Фрагмент для ознакомления
2
В современных образовательных условиях, необходима дальнейшая актуализация активного поиска путей повышения эффективности, обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимо оказывать детям помощь в выборе жизненных ценностей, социально позитивных установок и во многом другом. Необходима гармонизация отношений педагогов и учеников, взаимного доверия между ними, а также поддержка и принятие ребенка или подростка. Целостное и эмоционально-образное восприятие мира ребенком, развитие его познавательной, социальной, творческой активности, нравственных качеств невозможно без осмысления важности формирования доверительных отношений педагога и обучающихся. В этом заключается актуальность работы. Личностно-ориентированное обучение сегодня прочно вошло в современно-образовательный процесс, но существует противоречие между декларированием важности личностно-ориентированного педагогического взаимодействия и недостаточным уровнем его осуществления в практике образовательных организаций. Необходима педагогическая поддержка ребёнка в условиях современной образовательной среды, и здесь можно говорить о необходимости создания педагогических условий формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в современной образовательной среде.
Объект исследования – образовательный процесс обучающихся в образовательной организации.
Предмет исследования – процесс формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в образовательной организации.
Цель исследования: выявление и научное обоснование педагогических условий формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в образовательной организации.
Гипотеза исследования. Процесс формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в образовательной организации будет успешным и продуктивным, если:
- целеполагание процесса формирования доверительных отношений педагога и обучающихся рассматривается во взаимосвязи аксиологического, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
- обеспечена научно-методическая поддержка педагога в контексте формирования доверительных отношений с обучающимися как источник его профессионального совершенствования;
- доверительные отношения педагога и обучающихся проектируются на основе личностно-ориентированного подхода и учета субъектного опыта субъектов обучения;
-в образовательной организации созданы организационно-педагогические условия, позволяющие формировать доверительные отношения педагога и обучающихся.
В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в условиях образовательной организации.
2. Выявить особенности взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе.
3. Определить организационно-педагогические условия формирования доверительных отношений в образовательной среде.
4. Определить состояние педагогической практики по проблеме формирования доверительных отношений и провести её анализ.
Методы исследования: изучение научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ документации, анализ ученических работ, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы.
Глава 1: Теоретические аспекты проблемы формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в образовательном процессе
1.1. Психолого-педагогическая сущность понятия «доверительные отношения»
Проблема отношений между педагогом и обучающимся всегда была одной из наиболее значимых в этом вопросе. Сегодня всё чаще можно услышать, что эти отношения должны быть доверительными и что между всеми субъектами образовательных отношений должен быть налажен продуктивный контакт [12].
Проблема исследования процесса выстраивания доверительных отношений рассматривалась в трудах представителей самых различных наук. Это теоретические труды зарубежных учёных, К. Роджерса и Э. Эриксона. Из отечественных учёных с этой проблемой работали Е.П. Ильин, Т.П.Скрипкина и др. Ученые подчеркивают важность возрастного развития обучающихся как периода искренней заинтересованности и склонности к подражанию (Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон). Достаточно много исследований проводилось и проводится по проблемам доверительных отношений в системе «учитель - ученик». Это работы исследователей И.Ф. Аметова, Л.С. Скрябиной, C.B. Теряевой, Л.И. Маленковой и др. В последние годы много и часто говорят о личностно ориентированном подходе в отношениях педагогов и обучающихся. Важность личностно ориентированного педагогического взаимодействия, основанного на принципах гуманизма, сотрудничества, доверия, терпимости, бережного отношения к ребенку, рассмотрена в исследованиях Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, В.Г. Маралова, В.В. Серикова, В.А. Ситарова, И.С. Якиманской и др. Личностно ориентированное обучение предполагало иные образовательные цели по отношению к традиционному образованию и традиционной образовательной модели [18]. В первую очередь речь шла о иных поведенческих стандартах обучающихся. Направлен этот процесс на каждого ребёнка в отдельности и здесь больше не может быть места для усреднённых количественных показателей. Таких, к примеру, как средний балл успеваемости. В личностно ориентированном обучении на первый план должна выступать индивидуализация. Но как обеспечить развитие у ребёнка самостоятельность, личностную самореализацию и самоактуализацию. Именно эти и подобные вопросы должно решать личностно ориентированное образование и соответствующие подходы [23].
В психолого-педагогических исследованиях A.A. Бодалева, Р.В. Овчарова, В.И. Петрушина, отмечается ведущая роль доверительности в общении педагога и детей как диалога равных людей. Логика доверительных отношений педагога и детей должна проектироваться на основе личностно-ориентированного подхода и учета субъектного опыта детей. Для этого необходимо выявить организационно-педагогические условия, которые обеспечили бы эффективность формирования доверительных отношений педагога и обучающихся в образовательной среде. В целостном образовательном процессе всё должно быть направлено на совместное преодоление трудностей и на осуществление творческого самовыражения детей. Под целостным образовательным процессом будем понимать реализацию триединой образовательной цели – обучение, воспитание и развитие субъекта [4].
Необходимыми организационно-педагогическими условиями формирования доверительных отношений педагога и обучающихся будут:
- целеполагание процесса формирования доверительных отношений субъектов образования;
-взаимосвязь аксиологического, когнитивного, эмоционального, поведенческого и рефлексивного компонентов;
-рациональное использование воспитательного потенциала и индивидуально-личностная ориентированность содержания программного учебного материала в учебно-воспитательном процессе;
-научно-методическое обеспечение педагога в контексте формирования доверительных отношений с обучающимися, в том числе различные обучающие и развивающие программы для детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, H.A. Воспитание ребенка как содействие развитию его индивидуальности [Текст] / Н.А.Алексеева // Воспитание индивидуальности. -учебно-методическое пособие. - под ред. E.H. Степанова. - Москва: ТЦ Сфера, 2008.-224 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Книга 1. - Москва: Амрита.-2010.-288 с.
3. Бабурова, И.В. Аксиологические основания воспитания школьников: выбор стратегии [Текст] // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы международной научно- практической конференции. - Смоленск: СГПУ. - 2004. - ч. 1. - С. 93-97
4. Бондаревская, Е.В. Развитие теории воспитания в современной России [Текст] /Е.В. Бондаревская // Славянская педагогическая культура. - 2002. -№1. - С. 39-44
5. Витвицкая, JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст]. / JI.A. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - Москва. - 2009. - №6. - с.55 – 58
6. Воспитатель и воспитанник - система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками [Электронный ресурс] / https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-7808 (дата обращения: 24.03.2022).
7. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. - 1995. - №2. - С. 17
8. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 7-27
9. Данилюк, А.Я. Принципы модернизации педагогического образования [Текст] // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 37- 45
10. Данилюк, А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России [Текст] // Педагогика. -2011.- № 1.- С. 3- 13
11. Демакова, И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях [Текст] / И.Д. Демакова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. - 160с.
12. Доверительное отношение между учителем и учеником в педагогическом процессе [Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/01/31/doveritelnoe-otnoshenie-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom (дата обращения: 24.03.2022).
13. Доверительные отношения с учениками: основные правила выстраивания [Электронный ресурс] / https://cokpat.com/doveritelnye_otnocheniya_s_ychenikom (дата обращения: 24.03.2022).
14. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] / И.Н. Емельянова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
14. Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса [Текст] / И.А. Зимняя. - // Воспитать человека. - под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - Москва: Вентана-Графф, 2003.-384 с.
15. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей [Текст] / В.Н. Иванченко. - Ростов на Дону: Феникс, 2011. -341 с.
16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 576 е.: ил.
17. Караковский, В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание ... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст]. - Москва: Новая школа, 1996. - 160с.
18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: извлечения / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков // Российское образование. - 2010. - № 1. - С.29-36
19. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания: спец. курс [Текст] / Б.Т. Лихачев. - Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с.
20. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания [Текст] / A.B. Мудрик. - Учебное пособие. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
21. Пидкасистый, П.И., Загвязинский, В.И., Маленкова, Л.И., Меняев, А.Ф., Полонский, В.М. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый, В.И. Загвязинский, Л.И. Маленкова, А.Ф. Меняев, В.М. Полонский. - Москва: Педагогическое общество России, 2008. - 576 с.
22. Сага, Е.В. Как научить голову думать, а сердце любить...[Текст] / Е В. Сага. - 1-2-е классы. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 248 с.
23. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- №6.- С. 52-54
24. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. - Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования // В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - 10-е изд., перераб. - Москва: «Академия», 2011. -608 с.
25. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii (дата обращения: 24.03.2022).
26. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. -
27. Фомина, А.Б. Социально-педагогическая и управленческая деятельность учреждения дополнительного образования детей: Словарь терминов [Текст] / А.Б. Фомина. - Москва: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. - 64 с.
28. Хохлова, Е. В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 24.03.2022).
29. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, 1996. - 96 с.
30. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.