Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современных школьных учителях уделяют большое внимание применению проектных мероприятий на уроки. Этот метод не является открытием нашего времени: начало 20-го века в Соединенных Штатах. Происхождение его возникновения связано с идеями философии и гуманистических направлений, с развитием философа США и учителя Джона Довея и ученика В.Х. Килпатрик. Основная идея метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проекта - один из самых современных способов изучения литературы способен на страсть и учитель и ученикы. Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Объектом исследования является процесс обучения при использовании методов проектов при обучении русскому языку в начальных классах.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты, которые установлены и разработаны, соответственно, для анализа методов проектов при обучении русскому языку в начальных классах.
Цель исследования: теоретически обосновать и проанализировать метод проектов как эффективный метод при обучении учащихся начальной школы.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
исследовать историю возникновения метода проектов;
определить суть метода проектов как интегрированный компонент системы образования;
установить преимущества метода проектов;
изучить суть метода проектов при обучении русскому языку.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы метода проектов при обучении русскому языку учеников начальной школы.
1.1 Современные требования к организации проектной деятельности
Метод проектов достаточно известный метод в современном образовании, современной педагогике. Он также может именоваться как метод проблем (гуманистическое направление). Метод проектов был разработан в начале двадцатого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком.[1]
Дж. Дьюи является американским философом (философом-идеалистом) и сторонником прагматизма, который хотел изменить жизнь учащегося существенной творческой работой (обучением). По его мнению в обучении должна присутствовать цель, но она должна быть целеобразной, учитывать личные пожелания учащегося, а также сферу дальнейшего применения этих знаний. [13]
Важность такого подхода состоит в том, что учащийся может овладеть навыками самостоятельного обучения. [21]
Х. Килпатрик как ученик Дж. Дьюи представил более подробное содержание этого метода. По его мнению, нет необходимости предварительно подготавливать учебную методику (программу), а что необходимо, так это следующее. В процессе работы необходимо создавать учителю совместно с учащимися методику, содержание, цель, задачи учебного процесса. Таким образом учитель и учащиеся действуют совместно, наполняя метод проекта его смыслом. [11]
Коллингс удачно смог использовать метод проектов. По его мнению, существуют четыре группы таких проектов:
1. Игровой проект. Этот проекта предполагает уроки, когда учащиеся действуют коллективно. Формой проекта могут быть игра, различные постановки.
2. Проекты-экскурсии. В таких проекты учащиеся знакомятся с природными процессами, явлениями, социальными процессами.
3. Проекты как повествования. Суть проекта заключается в том, чтобы учащийся сам смог рассказать о чем-либо, при этом получая творческое удовлетворение. Форма может быть как устная, так и письменная.
4. Проекты конструктива. Они способствуют творению чего-либо необходимого, создания какой-либо поделки.
В России в конце позапрошлого века отсутствовали учебные комплексы регулярного типа (что уже было создано в западном мире с развитой системой образования).
Метод проектов стал интересным для русских педагогов также в начале двадцатого века. А значит, концепция проектного обучения появилась в России почти в одно время с учением американских педагогов.
Так, в 1905 году С.Т. Шацкий как руководитель и группа сотрудников хотели часто применять методы проектов в сфере образования (практике), а такие сторонники метода проектов в советской России как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев назвали такой метод инструментом преобразования школы как таковой в практическую школу жизни. Ведь знание приобретаются в процессе работы учащихся над проектом. Но, стоит заметить, что не уделялось внимания вопросам развития личности, поэтому, метод проектов способствовал тому, что уровень знания по основным предметам стал ниже.[4]
Далее, когда метод проектов начали часто использовать в школах, то было показана недальновидность, отсутствие содержания в проектах. Поэтому, в 1931 году метод проектов был отвергнут официально, после чего в России никто на хотел использовать данный метод.
Т. Г. Маковчук выделяет несколько позиций, из-за чего метод проектов стал невостребованным:
отсутствовали педагоги с соответствующими знаниями по применению метода проектов;
отсутствовал методология практической реализации метода;
увлечение одним только методом проектов способствовало тому, что были отстранены другие виды методов;
некорректно метод проектов совместили с концепцией комплексных методологий;
коллективные зачеты пришли на смену аттестатам, и индивидуальным зачетам, что также не способствовало позитивному развитию образовательных программ[9].
Но не все ученые согласны с тем, что метод проектов вовсе не применялся в Советской России.
Таким образом, в СССР, хоть и опосредованно, но метод проекта применялся на практике.
Основной аргумент современного понимания метода проектов, который нравится большинству образовательных комплексам, которые хотят найти важный баланс между знаниями академическими и практическими навыками – это: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить». [14]
Здесь не обойтись без творчества, ведь именно оно неразрывно связано с реализацией метода проектов. Однако следует указать, что проблема творчества поднималась ещё в Древней Греции, а на сегодняшний день существует тысяча определений творчества и такое же количество его особенностей.
Принимая во внимание опыт прошлого, анализируя развитие образовательной системы в историческом аспекте, можно делать вывод о результатах тех или иных уже реализованных реформ в сфере образования, об их положительном или отрицательном воздействии, а также об их влиянии на развитие социума в целом.
Учитывая ошибки и удачи прошлого в РФ на официальном уровне разработан подход к развитию творческой личности.
Важность развития творческого индивидуума определена в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г., где сказано, что одной из основных задач образовательного комплекса образования есть всеобщее, разное развитие учащихся, творческих способностей личностей, формирование их умения для самостоятельного обучения и самореализации индивидуума. [18]
Согласно с текстом этого документа , Национальная доктрина признает образование приоритетной сферой:
• собрания знаний и формирования навыков;
• творение максимально подходящих условий для определения и развития творческих навыков каждого гражданина России;
• воспитания в личности трудолюбия и высших нравственных идей.
Также Национальная доктрина определяет новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.
При этом, Государственная политика в области образования обеспечивает:
создание демократической системы образования, которая обеспечивает условия для полного качественного образования на всех уровнях;
индивидуализацию образовательного процесса за счет комплекса видов и форм образовательных учреждений и обучающих программ, учитывающих интересы и способности индивидуума;
конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию обучающих комплексов, так и по их качеству.
На наш взгляд, фундаментальными являются последние положения Национальной доктрины, а именно:
А) образование обеспечивает статус государства в современности и личности в социуме.
У российского образования имеются глубокие исторические корни, а также существуют достижения: в двадцатом веке Россия стала страной грамотной, определила другие государства в вопросах космоса, обрела первые позиции во всех сферах фундаментальной науки, очень обогатила мировую культуру;
Б) доктрина должна обеспечивать изменение направления государственной политики в сфере образования, укоренению в общественном сознании представления об образовании и науке как важных исходящих позиций в развитии современных россиян.
Важно отметить, что метод проектов и его реализация (применение) распространено в системах образования разных государств мира, что обусловлено следующими причинами:
а) необходимостью не только обеспечивать для учащихся комплекс тех или иных познаний, а обучить реализовывать обретенные знания самостоятельно для выполнения появляющихся практических целей.
б) актуальностью приобретения умений реализовывать свои навыки для работы в коллективных, и выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
в) актуальностью широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
г) важностью для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь проводить анализ разных позиций, выдвигать предположения, определять выводы. [12]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.В. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
3. Блинова З.В. Фестиваль фразеологизмов // РЯШ. 2009. № 5. С. 48 – 51.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Академия, 2011. – 233 с.
5. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2014. – 432 с.
6. Гавриленко Д.С. Лингвистический КВН «Часть речи – имя существительное» // РЯШ. 2005. № 2. С. 48 – 49.
7. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов / Ю. А. Гвоздарев. – М.: Просвещение, 2018. – 190.
8. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008.
9. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 160 с.
10. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. – 2003. – № 4. – С. 18. 193 с.
11. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 432 с.
12. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития. Е. И. Кикоин М.: Просвещение,2009. - 89 с.
13. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 2013.
14. Королькова О.О. Предметная неделя по русскому языку // РЯШ. 2012. № 6. С. 55 –59.с.
15. Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / А. Н. Матвеева. – М. : Просвещение, 2012 – 31 с.
16. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Приложение к Письму Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
17. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова. // Народное образование. – № 7. – 2000. – С. 151—157.
18. Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины – авторы-составители М.Ю. Олешков, В.М. Уваров – Москва, 2006.
19. Почикеева Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения / Н.М. Почикеева // Методика преподавания. – 2014. – №6. – С. 23-28.
20. Приступа Г.Н. Теория и практика русского языка: в 3 ч. / Г. Н. Приступа; Рязан. Гос. Пед. Ин-т им. С. А. Есенина. – Рязань : РГПИ, 2013. – Ч. 3. – 129 с.
21. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов – М.: Просвещение, 2009. – 477 с.
22. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. – 2-е изд. М.: ВАКО, 2016. – 128 с. – (Мастерская учителя-словесника).
23. Русский язык с увлечением. Образовательный курс. Программа курса. Календарно-тематическое планирование. Разработки занятий. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /Л.Н. Коваленко. - М.: Планета,2013.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2011. – 167 с.
25. Сонкина А.С. Внеклассная работа по русскому языку: Материалы для 5-го класса / Яросл. обл. ин-т усовершенствования учителей и кафедра рус. яз. ЯГПИ. – Ярославль: Кн. изд-во, 2005. – 148 с.
26. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с.
27. Текучев А.В. Методика русского языка в начальной школе. Учебник для учеников пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература». Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 2010. 414 с.
28. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку/ Л. П. Федоренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 147 с.
29. Шмакова, А. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий / А. Шмакова. – Litres, 2014. – 181 с.
30. Шнейдер, М.Я. Оценка качества проектной деятельности учащихся / М.Я. Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С. 4 – 6.