Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Европейский интеграционный процесс и Брекзит является одним из наиболее действенных и впечатляющих факторов, характеризующих развитие современной системы международных отношений.
Пройдя огромный путь от отвлеченной идеи, возникшей на страницах публицистических и философских эссе, до целостной, динамично прогрессирующей экономической, правовой, гуманитарной системы, Европейский Союз (ЕС) находится на пороге принципиально нового периода своей истории.
Все более реальной становится перспектива создания интегрированного сообщества большинства европейских государств с системой управления, включающей наднациональные институты, согласованной внешней политикой, единой системой безопасности, общей валютой, консолидированным экономическим и социальным пространством.
Объект исследования: выход Великобритании из Европейского союза.
Предмет исследования: политические и социальные последствия Брексита для Великобритании
Цель работы: определить перспективы преодоления Великобританией негативных последствий Брексита. Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования:
- проанализировать факторы, определявшие политику Великобритании;
- рассмотреть сходство и различие позиций Великобритании и других стран Европейского Союза по принципиальным вопросам европейской политики;
- проанализировать политику правительства в ЕС, позиции, занимаемые основными политическими силами страны в вопросе углубления интеграционных процессов, причины раскола в консервативной партии.
ГЛАВА 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
1.1. Европейский Союз: история становления
1 января 1958 года вступил в силу Римский договор. С его помощью был заложен фундамент современного ЕС. В предыдущие годы европейское слияние с „Европейским сообществом по углю и стали" носило в основном экономический характер. Роберт Шуман представил план для этого еще в мае 1951 года. В результате этого мы отмечаем День Европы 9 мая как час рождения Европы, который положил начало периоду мира, продолжающемуся и по сей день. В последующие годы слияние постепенно превратилось в организацию, которая обеспечивает высокий уровень социальной безопасности и процветания для своих граждан. По мере роста уровня жизни также росли усилия ЕС по расширению социальных прав. Больше внимания уделялось продвижению демократии, прав человека и гражданского общества, а также борьбе с дискриминацией.
Несмотря на периоды стагнации и кризисов, сегодня в ЕС реализованы многие моменты, сформулированные в качестве цели и видения в период становления пятидесятых годов.
При этом расширение и расширение юрисдикций и плотности интеграции постоянно изменяли историю ЕС. За несколько этапов число членов выросло с шести до 28 штатов. С выходом Великобритании в настоящее время остаются 27 государств-членов.
То, как функционирует сегодняшний ЕС, можно понять только в том случае, если мы узнаем о его возникновении и развитии – его становлении. Только если углубиться в мотивы процесса европейской интеграции, центральных, отнюдь не прямолинейных шагов развития ЕС (зафиксированных в европейских договорах), можно понять историю Европейского Союза в ее динамике.
Целевое конечное состояние Европейского союза государств всегда было и остается спорным и далеко не определено. Точно так же, как в 1980-х годах было предсказуемо широкое расширение ЕС за пределы государств Центральной Европы до 28 стран, в начале 21-го века можно было предсказать, что прогрессирующая интеграция однажды будет прервана выходом отдельных государств.
Европейский Союз в его нынешнем виде отмечает свое 30-летие в 2022 году. Маастрихтский договор-также „Договор о Европейском Союзе " - был принят 7 февраля 1992 года. Он стал вехой в европейской интеграции. Благодаря ему Европейское сообщество превратилось в политический союз. В Договоре было указано, в какой форме страны намерены сотрудничать в будущем, а также какие права и обязанности у отдельных членов.
Последующий текст взят из тетради "Европа в классе„из серии" Политика и обучение " и был подготовлен онлайн-редакцией для Интернета.
Под углублением понимается постепенное расширение экономического и политического сотрудничества между государствами-членами ЕС. Нынешний Европейский союз - это союз государств, то есть тесное соединение государств, которые, хотя и остаются суверенными, но предоставляют территориальные права на договорной основе. Исходя из этого, ЕС, также известный как наднациональная (надгосударственная) организация, осуществляет общественное насилие. Зона свободной торговли превратилась в политическое сообщество, юрисдикция которого также относится к удаленным от экономики районам.
Нынешний ЕС постепенно эволюционировал от своих предшественников, от Европейского сообщества по углю и стали (EGK) 1951 года, Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 года и Европейского сообщества (ЕС) 1967 года.
Таким образом, сообщество превратилось из организации по контролю за военными отраслями Германии, а именно угольной и сталелитейной промышленностью, в всеобъемлющий таможенный союз и, в конечном итоге, в полный внутренний рынок.
Основные первоначальные мотивы европейской интеграции-установление мира между государствами-членами после двух разрушительных мировых войн и продвижение экономического строительства охваченной войной Европы-оправдались.
Внутренний рынок, введенный в 1993 году, включает в себя так называемые четыре свободы в соответствии с Единым европейским актом 1986 года, то есть не только товары, но и люди, капитал и услуги могут свободно и без ограничений преодолевать прежние границы. С 1999 года эти свободы были дополнены общей валютой, евро, но не все государства-члены участвуют в этом.
Обозначение сообщества как Европейского Союза произошло с вступлением в силу Маастрихтского договора 1993 года. Изменение названия указывает на то, что цели и задачи ЕС были дополнены, и экономическое сообщество превратилось в федерацию государств с обширными компетенциями, в которой европейские законы (политики и правила) применяются во всех штатах – без согласования с ними в парламентах государств-членов. ЕС обладает полномочиями в области „Общей внешней политики и политики безопасности“ (GASP), а также внутренней и судебной политики в дополнение к своим экономическим обязанностям с момента заключения Маастрихтского договора.
Однако в этих двух областях политические решения принимаются преимущественно межправительственными, а не наднациональными.
Межправительственные и наднациональные решения
Межправительственные решения возникают в результате переговоров между правительствами государств ЕС и являются обязательными только в том случае, если они признаны всеми странами-членами.
Наднациональные решения ЕС возникают в европейских институтах-по сути, в треугольнике парламента, комиссии и Совета министров – и являются непосредственно обязательными для всех государств-членов. Наднациональные решения относятся к тем темам, которые члены передали ЕС в европейских договорах, то есть, прежде всего, к правилам Европейского экономического порядка.
Действующий в настоящее время европейский контракт был принят в столице Португалии Лиссабоне в 2007 году. Лиссабонский договор передал ЕС дополнительные полномочия, такие как политика в области климата, и укрепил общую внешнюю политику и политику безопасности, например, введя должность „министра иностранных дел ЕС“.
Но самое главное, были проведены некоторые институциональные реформы, которые должны были сделать принятие решений в ЕС более демократичным и эффективным. Это включало, в частности, укрепление Европейского парламента, который теперь является равноправным законодательным органом наряду с Советом министров, введение Европейской гражданской инициативы, которая позволяет гражданам стимулировать законодательные инициативы, отход от принципа единодушия в пользу решений большинства в Совете министров, а также создание должности председателя Европейского совета.
Учитывая все более громкую критику ЕС в последние годы, похоже, пришло время разработать новые идеи и видения для Европы будущего.
Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательской способности валюты) и 6,4% населения мира. Европейский Союз представляет собой наиболее развитую интеграционную группу в мире. Европейский Союз насчитывает ныне в своем составе 27 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группы, что отражало её эволюцию .
Создание Европейского Союза имело целью положить конец многочисленным кровопролитным войнам между соседними странами, которые начались во время Второй мировой войны. С 1950 года Европейское сообщество по углю и стали начинает экономическое и политическое объединение европейских стран для обеспечения прочного мира. Шесть стран-основателей - Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды. 1950-е годы ознаменовались холодной войной между Востоком и Западом. В 1956 году в Венгрии вспыхивают протесты, подавленные советскими танками. В соответствии с Римским договором, подписанным в 1957 году, создается Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - Общий рынок.
1960-е годы обеспечивают хорошие условия для экономики; одним из факторов этого является отмена тарифов на торговлю между государствами-членами ЕС. Кроме того, решено совместно организовать сельскохозяйственное производство, чтобы обеспечить всех граждан достаточным количеством продовольствия; вскоре даже возникнет избыток сельскохозяйственной продукции. Студенческие беспорядки в мае 1968 года вошли в историю, и многие изменения в обществе и поведении связаны с так называемым „поколением 68-х годов“.
1 Января 1973 года Дания, Ирландия и Великобритания станут государствами-членами Европейского Союза; в настоящее время в ЕС девять государств-членов. Короткая, но жестокая арабо-израильская война в октябре 1973 года спровоцировала энергетический кризис, который ослабляет европейскую экономику. С падением режима португальского Салазара в 1974 году и смертью испанского генерала Франко в 1975 году период правых диктатур в Европе заканчивается. В рамках региональной политики ЕС большие суммы выделяются более бедным районам для создания инфраструктуры и создания рабочих мест. Европейский парламент получает большее влияние на политику ЕС; в 1979 году все граждане впервые могут напрямую избирать своих представителей в парламенте. В 1970-х годах меры по борьбе с загрязнением усиливаются ЕС принимает правила защиты окружающей среды и вводит принцип причинности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьева Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 6. С. 98-119.
2. Ананьева Е.В. Прогноз для Великобритании в условиях Brexit// Глобальный прогноз РСМД 2019–2024: сборник // Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2019, с 56-62.
3. Антропова С.Ю. БРЕКСИТ: Закономерная случайность// Власть. 2019. №1. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.https://cyberleninka.ru/article/n/breksit- zakonomernaya-sluchatnost
4. Благовещенский. Британский евроскептицизм: Определение и основные факторы//АПЕ. 2019.№1. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru/article/n/britanskiy-evroskeptitsism- opredelenie-i-osnovnye-factory (дата обращения: 18.05.2022).
5. Бажан. «Возможен ли крах экономики Британии после брекзита?»// Аналитическая записка №45. 2018. №141.
6. Благовещенский Р.И. Итоги референдума в Великобритании: причины победы евроскептиков // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. № 2. С. 105-133
7. Воробьева Л.М. (2016) Британский выбор: с Европой, но вне ЕС // Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6(39). С. 38-62
8. Грачев М.Н., Евстифеев Р.В. Концепт «разрушения правды» в условиях цифрового общества (аналитический обзор) // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 229-248.
9. Громыко А. «Новый популизм» и становление постбиполярного мирового порядка // Современная Европа. 2016.№ 6(72). С. 5-10.
10. Евросоюз на перекрестке внутренних и внешних вызовов (аналитический доклад РИСИ) // Проблемы национальной стратегии. 2018.№ 5(50). С. 13-53
11. Васильев В. Правый популизм в Германии: тревожная тенденция // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2017. № 1 (324). С. 47–65.
12. Грибовкий В. «Альтернатива для Германии»: внешнеполитические позиции // Современная Европа. 2018. № 2 (81). С. 115–119.
13. Громыко А. А. «Новый популизм» и становление постбиполярного мирового порядка // Современная Европа. 2016. № 6 (72). С. 5–10.
14. Гурков А. 6 важнейших «альтернатив» для Германии от партии АдГ. [Электронный ресурс]: «Deutsche Welle». Режим доступа: https://www.dw.com/ru/6-важнейших-альтернатив-для-германии-от-партии-адг/a-19230124 (дата обращения: 02.05.2016).
15. Ивальди Ж. Испытание Евросоюза в кризисные времена: Национальный фронт и политика евроскептицизма во Франции /Султанов Р. Р. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2019. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. № 2. С. 95–101.
16. Козявина Ю. Г. Основные проблемы политической идеологии современного французского национализма в дискурсе публичных выступлений Марин Ле Пен // Панорама. 2015. Т. 17;
17. Любин В. П. Беппе Грилло и «Движение пяти звезд» как феномен итальянской политики // Италия в начале XXI века Сборник статей по итогам конференции (ИМЭМО РАН, 1 декабря 2014 года). 2015. С. 43–51.
18. Хорольская М. В. Усиление правого популизма в ЕС (на примере партии Альтернатива для Германии) // сборник «Будущее Европы: глобальные вызовы и возможные ответы». 2018. С. 42–48.
19. Шибкова М. О. Современный евроскептицизм как вызов европейской солидарности // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 6 (51). С. 31–41;
20. Шибкова М. О. Стратегический евроскептицизм «Движения пяти звезд» // «Современная Италия: старые проблемы, новые вызовы» Доклады Института Европы. 2018. № 349. С. 40–48.
21. Худолей К., Еремина Н. Брекзит: новый «старый» выбор Великобритании // Современная Европа. 2017. № 3(75). С. 28-36
22. Шибкова М.О. Идеологический и стратегический евроскептицизм в политической жизни Евросоюза // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 4 (25). С. 13-24.
23. Шибкова М.О. Современный евроскептицизм как вызов европейской солидарности // Вестник МГИМО. 2016. № 6 (51). С. 31-41.
24. Якунин В. И. Феномен евроскептицизма в контексте электоральных процессов современной Европы // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 106–121.
25. Bergmann E. Populism and the Politics of Misinformation // Sa-fundi, 2020. vol. 21, no 3, pp. 251-265.
26. Bhambra G.K. Brexit, Trump, and 'Methodological Whiteness': On the Mis-recognition of Race and Class // The British Journal of Sociology, 2017, vol. 68, no 1, pp. 214-232.
27. Brubaker R. Between Nationalism and Civilizationism: The European Populist Moment in Comparative Perspective // Ethnic and Racial Studies, 2017, vol. 40, no 8, pp. 1191-1226.
28. Boris Johnson, BORIS JOHNSON’S BREXIT SPEECH. [Электронный ресурс]: Youtube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=V-LEkBnyn5A (дата обращения: 14.04.2022).
29. Boris Johnson, BREXIT DEAL SPEECH IN THE PARLIAMENT. [Электронный ресурс]: Conservatives.com. Режим доступа: https://www.conservatives.com/sharethefacts/2019/10/pm-brexit-deal-speech (дата обращения: 14.04.2022).
30. Boris Johnson, BREXIT FREES US TO BUILD A TRULY GLOBAL BRITAIN. [Электронный ресурс]: «The Telegraph». Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/opinion/2016/07/16/brexit-frees-us-to-build-a-truly-global-britain/ (дата обращения: 14.04.2022).
31. Boris Johnson, MY VISION FOR A BOLD, THRIVING BRITAIN ENABLED BY BREXIT. [Электронный ресурс]: «The Telegraph». Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/politics/2017/09/15/boris-johnson-vision-bold-thriving-britain-enabled-brexit/ (дата обращения: 15.09.2022).
32. Boris Johnson, YOU MUST VOTE TO LEAVE THE EU OR WAKE UP WITH THE WORST HANGOVER IN HISTORY. [Электронный ресурс]: «The Telegraph». Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2016/06/05/you-must-vote-to-leave-the-eu-or-wake-up-with-the-worst-hangover/ (дата обращения: 14.04.2022).
33. Boris Johnson, TORY CANDIDATES NEED A PLAN FOR BREXIT- HERE'S MINE IN 5 POINTS. [Электронный ресурс]: «The Telegraph». Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2016/07/03/tory-candidates-need-a-plan-for-brexit---heres-mine-in-5-points/ (дата обращения: 14.04.2022).
34. Boris Johnson, WHEN IT COMES TO THE SINGLE MARKET, YOU DON’T HAVE TO BE IN IT TO WIN IT. [Электронный ресурс]: «The Telegraph». Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk (дата обращения: 14.04.2022).
35. Marine Le Pen, 144 engagements présidentiels. «Engagements présidentiels Marine 2017», 2017. Movimento 5 Stelle, Europee 2014: il Programma. [Электронный ресурс]: beppegrillo.it. Режим доступа: http://www.beppegrillo.it/programma-a-5-stelle/ (дата обращения: 14.04.2022).
36. Nigel Farage, Nigel Farage unveils 600 Brexit candidates to stand in general election. [Электронный ресурс]: Youtube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=apSJIyPzZ9o (дата обращения: 14.04.2022).
37. Rudabah Abbass Kermani, Italy's 5-Star Movement and League publish anti-austerity government programme. [Электронный ресурс]: «France 24». Режим доступа: https://www.france24.com/en/20180518-italy-5-star-movement-league-publish-anti-austerity-government-programme (дата обращения: 14.04.2022).
38. Vote Leave's targeted Brexit ads released by Facebook. [Электронный ресурс]: «BBC News». Режим доступа: https://www.bbc.com/news/uk-politics-44966969 (дата обращения: 14.04.2022).
39. Crozier A.J. British Excep-tionalism: Pride and Prejudice and Brex-it // International Economics and Economic Policy, 2020, vol. 17, pp. 635-658.
40. De Cleen B., Stavrakakis Y. Distinctions and Articulations: A Discourse Theoretical Framework for the Study of Populism and Nationalism // Javnost -The Public, 2017, vol. 24, no 4, pp. 301-319.
41. Della Sala V. Europe's Odyssey? Political Myth and the European Union // Nations and Nationalism, 2016, vol. 22, no 3, pp. 524-541.
42. Dobreva D., Grinnell D., Innes M. Prophets and Loss: How "Soft Facts" on Social Media Influenced the Brexit Campaign and Social Reactions to the Murder of Jo Cox MP // Policy & Internet, 2020 vol. 12, no 2, pp. 144 -164
43. Eaton M.0. Duelling Commonwealth Family of Nations Metaphors and Britain's Post-Brexit Global Identity // International Journal of Politics, Culture, and Society, 2020, vol. 33, pp. 283-307.
44. Eaton M.0. 'We Are All Children Of The Commonwealth': Political Myth, Metaphor and the Transnational Commonwealth 'Family of Nations' in Brexit Discourse // British Politics, 2020, vol. 15, pp. 326-348.