Фрагмент для ознакомления
2
Приоритетным в школьном обучении долгое время считался принцип «репродуктивного обучения». Задачей педагога являлось передача знаний и выработка конкретных умений и навыков, а задачей ученика – усвоение и как можно более точное повторение переданного учителем. Методы самостоятельного, творческого поиска незаслуженно нивелировались. Данный подход приводит к тому, что естественное состояние человека и ребенка – интерес, поисковая активность угасает. Риск данного обучения достаточно велик – потеря способности самостоятельно мыслить, любознательности со стороны учеников. Жизненно необходимым становится задача формирования в образовательной практике таких педагогических условий, которые позволяют младшим школьникам максимально проявить и включиться в активную познавательную деятельность, в деятельность исследовательскую.
Актуальность исследования заключается в том, что одной из главных задач современного начального общего образования является получение младшими школьниками опыта деятельности, формирование умений самостоятельно ставить учебные цели, развивать интересы, способности учеников. Для достижения этих результатов необходимо вовлекать детей в практическую деятельность, которая в данный период, в первую очередь будет обеспечивать развитие личности, в силу того, что ребенок еще не перешел на уровень символических и абстрактных умственных операций. Организация практической деятельности на уроках окружающего мира – одно из наиболее ресурсных средств формирования исследовательских умений младших школьников.
Исследовательская деятельность активизирует инициативность у учащихся, делает этот процесс целостным, помогает активно воспринимать учебную информацию, предоставляет возможности для творчества, дает преимущество совершенствовать логическое мышление, желание открывать новые знания и умение проявлять их. В младшем школьном возрасте идет процесс формирования и развития основных форм мышления, которые в дальнейшем помогают усвоить научные знания и способствуют развитию научного теоретического мышления. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
В настоящее время дети должны уметь использовать свой опыт, знания, личностные качества для того, чтобы решать конкретные проблемы, процесс интериоризации предполагает обязательное прохождение ребенка через собственных опыт в практической деятельности.
Исследовательские умения предполагают, что в процессе работы ученики должны сами ставить цель и задачи, определять пути их достижения, находить и анализировать нужную информацию, делать выводы, и предоставлять конечный результат. Таким образом, актуальность и выбор темы данного исследования вполне обоснован: «Организация практической деятельности на уроках окружающего мира как средство формирования исследовательских умений младших школьников».
Основным противоречием в современной системе образования можно назвать, с одной стороны стремление к подготовке ученика интересующегося, способного самостоятельно мыслить, развивающегося, а с другой стороны наводнение образования нормативными стереотипными требованиями (специальная подготовка к школе в дошкольном возрасте, ОГЭ, ЕГЭ и др.) в рамки которых каждый учащийся должен вписаться. Кроме того, практическая деятельность как средство формирования исследовательских умений, «уходит» из образовательной деятельности, ученики даже на таких учебных предметах, как технология, физкультура, окружающий мир, обучаются «виртуально», на словесных примерах, по учебникам, картинкам.
Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий организации практической деятельности на уроках окружающего мира как средства формирования исследовательских умений младших школьников.
Цель исследования: выявить, провести теоретическое обоснование и на прикладном уровне сформировать проект организации практической деятельности на уроках окружающего мира как средства формирования исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования: организации практической деятельности на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: организация практической деятельности на уроках окружающего мира на начальном этапе обучения как средство формирования исследовательских умений младших школьников.
Задачи исследования:
Анализ понятий «исследовательские умения» младших школьников.
Рассмотрение практической деятельности как средства формирования исследовательских умений.
Анализ методики организации практической деятельности на уроках окружающего мира как средства формирования исследовательских умений младших школьников.
Организация работы практической деятельности на уроках окружающего мира как средство формирования исследовательских умений на примере проекта экскурсионного занятия по теме: «Сбор гербарного материала».
Методы исследования:
Общетеоретические:
- анализ и синтез;
- аналогия;
- моделирование;
- классификация;
- обобщение.
Теоретические
- анализ литературы,
- анализ понятийно-терминологической системы.
Проектирование.
Термины с соответствующими определениями.
Поиск – это специально организованное разыскивание чего-либо; творческая работа, направленная на открытие нового в науке.
Учебно-исследовательская деятельность определяется как высшая форма самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность – вид интеллектуально-творческой деятельности, осуществляемой на основе поисковой активности и исследовательского поведения. Процесс осуществления такой деятельности включает анализ учебной ситуации (задачи, проблемы), прогнозирование будущих и анализ полученных результатов, моделирования и реализации учебных действий, а также коррекцию исследовательского поведения.
Познавательная деятельность более широкое, чем понятие «учебная деятельность» поскольку познание осуществляется не только с целью обучения, но и для открытия нового в науке.
Самостоятельная деятельность учащихся – учебная деятельность, осуществляемая учениками на учебных занятиях или дома по заданию учителя, под его руководством, однако без его непосредственного участия.
Исследовательские умения – система интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Анализ понятия «исследовательские умения» младших школьников
Анализ психолого-педагогических и методических исследований в психолого-педагогической науке, демонстрирует неоднозначность толкования понятия «исследовательские умения». Синонимом данного понятия становятся такие категории, как исследовательско-творческие, поисково-исследовательские, учебно-исследовательские, научно-познавательные, исследовательско-проектные, научно-исследовательские и др.[19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 – 33.
2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М. : Высшая школа, 2014. 240 с.
3. Ефимова Л.П. Развитие готовности подростков к проектной деятельности средствами изобразительного искусства. Дисс.канд. пед. Наук. Казань. 2016. 210 с.
4. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / под об.ред А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с. С. 44 – 50.
5. Громова Т.И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / под об.ред А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
6. Гудзовская А.А. Психология социальной зрелости: монография. - Самара: СИПКРО, 2014. 256 с.
7. Карлащук А.Ю. Формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / НПУ им. М.П.Драгоманова. Киев., 2011. 19 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
9. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. 2007, №1. – С. 63-71
10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Москва-Воронеж: Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т., 2012. 288 с.
11. Матяш Н.В. Технологическое образование: методический аспект // Народное образование. – 2004. – №8. – С. 106-112;
12. Морозова М.М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в современной школе: автореферат дис. ...к. пед. н.: 13.00.01.– Ульяновск, 2005. 23 с.
13. Недодатко Н.Г. Формирование учебно-исследовательских умений старшеклассников. Дис. канд. пед. наук. - Кривой Рог, 2000. 140 с.
14. Неустроева Е.А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст). Дисс. канд. психол. наук. – МГУ им. М.В. Ломоносова. 2014. 128 с.
15. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
16. Онисимова О.И. Некоторые аспекты и особенности научно-исследовательской деятельности как образовательной технологии. 2011. С. 12-18.
17. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. дис-я д-ра психолог. наук. Москва, 2011.
18. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Просвещение, 2010. 48 с.
19. Ряхина К.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
20. Ромась Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах // Начальное образование. 2013. № 15 С. 2 – 11.
21. Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1999. 234 с.
22. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34-45.
23. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература». 2014. 80 с.
24. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб.: Питер, 2014. 272 с.
25. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2006. №2. С. 45-49
26. Сокуренко А.А. Метод проектов как средство формирования знаний об окружающем мире. Николаев: ОИППО, 2006. 86 с.
27. Сокуренко А.А. Учебные исследования в дошкольном заведении и начальной школе. Николаев: ОИППО, 2011. 50 с.
28. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: Каро, 2015. 96 с.
29. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография. Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. 330 с.