Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в ст. 83 особое внимание уделяется «художественному образованию и эстетическому воспитанию граждан», а также их приобретению путём освоения различных образовательных программ, в том числе программ дополнительного предпрофессионального образования. Проблема развития художественного вкуса у детей раннего подросткового возраста особенно актуальна в разрезе современных наблюдений.
Она состоит в поиске способов развития художественного вкуса у детей раннего подросткового возраста посредством уточнения содержания обучения на занятиях фотостудии и проектировании соответствующих методов обеспечения занятий. Сформулированные противоречия и проблема позволяют подытожить и обозначить тему данного исследования: «Развитие художественного вкуса у обучающихся на занятиях фотостудии».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и практической проверке методов и приёмов, способствующих развитию художественного вкуса.
Объект исследования - процесс развития художественного вкуса у обучающихся на занятиях фотостудии
Предмет исследования – комплекс методов и приёмов как способ развития художественного вкуса у обучающихся на занятиях фотостудии.
Для достижения поставленной цели целесообразно сформулировать задачи, которые будут решены в ходе исследования:
1. Изучить развитие художественного вкуса как педагогическая проблема.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности художественного вкуса учащихся на уроках музыки.
3. Рассмотреть методику диагностического исследования исходного уровня художественного вкуса.
4. Организовать работу по воспитанию художественного вкуса учащихся на уроках музыки.
Для выполнения задач, поставленных на разных этапах работы над магистерским исследованием, применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические – анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение; 2. Практические - наблюдение и беседа.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Развитие художественного вкуса как педагогическая проблема
Художественный вкус – феномен, который входит в одну из составляющих характеристики личности «эстетический вкус». Разберёмся, чем эстетический вкус отличается от художественного. В истории понятие «вкус» как феномен философско-эстетической мысли освещался в трудах Платона, Аристотеля, Гельвеция, Вольтера, А. Смита, Дж. Локка, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, А.Баумгартена, И.Зульцера, В.Асмуса, И.Винкельмана, Н.Карамзина, М.Бахтина и др., Например, известный архитектор А.И. Буров определяет эстетический вкус как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений». [8, с.20] По мнению Б.М. Неменского эстетический вкус представляет собой «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством» [25, c.78] Более точно об эстетическом вкусе высказался А.К. Дремов.
«Эстетический вкус –это способность непосредственно, по впечатлению без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». [2, с.56] Первое, на что обращается внимание в этом определении то, что эстетический вкус носит непосредственно-эмоциональный характер, значит обнаруживается он только в соприкосновении с предметом, вызывающим эстетическое отношение. Нельзя наслаждаться музыкой по рассказам о ней, балетом - по либретто. Вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, он и выступает как чувство.
Э. Кант даёт достаточно противоречивое определение «эстетическому вкусу»: «вкус – это способность судить о красоте». [7, с. 19] Анализируя все точки зрения относительно понятия «эстетический вкус» создаётся противоречие: с одной стороны, вкус – это индивидуальная характеристика личности, индивидуальные предпочтения и приоритет относительно личных ценностей, а, с другой точки зрения, эстетический вкус подчиняется определенным нормам, должен содержать весь культурный опыт человечества, чтобы сделать правильный выбор в пользу признанных ценностей, исключая ложные нормы и стандарты. Здесь следует дать важное уточнение, что эстетический вкус – это характеристика человека, относящаяся к социальной сфере.
Вне общества и социума у человека невозможно воспитать эстетический вкус, также вкус невозможно развивать в отрыве от процесса воспитания и образования. Эстетический вкус - это не просто правильный выбор и верная оценка, это способность личности к самосовершенствованию, саморазвитию, формированию собственной точки зрения. Без эстетического вкуса личность человека не будет цельной, гармоничной. Индивидом да, цельной личностью – нет. Формирование эстетического вкуса – процесс бесконечный. Человек не может на полжизни остановиться и перестать набираться культурного опыта, а значит перестать формировать свой эстетический вкус.
При том каждая личность остаётся уникальной из-за своеобразия культурного опыта, духовных ценностей и неповторимого комплекса различных факторов, влияющих на неё. Эстетический вкус становится не просто инструментом формирования, а критерием уникальности, показателем общественного признания и самоутверждения. Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей.
Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности. Часто эстетический вкус сводят только к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус – не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения.
Потому что личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательной она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности.
Способность человека последовательно и целенаправленно развивать, и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.
Мнение эстетического вкуса основано на особом интеллектуальном механизме – эстетической интуиции, включающей такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума. Из понятия «эстетический вкус» мы плавно переходим к характеристике понятия «художественный вкус». Художественный вкус также глубоко изучался русскими и зарубежными педагогами, и исследователями. Различные концепции, формы, пути развития художественного вкуса отражены в трудах российских учёных, таких как Л.Когана, В.Разумного, Б.Лихачёва, Б.Юсова; у украинских учёных - Л.Левчука, В.Панченко, Г. Шевченко и в работах зарубежных исследователей – Г.Ю. Айзенка, М.Д. Коула, Ф.П. Рамсэя. Также, отдельные аспекты формирования художественного вкуса, связанного с усвоением изобразительной грамоты, спецификой художественного языка и изобразительного искусства подробно описаны у исследователей-педагогов Н. Крымова, Б. Неменского, Н. Ростовцева, В. Серова, П.Чистякова. Грибанова М.В. вводит понятие «художественный вкус художника» и даёт ему определение: «это и чувствование, понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного в произведениях искусства». [15, с. 48]
Художественный вкус – более узкое понятие эстетического вкуса. Специфика художественного вкуса состоит в том, что это взаимодействие человека (зрителя, воспринимающего) непосредственного с произведениями искусства: их восприятие, оценка, анализ, описание и создание произведений искусства. Художественный вкус отличается от эстетического сформированной системой конкретных эмоциональных оценок и явлений действительности и произведений искусства на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о том, что такое красота, о художественности воспринимаемых явлений. М.Ю. Бирюков говорит о том, что «художественный вкус выступает инвариантной основой для создания личностно-уникальных форм поведения, 14 мышления и художественно-творческой деятельности личности». [4]
Следуя определению Толкового словаря авторства Зорина В.И. , автор объясняет понятие «художественный вкус» через «эстетический вкус» «эстетический вкус –это способность восприятия и оценки эстетических достоинств произведений искусства или объектов природы. Он проявляется преимущественно как система личных пристрастий, ориентирующихся на общепринятые эстетические оценки. Представляя собой эмоционально рациональное освоение действительности, эстетический вкус выступает как единство эстетического чувства и эстетического идеала (высшего критерия эстетической оценки). По отношению к оценке произведений искусства, эстетический вкус конкретизируется как художественный». [21]
Художественный вкус – это способность человека к восприятию и оценке произведений искусства. В художественном вкусе обобщается тот художественный опыт личности (или общества в целом), формируемый при непосредственном влиянии искусства.
Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературнохудожественной критикой.
Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса.
1.2. Психолого-педагогические особенности художественного вкуса учащихся на уроках музыки
Формирование вкусов детей, их музыкальных предпочтений зависит от того, как учитель раскрыл перед учениками мир музыки. Высокий интеллект педагога, доскональное знание предмета, широкая эрудиция, умение подать материал – все эти качества «притягивают» детей к учителю, приводят к увлечению и заинтересованностью предметом. Диапазон работы учителя музыки в школе очень широк. Кроме урока, преподаватель музыки руководит и внеклассной работой, в основе которой – расширение круга музыкальных интересов школьников, привлечения их к коллективному творчеству на занятиях хора, различных ансамблей [13, c. 39].
Коллективная форма исполнительской музыкальной деятельности непосредственно развивает исполнительские навыки и способности, готовит настоящих ценителей искусства, воспитывает лучшие человеческие качества, формирует их музыкальные интересы. К. Ушинский про организующее и дисциплинирующее значение хоровых занятий писал: «Какое могучее средство – хоровое пение!.. В песни, и особенно хоровой, есть вообще не
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под общей редакцией М.И. Ротерштейна.– М.: «Музыка», 2014.–336 с.
2. Абраменкова, В.В мире детских игр // Воспитание школьников.– М., 2013.– №9.
3. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа [Текст]: кн. для учителя / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 2020. – 451 с. 2.
4. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. – 2018.– №4.
5. Аромштам, М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников // Дошкольное образование. – 2019.– № 8.
6. Артболевская, А. Первые встречи с искусством: кн. для родителей/ А.Артболевская, В.Левин, Л.Курдюкова. – М.: Искусство в школе, 2020. - 224 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
8. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду.–М.: Просвещение, 2021.–284с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2013. –398 с.
10. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии.: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д : Феникс, 2013.– 384 с.
11. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.– 430 с.
12. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. – М., 2013. –193 с.
13. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): автореферат дис… канд. пед. наук [Текст]/ М.В. Грибанова. – Пермь: 2019.
14. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2014.– № 15.
15. Давыдова, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Д. Давыдова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2003. – 305 с.
16. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития.–М.: Просвещение, 2014.–111 с.
17. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. — М., 2013. — №4.
18. Искусство в жизни детей [Текст] : опыт худож. занятий с мл. школьниками : кн. для учителя / А. П. Ершова [и др.]. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с.
19. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с.
20. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Потанцуй со мной, дружок! Методическое пособие. –СПб, 2014.–72 с.
21. Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны // Дошкольное образование. – 2013. – № 9.
22. Мартынова, Л.Н. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у 5-7 летних воспитанников детских домов: на материале праздников: дис. канд. пед. наук. – Елец, 2014.–235 с.
23. Метлов, Н.А. Музыка – детям. – М., 2015. –143 с.
24. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. – 2014. – №6.
25. Роот, З. Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста. –М.: Айрис-пресс.–2015.–64 с.
26. Тарасова, К., Рубан, Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2019. – №12.
27. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Наука, 2013.–335 с.
28. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 105 с.
29. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 286 с.
30. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной.–М.: Просвещение, 2019.–225 с.
31. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации.— М.: ТЦ Сфера, 2019.– 73 с.