результатом практической деятельности государства по осуществлению своей социальной политики.
В. П. Юдин констатирует, что социальная защита предполагает поддержание и обеспечение доходами населения в определенных ситуациях, их сохранение и сбережение. Каждая страна строит собственную систему социальной защиты, имеющей свои цели и задачи, принципы построения, объекты и субъекты, механизмы и институты правового, финансового, организационного и технического обеспечения [24, c 4].
По мнению Т. Ф. Романовой, системы социальной защиты играют решающую роль в деле снижения уровня бедности и неравенства [13, c 80].
А. Н. Старшинов считает, что воздействие систем социальной защиты на уменьшение уровня бедности и неравенства является огромным. Многие исследования подкрепляют это положение путем сравнения (моделируемых) уровней бедности и неравенства до взимания налогов и осуществления соответствующих перечислений с уровнями, которые имеют место после удержания налогов и производства перечислений [15, c 27].
А. М. Бабич, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов отмечают, что система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основные категории системы социальной защиты [2, c 40]:
- социальное страхование;
- социальное обеспечение;
- социальная помощь.
Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты – благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.
Рисунок 1 – Схема категорий социальной защиты населения
В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан России. Но на практике мы можем видеть использование и все иные перечисленные виды социальной защиты.
Социальную защиту можно рассматривать как систему мер направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической категории эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.
Таким образом, система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил.
Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия.
Т. Д. Викулина придерживается мнения, что экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам [3, c 64].
По мнению А.Н. Хромойкина, социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды [23, c 125].
Одна из основных функций страховых фондов поддержание нормального воспроизводства рабочей силы, которая находится под угрозой социальных рисков. Для формирования механизма защиты социальной защиты населения необходимо понять виды рисков и уровень компенсаций, необходимый для покрытия этих рисков.
1.2 Структура и принципы социальной защиты населения
Структура системы социальной защиты состоит из следующих компонентов:
- Субъекты социальной защиты: работник, работодатель, государство, страховые организации, общественные организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и отдельные меценаты;
- Объекты социальной защиты: население (наемные работники, пенсионеры, инвалиды, бедные семьи, безработные, и др.)
- Уровни социальной защиты: индивидуальный (работник-работодатель, государство-гражданин) и групповой (профсоюзы наемных работников, объединения работодателей и др.) [21, c 139];
- Предметы социальной защиты и их структура: вопросы найма и увольнения персонала, организация и нормирование труда, механизмы компенсации утраты трудоспособности, организация медицинского и социально-бытового обслуживания, механизм поддержки безработных;
- Принципы и типы социальной защиты, характеризующие степень реализации социальной справедливости и социальной взаимопомощи:
1. Принцип всеобщности и обязательности. Эти принципы распространяются как на процесс получения компенсационных выплат, так и на процесс уплаты обязательных платежей установленных в государстве. Всеобщность предполагает, что она распространяется на всех членов общества без исключения и обеспечивает свободный доступ ко всем видам социальных услуг – медицинской помощи, образованию, культуре, свободный доступ к трудовой деятельности, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортному лечению, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, - 2019. – С. 52-60.
2. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М. 2019 г. – 300 с.
3. Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 2018. С 64, 71.
4. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения. М., 2018. – 102 с.
5. Григорьев И. В.. Право социального обеспечения. М. 2015 г. –98 с.
6. Замараева, З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. пособие / З. П. Замараева, Г. А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 108 с.
7. Золотов, А.С. Социальная защита населения / А.С. Золотов // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 11. - С. 275-276.
8. Казеева, Ю.Н. Местное самоуправление как гарант в сфере социальной защиты населения / Ю.Н. Казеева // В сборнике: Социально-экономическое и политическое развитие территории: проблемы и решения Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.В. Алёхина, А.В. Осташкова. 2019. С. 66-68.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный доступ]// Официальный интернет-портал правовой информации – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
10. Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно-методического семинара молодых ученых. - 2020. - С. 94-99.
11. Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты. – М.: Владос, 2017. – 240 с.
12. Организация, управление и администрирование в социальной работе. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
13. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2018. Вып. 3. С. 115.
14. Середа, А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения / А.С. Середа // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 5 (39). - С. 24-26.
15. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2019. С. 101.
16. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Сулейманова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М : Юрайт, 2019. - C.120.
17. Темавова, Н.М. Состав и значение системы социальной защиты населения / Н.М. Теманова // В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки Сборник научных статей. Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва, - 2019. - С. 134-137.
18. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. – М.: РГСУ, 2019. – 322 с.
19. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ». -2020. - № 29. - Ст. 3699.
20. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ 13.07.2020)// Собрании законодательства РФ. – 2020. – №52 (часть I). –Ст.7007.
21. Федоренко, П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» населения / П.А. Федоренко, Е.В. Коваленко // В сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. - С. 179-182.
22. Холостова Е. И. Социальная работа в схемах: Учебное пособие. М. 2017 г.
23. Хромойкина, А.Н. Социальная защита населения в механизме реализации социальной политики / А.Н. Хромойкина // В сборнике: Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 125-126.
24. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 2016. С. 4.
25. Якунин В. И., Роик В. Д., Сулакшин С. С. Социальное измерение государственной экономической политики. М. 2020. – 147 с.
26. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. М. 2020. – 69 с.