Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Граждане проявляют большой интерес к сообщениям о расследованиях преступлений. Средства массовой информации, со своей стороны, понимают общественный интерес, а также способность генерировать читательскую аудиторию и зрительскую аудиторию посредством освещения преступлений. Агрессивные репортажи новостных организаций создают напряженность, когда такие методы и результаты наносят потенциальный ущерб проводимым расследованиям. Методы, используемые представителями средств массовой информации, могут быть сомнительными, поскольку они сообщают информацию без мандата на рассмотрение воздействия расследования.
Некоторые видят в этом простую разницу в должностных функциях между правоохранительными органами и средствами массовой информации. Однако результат может повлиять на права жертв и правонарушителей путем представления неточной информации.
Существуют различные способы информирования общественности о системе уголовного правосудия или конкретных событиях или преступлениях. Как правило, это может начинаться с личного контакта репортера или продюсера с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры или суда. В дополнение к поиску информации о конкретном событии репортеры и представители правоохранительных органов заинтересованы в постоянных отношениях или взаимопонимании, которые оба пытаются развивать и поддерживать.
Интернет в настоящее время также широко используется для информирования общественности в целом и новостных организаций в частности. Эта форма массовой коммуникации может уменьшить нагрузку на государственных должностных лиц; однако средства массовой информации могут воспринять это отсутствие усилий по предоставлению заслуживающей освещения в прессе информации как отсутствие желания предоставлять информацию или безразличие к новостным организациям
Правоохранительные органы и члены часто стереотипно воспринимаются как скрытные при взаимодействии со средствами массовой информации. Как средства массовой информации, так и правоохранительные органы могут достичь своих соответствующих целей и могут работать совместно. Отношения между правоохранительными органами и средствами массовой информации были улучшены благодаря использованию сотрудников по вопросам общественной информации (ОИО) и сознательной стратегии эффективного использования пресс-конференций, пресс-релизов и социальных сетей.
Средства массовой информации играют ключевую роль в формировании повестки дня в отношении преступности и девиантности. Формирование повестки дня относится к влиянию средств массовой информации на вопросы, о которых думают люди. Средства массовой информации явно не могут сообщать о каждом отдельном преступном или девиантном акте, который происходит, и сотрудники средств массовой информации обязательно очень избирательны в отношении инцидентов, о которых они предпочитают либо сообщать, либо игнорировать.
Естественно, люди могут обсуждать и формировать мнения только о преступлениях и отклонениях, о которых им сообщили средства массовой информации, определяющие повестку дня. Это приводит к тому, что восприятие людьми преступности и девиантности в обществе зависит от того, что сотрудники средств массовой информации предпочитают включать или исключать из своих газет, телевизионных программ, фильмов или веб-сайтов. Таким образом, репрезентация в средствах массовой информации в подавляющем большинстве случаев влияет на то, что люди думают о преступности, независимо от того, правдивы эти впечатления или нет.
О взаимодействии СМИ и общественности при расследовании преступлений в своих работах, учебниках и учебных пособиях пишут Н.И. Газетдинов, С.Л. Лонь, А.А. Марков, С.С. Смолева, М.П. Корнеева, М.Г. Белоусов, Н.Н. Бакунина, В.А. Половинкин.
Цель исследования – изучить особенности взаимодействия СМИ и общественности при расследовании резонансных преступлений.
Задачи исследования:
– определить понятие взаимодействия,
– изучить правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с СМИ и общественностью,
– рассмотреть виды взаимодействия правоохранительных органов с СМИ и общественностью,
– определить понятие «резонансное преступление» и их категории,
– изучить использование СМИ и помощи общественности для розыска неизвестного преступника,
– выделить особенности освещения в СМИ обстоятельств преступления, вызывающего общественный резонанс, и обеспечение мер безопасности,
– рассмотреть примеры раскрытия и расследования резонансных правонарушений (по материалам СМИ)
Объект исследования – расследование резонансных преступлений.
Предмет исследования – взаимодействие СМИ и общественности при расследовании резонансных преступлений.
Методы: синтез и анализ, индукция, сравнение, описание, измерение, обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Понятие и сущность взаимодействия в аспекте криминалистического исследования.
1.1.Понятие взаимодействия
Взаимодействие - это универсальное понятие, используемое для выражения влияния вещей друг на друга, демонстрации взаимосвязи между различными объектами и описания форм человеческого сосуществования, человеческой деятельности и познания. Взаимодействие включает в себя прямые и косвенные отношения между объектами и системами. Классическая механика использует примеры прямых взаимодействий при рассмотрении столкновений и отталкиваний, которые передают движение от одного тела к другому. В области социального взаимодействия примером может служить прямое общение между человеческими индивидами.
Средства массовой информации - это термин, данный различным источникам, таким как печатные СМИ, которые включают в себя газеты, цифровые средства массовой информации, которые включают Интернет и телевидение, которые несут информацию о различных проблемах, связанных почти со всеми областями под солнцем, что делает его одним из самых важных и эффективных источников новостей и информации. Эти средства массовой информации зарекомендовали себя как эффективный источник сбора статистики и расследования дела или события. Отрасль средств массовой информации, т.е. журналистские расследования, в наше время стала очень важной для освещения правонарушений, обвинений и злоупотреблений. Проведение расследования с помощью средств массовой информации способствует распространению передового опыта в обществе и позволяет решать проблемы в последствиях дел. Средства массовой информации выполняют различные функции для расследования и изучения как негативных, так и положительных последствий инцидента или события.
Хотя средства массовой информации широко используются для расследований во многих странах, таких как Индия, Германия, Австралия и тому подобное, люди по-прежнему неохотно принимают их в качестве основной платформы для расследования преступлений.
Критики СМИ критикуют тот факт, что они стали неотъемлемой частью системы уголовного правосудия, поскольку, по их мнению, СМИ всегда субъективны и предвзяты по отношению к элитам, которые влияют на информацию, публикуемую на таких устройствах. Его также критикуют, потому что не все, что представлено перед нами, является правдой, на самом деле, иногда это может быть субъективная истина или это может быть не что иное, как повествование, которое конкретное устройство хочет внедрить в мозг зрителя / читателя.
Учитывая нынешние времена, надежность фейковых новостей является основной проблемой, с которой сталкиваются средства массовой информации, и это также основная причина, по которой они разглагольствуют.
Во многих случаях средства массовой информации создают свои собственные теории, смыслы и образы для установления определенного типа повествования. Эти нарративы оцениваются различными людьми и помогают им установить свой мыслительный процесс. Иногда, когда само повествование разрушается, идея извращается, тем самым резко влияя на общие социальные конструкции.
Исходя из этих наблюдений, можно согласиться с тем, что очень трудно объединить средства массовой информации с надлежащими следственными целями. Несмотря на все это, страх перед преступностью в настоящее время стал значительной частью исследований средств массовой информации, и поэтому необходимо поддерживать гармоничную связь между расследованием преступлений и использованием средств массовой информации.
1.2.Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов с СМИ и общественностью
Как орган исполнительной власти, полиция реализует принцип открытости и гласности, который закреплен в ст. 8 ФЗ "О полиции". Деятельность сотрудников органа внутренних дел (далее – ОВД) должна быть открытой и понятной для общественности в рамках, не нарушающих закон. Возможность получения гражданами информации о деятельности властей является одним из общепризнанных стандартов в демократических странах.
Безусловно, одним из каналов взаимодействия с общественностью и распространения информации о деятельности сотрудников являются средства массовой информации (далее – СМИ).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. constitution.ru/
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/
5. О полиции: Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. №342 ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/
7. Об организации информационного сопровождения деятельности территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 11 дек. 2015 г. № 1165дсп. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site137/folder_page/003/351/849/pr_mvd903_2018.pdf?ysclid=l1hy7fqms6
8. Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России : приказ МВД России от 27 окт. 2015 г. № 1010. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. consultant.ru/
10. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
11. Богданова К.В. Организационно-правовой аспект взаимодействия сотрудников органов внутренних дел со средствами массовой информации // Научный портал МВД России. 2021. №3 (55).
12. Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. 768 с.
13. Дроздов Д.Е. Виды преступлений, вызывающих общественный резонанс // Вестник экономической безопасности. 2018. №1.
14. Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. 224 с.
15. Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). — М.: Юстиция, 2020. 144 с.
16. Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 336 с.
17. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
18. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
19. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
20. Правоохранительные органы. Учебник и практикум / под ред. Поляков М.П. — М.: Юрайт, 2016. 364 с.
21. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
22. Седова Г. И., Степанов В. В. Дознание в правоохранительных органах. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2019. 130 с.
23. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
24. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.
25. Сухарев, П. В. Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ / П. В. Сухарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 196-199.
26. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. Учебник. — М.: КноРус, 2019.