Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования происходит много изменений. Главным образом, об этом свидетельствует Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования второго поколения. Данный стандарт опирается на личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Исходя из этого, основная задача школы – развитие ученика как личности, которая свободно владеет языком как средством общения, как личности, способной осознавать эстетическую и культурную ценность родного языка и стремящейся к развитию речи и к речевому самосовершенствованию.
Исходя из принципа индивидуализации обучения каждый урок должен планироваться таким образом, чтобы учитывались способности, возможности и потребности каждого учащегося. Кроме этого, необходимо помнить, что в процессе обучения ученик также является субъектом, как и преподаватель.
Сегодня основная цель системы образования – воспитание личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей и потребностей, способной на ответственный выбор в жизненных ситуациях и готовой к восприятию нового опыта. Для этого необходимо научить ученика решать прежде всего языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах, то есть, стремиться к тому, чтобы у него сформировать коммуникативную компетенцию.
Это является причиной того, что изучение русского языка в школе занимает главное место. Русский язык, как и любой другой обладает следующими функциями:
1)Является средством общения;
2)Является средством, способствующим оформлять и выражать мысли;
3)Является средством, с помощью которого человек выражает свои эмоции.
Практическая, языковая и речевая грамотность ученика – это главная
цель обучения русскому языку в школе. При этом основной дидактической единицей, которая соединяет деятельность учащегося при разработке речевого развития и навыков письма является текст [12, с.16 ]. Главным образом на уроках русского языка и литературы формируются навыки понимания и создания текстов.
Изучение текстов при традиционном методе обучения вело к овладению языковыми средствами, при современном же методе, кроме этого, добавляется еще одна задача – развить у ученика способность создавать тексты.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что текст как дидактическая единица является средством, которое позволяет создавать на уроках не только обучающую, но и развивающую языковую среду. Работа с текстом осуществляет функциональный подход при изучении лексики русского языка, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного и культурного воспитания учеников, для развития творческих способностей [8,с.9]. Поэтому в современной системе обучения русскому языку принцип текстоцентризма является одним из основных, а тексты – важнейшие дидактические единицы обучения русскому языку.
Цель исследования – изучение форм, методов и методических приемов, которые позволяют учителю оптимизировать работу с текстом на уроках русского языка.
В связи с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1) Изучение литературы по данному вопросу;
2) Анализ опыта, представленный в педагогической литературе по теме исследования и теоретический обзор;
3) Подборка текстового материала для практической работы и рекомендации учителю по его использованию в практической деятельности.
Объект исследования – текстоцентрический принцип.
Предмет исследования – текстоцентрический принцип на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: реализация текстоцентрического принципа на уроках русского языка способствует развитию языковой и коммуникативной компетенции.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП ТЕКСТОЦЕНТРИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Теоретические основы текстоцентрического принципа
Принцип текстоцентризма или, другими словами, изучения языка на текстовой основе означает принцип признания текста в качестве важнейшей дидактической единицы при обучении учащихся русскому языку.
Современные учебники уделяют большое внимание тексту как единице учебного материала. «Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены ещё в XIX веке классиками методики преподавания русского языка: К.Д. Ушинским, Ф.И. Буслаевым и др. Так, Ф.И. Буслаев считал основой филологического образования внимание к текстам изящной словесности (т.е. художественной литературы)» [6,с.37].
Согласно Ф.И. Буслаеву основным текстовым материалом стали выдержки из художественных произведений, из которых выбирались отрывки для упражнений, изложений и диктантов. При таком подходе преследовались не только обучающие цели, но и воспитательные, а также эстетические, развивающие нравственные чувства и культуру учеников. Эти же цели преследуются и в современной школе.
Начало разработке принципу текстоцентричности при обучении русскому языку было положено в 60-70 годы прошлого столетия Т.А. Ладыженской, которая в понятие связной речи включила не только речевую деятельность, но и результат коммуникации и текст [4, с. 18].
С того времени текст становится предметом исследования, а также дидактической единицей обучения языку и речи. Например, при обучении построения текста рассуждения-доказательства, ученик распознает особенности этого типа текста, развивает предметные и коммуникативные умения [7, с.40]. Тексты, используемые при изучении русского языка в школе утверждаются в программах, учебниках и школьной практике.
Текстоцентрический принцип реализуется в следующих направлениях:
1)Текст это средство познания языка как полифункционального явления;
2)Текст это средство приобщения к культуре;
3)Изучение русского языка формируется на основе текста как дидактической единицы, на основе которой осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений и лингвистических понятий;
4)Текст является речевым произведением, то есть результатом использования языка;
5) Текст является основным средством овладения устной и письменной формой речи, а также речевой деятельностью в видах: чтение, понимание, говорение, письмо. На базе текста формируется коммуникативная компетенция;
6)Текст позволяет создавать и распознавать ситуации, на базе которых строится реальное общение [2 , с.35].
Методика анализа текста активно разрабатывается многими отечественными авторами: Н. А. Ипполитовым, С.И. Львовым, Е.С. Антоновым, Т.М. Воителевым, Т.М. Пахновым и др. [13, с. 11].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986.
2.Болотнова, Нина Сергеевна. Коммуникативная стилистика текста - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009.
3.Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
4.Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Филол. образование" и специальности "Рус. яз. и лит." - М. : Дрофа, 2006.
5.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.
6.Зарубина Наталия Дмитриевна. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н. Д. Зарубина. - М. : Рус. яз., 1981. - 113 с.
7.Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.
8.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1975. – 255 с.
9.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
10.Лосева Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева – М.: Просвещение, 1980.
11.Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000.
12.Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. - М., 1991.
13.Москальская О.И. Грамматика текста.-М.: Академия, 1980.
14.Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева . - М.: Академия, 2013.
15.Текст на уроках русского языка: Сборник научно-методических
статей / Ред. М.Р. Шумарина — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
16.Литвинко Ф.М. Текст: содержание обучения в школе // Рус. язык и лит. - 2002. - № 1.
17.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.,1984.
18.Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку : пособие для учителей / Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1973.
19.Федоренко Л.П. Практикум по орфографии и пунктуации.- М., Просвещение, 1979.
20.Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — Волгоград: Перемена, 2002 .