Фрагмент для ознакомления
2
Слово "клоун" в значении "мужлан, увалень" появилось в английском языке в середине XVI века, но через 15-20 лет стало названием роли на сцене. Происхождение слова соответствует происхождению образа: данный персонаж всегда простолюдин, чаще всего – крестьянин, слуга, а не ремесленник. Социальный статус подчеркивался цветом одежды – на нем должна быть либо синяя куртка домашней прислуги, либо красно-коричневая куртка крестьянина. Клоун был смешным и неуклюжим простаком, пассивным и глупым, с путаной речью, говорящим на местном диалекте.
Хронология сценических воплощений идей и образов шутов в своих произведениях У. Шекспира в значительной степени отражает настроение зрителей в разные исторические моменты.
Актуальность выбранной темы данной курсовой работы обусловлена тем, что смысл произведений великого Шекспира, которые были созданы столетия назад, жо сих пор пользуются огромной популярностью, а также близок и понятен сегодняшнему поколению, которые только начинаю жизнь и пытающимся ответить на те же «вечные» вопросы, которые глубоко, всесторонне и объемно исследовал драматург в своих произведениях, актуальных и в наши дни.
В данной работе подробно изучаются образ шутов, комизм литературы в целом и юмор произведений Шекспира. Например, персонаж – шут-венецианский торговец Ланселот Гоббо. Ланселот – реалистичный образ, почти не гротескный. У Ланселота есть чувство юмора, которого нет ни у одного другого клоуна. Он умнее своих предшественников, его словарный запас богаче, он умеет рассуждать, и самое главное, он самостоятельно принимает решения. Это новый и очень важный этап в эволюции шекспировских клоунов. Ланселот Гоббо – переходный образ от раннего шута - слуги к шуту зрелых лет, жизнерадостному человеку, типичному для английского театра.
Фигура клоуна также появляется в трагедии Шекспира. Как отметил Ф. И. Пинский, диалог могильщика Гамлета - это "дуэт клоунов" [16,с. 23]. "Но, главный герой этой сцены – придворный клоун "Бедный Йорик", которого любил принц Гамлет. Во второй сцене III акта "Макбета" такой же шутовской характер носит монолог привратника. Но, в обоих случаях этим приемом создается резкий, волнующий контраст. Плоские шутки могильщиков оттеняют возвышенный характер размышлений Гамлета о смерти; болтовня заспанного привратника о покойниках в аде создает зловещий фон для только что совершенного убийства Дункана.
Шут – профессиональный, остроумный юморист, который может стать сатирическим комментатором пьесы с большей естественностью, чем клоун, чья функция была ограничена деталями образа. Кроме того, данный персонаж традиционно выполнял функцию выражения правды о мире с древних времен. "Дурак имел право разыгрывать текст с той же легкостью, с какой он играл своей погремушкой, используя все оттенки иронии и иронии" [16,с. 26].
Цель данной курсовой работы – изучить образы шутов в произведениях Шекспира, на примерах пьес "Как вам это нравиться", "Двенадцатая ночь", "Король лир".
Исходя из поставленной цели, задачи будут следующие:
1.Изучить роль образов шута в литературном наследии У. Шекспира.
2.Рассмотреть комическое в произведениях В. Шекспира.
3.Проанализировать образы шутов в произведениях В. Шекспира.
Глава 1 Комизм в литературном наследии
1.1 Роль комизма в литературном наследии
Общеизвестно, что трагическое – это печаль и страдание, а комическое – это всегда веселье и смех. В жизни печаль и радость, слезы и смех сосуществуют, идут рука об руку.
Связь между трагическим и карикатурным не случайна. Это происходит из-за сложности самой жизни, когда смех и слезы переплетаются, сочетаются самые противоречивые явления, в чистом виде. И, независимо от того, какие комические произведения или комические события мы воспринимаем в самой жизни или в искусстве. Когда мы внезапно обнаруживаем, что истинное предназначение окружающего нас мира не соответствует нашим представлениям и представлениям [2, с.34].
Роль шута в произведениях У. Шекспира - это основа чего-то, тривиального, бесконечно малого, это тело, буквы, формы, отсутствие идей, появление его противоречий, набор негативных эпитетов, которые сопровождают концепция комизма, противопоставление возвышенному, высокому, прекрасному, идеологическим вещам. Некоторые говорят о смехе и определенном негативном отношении к комикам в целом, а также о презрении к нему.
В поэтике XIX века часто утверждается, что вся область комиксов не является основой чего-либо, но такие карикатуры относятся к области эстетики и ассоциируются с прекрасной наукой [7, с.12].
Ю. Г. Кирхман делит образы шутов в произведениях У. Шекспира на "тонкие карикатуры" и "грубые карикатуры". Согласно его теории, карикатуры всегда вызваны иррациональным и нелепым поведением. Мы говорим не о приступах смеха, которые вызваны выходками клоунов, посыпанных мукой, а также измазанных сажей или борющихся на сцене катастрофического варьете, а, о поистине замечательном юморе, который освещает и возвышает нашу литературу не чаще одного или двух раз в столетие.
Социальная дифференциация вводится в теорию двух типов элегантной и грубой комедии. Утонченный вид комедии существует для образованных умов, духов и аристократов по происхождению.
Второй тип в образе шутов- это плебеи, сброд и множество толп. Э. Бейер пишет, что образы шутов уместны в народном театре, где понятия порядочности, такта и цивилизованного поведения имеют более широкие границы [9, с.27].
Говоря об очень широком распространении "грубого комизма", он написал, что все любители народной литературы знают о нем, а также о немецких фольклорных книгах, народных кукольных представлениях и так далее.、
Подобные утверждения неоднократно встречаются в немецкой эстетике, что симптоматично. Презрение шутов, скоморохов, клоунов, шутов ко всевозможным неограниченным забавам - это презрение к народным истокам и формам смеха. Например, у Пушкина было совершенно другое отношение к этому вопросу:
Драма родилась на площади и была популярным развлечением [11,с.118].
В одних случаях они говорят о "мультфильмах", в других - об "интересном". Этот факт должен указывать на то, является ли такое разделение законным. "Мультфильм" и "забавный" объединяются под одним термином и понятием "мультфильм".
Комедийный идиот - это утверждение или отрицание. Как утверждения, так и отрицания всегда выполняются в какой-то степени. Те, которые соответствуют этому, будут одобрены, а те, которые не соответствуют, будут осуждены. В эстетической оценке действительности такой мерой является представление о прекрасном, эстетическом идеале.
Смех осуждает то, что несовместимо с эстетическим идеалом и противоречит ему. Долгое время люди высмеивали недостатки и слабости человека: отсутствие, глупость, неловкость, хвастовство. Все это комично, при условии, что это не причиняет страданий человеку и не опасно ни для него, ни для окружающих.
На тот факт, что комичность возникает, когда обнаруживаются противоречия, указывали все, кто пытался понять, над чем люди смеются и почему возникает комичность. Но какие противоречия создавал мультфильм, у каждого было свое мнение по этому поводу:
- красивое - уродливое, тривиальное - возвышенное;
- между целью и средствами ее достижения, результатом усилий человека и его поступками, внутренней пустотой и внешней значимостью, противоречием реальных явлений высоким социальным идеалам.
Все перечисленные противоречия, формирующие ситуацию, персонажа и ситуацию в мультфильме, не совпадают по своему смыслу. Одно дело - противоречие между желанием казаться и тем, чем человек является на самом деле, а другое - противоречие, отклонение от общественных идеалов и моральных норм. В первом случае несогласие может вызвать легкую улыбку и добродушный смех, во втором - беспощадную насмешку.
В зависимости от того, какие явления и какие противоречия являются предметом мультфильма, цвет мультфильма разный. Во всех видах искусства очень часто комический эффект строится на непонимании.
И, во многих давних классических комедиях Шекспира одна из комических ситуаций неизбежно возникает из-за недоразумений и путаницы.
Но, говоря о комиксах, происходит ли это в жизни или отражается в искусстве, мы должны обратить внимание еще на одну особенность. Нет ничего смешного ни в природе, ни в животном мире. Комизм и связанное с ним чувство юмора присущи только оценке человека и реальных людей. Драматург, один из величайших комедиографов в мире, считал, что чувство юмора и умение смеяться - важнейшие черты человека и животных [7,с.88].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникст А. Первые издания Шекспира. - М., Книга 1964. - С. 12-23
2. Аникст А. Шекспир. - М.: 1964. - С. 37-63
3. Аникст.А. Шекспир: Ремесло драматурга. - М., 1974.
4. Аникст А. Шекспировские чтения. - М.: 1964. - С. 9-3
5. Барг М. А. Шекспир и история. - М., Прогресс, 1986. - С. 21-6
6. Бартошевич. Комический у Шекспира. - М.: 1975. - с. 8-26
7. Бартошевич А. В. Поэтика раннего Шекспира. М., 1987 Даркевич В.П. Народная культура средневековья, М., 1989
8. Захаров Н.В. Шекспир.Шекспироведение // Шекспироведение XXVII, М., 2011
9. Лыков В. А. От Шекспира до Шоу. - М., Просвещение, 1982. - С. 5-37
10. Иванов - Козельский. Актеры провинциальной сцены. - М.: 1988. - с.2-18
11. Каланова Е.Б. Белинский о Шекспире. - М.: 1964. - с. 54-81
12. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях. - М.,Искусство 1987
13. Корнилова Е. Шекспир. - М., Знание, 1964
14. Морозов М. Избранное о Шекспире. - М.: 1988
15. Муравьев Н.И. Западноевропейская литература. - М.: 1980
16. Пинский Л. Шекспир. - М., Прогресс, 198
17. Урнов М. В., Урнов Д.М. Шекспир, его герой. - М.: 1964
18. Холлидей. Шекспир и его мир. - М., Радуга, 1986
19. Шекспир У. Полное собрание сочинений. - М.: 1977
20. Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография- М.,Прогресс 1985
21. URL: https://spravochnick.ru/literatura/rol_shutov_v_komediyah_shekspira/ (дата обращения 26.03.2022)
22. URL:http://svr-lit.ru/svr-lit/anikst-teatr-epohi-shekspira/glava-desyataya.htm (дата обращения 28.03.2022)
23. URL: http://www.w-shakespeare.ru/library/shekspirovskie-chteniya-1985-3.html (дата обращения 28.03.2022)
24. URL:https://studbooks.net/769003/literatura/pesah_shekspira_razlichayut_buffonov_dvuh_tipov_shuty_fools_klouny_clowns (дата обращения 26.03.2022)
25. URL: https://studopedia.net/14_29109_hudozhestvennoe-proizvedenie-uylyama-shekspir-korol-lir-i-ego-komicheskiy-geroy-shut.html (дата обращения 28.03.2022)
26. URL: https://infopedia.su/11xc3a1.html (дата обращения 28.03.2022)