Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Специфические черты права, отражающие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, юридических предписаний, правил (дхарм) и артхашастры – трактаты по политика и право. Концепция дхармы многогранна. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого набожного индуса, регулирующих различные аспекты его жизни.
"Законы Ману" (манавадхарма шастра) – самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник для широкого круга читателей, наиболее часто используемый ленивыми специалистами.
Особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм). Но, к сожалению, ни полное количество дхармашастр, написанных и распространенных в Древней Индии на протяжении веков, ни точное время их появления не установлены. Они содержали материалы разного происхождения и подлинности, следы поздних вставок, многочисленные исправления.
Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована точнее, чем в пределах двух-трех столетий, потому что эти произведения браминов были построены в соответствии с традиционными канонами, свойственными литературе этого жанра, комментируя священные книги индусов – Веды, с постоянными ссылками на древних мудрецов.
В памятнике можно найти предписания, касающиеся всех аспектов человеческой жизни и человеческого сообщества древней Индии, правил и законов рождения и смерти, брака и семьи, клана и племени, сословий (варн) и государственного управления.
Эта коллекция пользовалась большим авторитетом у индейцев в древности и в Средние века. Традиция, отраженная в самом памятнике, приписывает его композицию мифическому предку Ману.
Право древней Индии было тесно связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в языке того времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы его понимаем сейчас. Наша информация о древнеиндийском праве основана в основном на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборниках религиозных и юридических предписаний (дхарм).
В таких сборниках, наиболее важными из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделялись из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), которые регулировали повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках, наряду с нормами социального поведения, рассматриваются вопросы мироздания, медицины и т.д. были рассмотрены.
Правовые нормы и религиозные институты часто представляли собой единое целое. Поэтому для этих законов характерно сочетание юридической санкции с четко сформулированными последствиями, ожидающими нарушителя закона в земной и загробной жизни. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.
Классово-варновое разделение общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) выходит на первый план в законах Ману.
В законах Ману есть определенная логика изложения материала, но до сих пор нет разделения на отдельные отрасли права, верховенство закона неотделимо от религиозных и моральных норм. Указывается на наследственный и профессиональный характер Варны.
Многие нормы направлены на защиту права собственности на движимое имущество, они рассматривают договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и т.д. Среди гарантий исполнения договора - гарантия и залог или ипотека. Кредитный договор детально разрабатывается, но еще не юридически грамотен, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает трудные условия трудоустройства.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, т.к. Законы Ману – ценный источник для изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении основных закономерностей правового регулирования общественных отношений, заложенных в дхармашастрах Ману.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить особенности развития государства в Древней Индии
2. Дать общую характеристику законам Ману;
3. Раскрыть особенности правового регулирования общественных отношений древнеиндийского общества по законам Ману.
Объект данного исследования – общественные отношения, возникающе в процессе реализации древнеиндийских Законов Ману, их роль и влияние на государственный и общественный строй в Древней Индии.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе реализации Законов Ману в Древней Индии.
Общая методологическая основа представлена диалектическим методом, который позволил изучить объект исследования в развитии, установить соответствующие причинно-следственные связи.
Для получения достоверных и научно значимых результатов использовался комплекс общенаучных методов, в числе которых нужно, прежде всего, отметить методы индукции и дедукции. При помощи сравнения устанавливались общие и специфические черты правовых институтов, а также сопоставлялись теоретические взгляды ученых на исследуемые проблемы. В процессе сбора и обработки эмпирического материала использовались также общенаучные методы описания, синтеза, анализа, обобщения.
Частнонаучный исторический метод позволил выявить совокупность религиозных, политических и социально-экономических факторов, способствовавших становлению дхармашастр как источников нормативного регулирования общественных отношений в Древней Индии.
Системно-структурный метод позволил осуществить классификацию процессуальных принципов по различным основаниям.
С помощью частноправовых методов познания (формально-юридический, сравнительно-правовой) исследовалось нормативное содержание изучаемых источников. Применение метода историко-политического толкования права выразилось в изучении правовых явлений в связи с социально-историческими и политическими условиями их появления и существования. Метод системного толкования права позволил изучать правовые институты в каждой из дхармашастр как взаимосвязанные между собой.
Теоретическая основа. Общую теоретическую и историко-правовую основу диссертации составили труды ведущих отечественных и зарубежных историков-правоведов и индологов, среди которых следует отметить А. А. Вигасина, А. М. Самозванцева, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Ф. Ильина, В. Г. Графского, Н. А. Крашенинникову, К. Д. Никольскую, Р. Ленга, Т. Любина.
Эмпирическая база. В исследовании использованы тексты из Законов Ману, а также работы авторов по истории государства и права зарубежных стран, истории Древнего Востока.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКА ПРАВА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ – ЗАКОНЫ МАНУ
1.1.Источники права Древней Индии
Древнее ведическое общество имело структурированный социальный порядок, в котором брахманы почитались как высшая и самая почитаемая секта и на них возлагалась святая задача приобретения древних знаний и обучения — учителя каждой ведической школы составляли пособия, написанные на санскрите об их соответствующих школах и предназначенные для руководства их учениками. Эти руководства, известные как «сутры», были высоко почитаемы брахманами и запоминались каждым учеником-брахманом.
Наиболее распространенными из них были «Грихья-сутры», посвященные домашним церемониям; и «Дхарма-сутры», трактующие священные обычаи и законы. Чрезвычайно сложная масса древних правил и предписаний, обычаев, законов и обрядов постепенно расширялась по объему, превращалась в афористическую прозу и переводилась в музыкальную каденцию, а затем систематически выстраивалась в «Дхарма-Шастры». Из них самым древним и самым известным является Законы Ману, Манава Дхарма-шастра— Дхарма-сутра, принадлежащая древней Ведической школе Манава.
В Древней Индии существовали следующие виды источников права:
1. Дхармашастры – сборники правовых, религиозных, нравственных предписаний, или дхарм (праведностей, правил, морали, норм поведения, свода правил, обязательных для правоверного индуса). Самые известные из них – Законы Ману.
В отличие от дхармы, существовало понятие ньяя, т.е. закон, норма поведения, охраняемая государством. Постепенно дхармашастры были признаны источниками права, вытеснив артхашастры и заимствовав у них правовое содержание. Древнейшие дхармашастры (Гаутама, Васиштха, Баудхаяна и др.) назывались дхармасутрами (сутра – «нить»), они появились около второй половины I тыс. до н.э. и стали основой для Законов Ману, а также более поздних Яджнавалкья-смрити (смрити – «устная традиция»), Нарада-смрити.
Всем дхармашастрам присущи общие черты:
– единая религиозная концепция;
– единые принципы;
– закрепление и отражение неравенства варн;
– указание на соблюдение ритуальных действий;
– использование центральной категории «дхарма».
Дхармасутры были посвящены рассмотрению уголовно-правовых аспектов, а дхармашастры, имея упорядоченную систему изложения правовых норм, уделяли большое внимание имущественным и договорным отношениям, а также ответственности за их нарушение.
Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.
Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "нъяя", сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.
Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб., 2003. – 256 с.
2. Законы Ману. Документы по истории зарубежного права / сост. Н.А. Крашенинникова. – М., 1984 – 189 с.
3. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и др. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – 720 с.
4. Коваленко А.И., Томсинов В.А. Исследование проблем развития индусского права. // Вестник Московского университета. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – №1. – С.83-85
5. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник /А.И. Косарев. – 2-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2012. – 343 с.
6. Крашенинникова Н.А. История права Востока. Курс лекций. – М., 1994. – 198 с.
7. Крашенникова Н.А. Индусское право: история и современность. – М., 1982. – 196 с.
8. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 548 с.
9. 17. Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя древней индии по Законам Ману / С.В. Левчук // История государства и права. – 2011. – № 22. – С. 31-38.
10.Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. – 117 с.
11. Маринчев Н.В. «Законы Ману» как источник священного закона / Н.В. Маринчев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2010. – № 4. – С. 157-163.
12. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2002. – 208 с.
13. Перфильев, В.В. История государства и права древнего мира / В.В. Перфильев. – Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2001. – 196 с.
14. Плоцкая, О.А. История государства и права древневосточных стран: учеб. пособие / О.А. Плоцкая. – Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2021. – 182 с.
15. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 811 с.
16. Симонишвили Л.Р. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / Л.Р. Симонишвили. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 280 с.
17. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. – М.: Издательство «Зерцало», 2011. – 128 с.
18. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран / К.Г. Федоров. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. – 453 с.