Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Конфликтные ситуации встречаются во всех сферах человеческой жизни. Конфликты занимают одно из главнейших мест в управлении персоналом не только в силу значимости связанных с ними временных затрат, но и по причине высокой организационной роли их инновационных, созидательных, а особенно разрушительных последствий.
Конфликты в трудовой деятельности появляются в каждом, даже гармоническом коллективе. Во многих случаях собственно его появление переводит компанию на новый уровень развития. По мере развития компании, как институализированной коллективной деятельности конфликты не пропадают, а возрастают, как по качественным, так и по количественным параметрам.
Вместе с тем управление поведением в конфликтных ситуациях — единственный инструмент поиска путей выхода из кризиса компании. Только его сотрудники владеют сведениями о внутреннем взаимодействии и реальных потенциалах коллектива. Осуществление же этой возможности, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений невообразима без конфликтов. Мастерство управления конфликтными ситуациями основывается на совершенных знаниях руководства о природе, методики и спецификах соответствующего инструментария.
Для того чтобы предупредить конфликты для начала нужно продиагностировать предшествующие. То есть необходимо выявить основные составляющие, причины конфликтов. Весьма важно умение управлять конфликтами в компании. Основополагающую значимость в этом играют менеджеры различного уровня и от того, как они подготовлены к конфликтным ситуациям часто зависит эффективность работы предприятия.
Перед каждой компанией стоят задачи роста результативности трудовой деятельности. Успешное решение данной задачи во многом зависит от уровня управления работой кадрового состава. Руководитель должен понимать, что, чем лучше у него сложатся взаимоотношения с сотрудниками, тем результативнее будет функционировать компания, а важнейшей характеристикой взаимоотношений между руководителем и сотрудниками считается их непосредственное профессиональное общение. Потому профессиональная этика руководителя в управлении компанией является основополагающим моментом.
Проблема эффективности работы современного менеджера по управлению организационными конфликтами на любых этапах обусловила актуальность и выбор темы.
Объект работы - организационный конфликт.
Предмет работы – управленческая этика в условиях организационного конфликта.
Цель работы- изучить управленческую этику в условиях организационного конфликта.
Задачи работы заключаются в следующем:
1) рассмотреть понятие и сущность конфликта;
2) проанализировать функции, причины и виды конфликта;
3) рассмотреть управление конфликтными ситуациями в организации;
4) рассмотреть правила этикета в организационном конфликте.
При написании работы были использованы труды отечественных авторов, занимающихся вопросами управления поведением в конфликтных ситуациях, таких как Анцупов А. Я., Балан В.П., Зеленков М.Ю., Дмитриев А.В. и ряд других.
Методы исследования: метод теоретического анализа: анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности управленческой этики в условиях организационного конфликта; метод системного анализа.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты управления конфликтами
1.1. Понятие и сущность конфликта
Понятие и значимость конфликта известно любому человеку – акты общения между многими людьми происходят каждый день. Собственно, в процессе коммуникации вероятны столкновения, расхождения и противоречия из-за разницы восприятия людьми окружающей действительности, их взглядов к оцениванию жизненных обстоятельств и ситуаций сосуществования. Тогда и появляется это неоднозначное явление – конфликт.
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus – столкновение. Когда люди мыслят о конфликте, они зачастую сравнивают его с агрессией, угрозами, спорами, пререканиями. В итоге существует суждение, что конфликт – явление всегда нежелательное, негативное, что его необходимо немедленно разрешать, как только он начинается.
Конфликтные явления играют незаурядную роль в социальной жизни общества. Согласно статистическим данным, 80 % из них возникают вне зависимости от желаний участников. Таковы характеристики людской психики, когда социальным и психологическим свойствам взаимодействия уделяют недостаточное внимание.
Само понятие конфликта известно многим науками, и оно различно трактуется. Однако, всегда под конфликтом понимают столкновения интересов, их противоборство. Типичным для этой ситуации становится тот факт, что на уступки не желает идти ни одна сторона .
Автор Анцупов А.Я., подчеркивает, что, конфликты – неотъемлемый ингредиент функционирования любой компании. Конфликты создают напряженные взаимоотношения в коллективе, переключают внимание работников с непосредственных забот производства на «выяснение взаимоотношений», тягостно влияют на их нервно-психическое состояние и, соответственно, на социально – психологический климат всего коллектива. И всё же конфликтные ситуации могут привести к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений .
В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий сотрудников, вызванных расхождениями заинтересованностей, взглядов, стремлений. В конфликт могут быть вовлечены как все сотрудники коллектива, так и отдельные производственные единицы, отдельные члены коллектива.
Роль конфликта может также содержаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально существенную цель; во многих случаях конфликт создает и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2019. - 528 c.
2. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2020. - 342 c.
3. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 301 c.
4. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебник / А.В. Дмитриев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 336 c.
5. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2019. - 324 c.
6. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 282 c.
7. Крюкова, Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте. Учебное пособие / Т.В. Крюкова. - М.: Фонд развития конфликтологии, 2018. - 148 c.
8. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2017. - 158 c.
9. Степанов, Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов / Е.И. Степанов. - М.: ЛКИ, 2020. - 176 c.
10. Уткин, Э. А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2019. - 272 c.
11. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М.: Дашков и К, 2018. - 240 c.
12. Шейнов, Виктор Управление конфликтами / Виктор Шейнов. - М.: Питер, 2020. - 576 c.