Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На симпозиуме, который был посвящён важной программе Совета Европы, состоявшемся в 1996 году в Берне, был поднят вопрос о том, что для реформирования образования очень важно определить ключевые компетенции, которыми должны обладать студенты и школьники, как для успешной учёбы, работы, так и для дальнейшего получения высшего образования. В том же контексте в России в 2001 году в документе "Стратегия модернизации содержания общего образования" сформулированы основные положения компетентного подхода в учебном образовании, концепция которого в разделе "компетенции" относится к "знаниям и навыкам" [12].
Актуальность темы данной курсовой работы. Способность предмета, который является целью преподавания русского языка в школе, то есть преподавания грамматики лингвистического и родного языка, которая изложена в новых программах и учебниках для основных средних школ будет предоставлять именно большие возможности для языкового и умственного развития учащихся. При этом насыщая, а также обогащая их знания и основные законы и правила языковой системы, применяя морфологические и синтаксические средства выражения всех мыслей. Что определённо способствует развитию логического мышления школьников, а также становится основой для формирования практических речевых и орфографических навыков.
На основе анализа соответствующей методической литературы и изучения опыта преподавания русского языка была установлена необходимость поиска оптимальных условий для развития языка учащихся.
Что потребовало разрешения ряда объективных противоречий между реализацией проблемы формирования языковых способностей учащихся в процессе обучения и между:
1.Разработку именно такой учебной литературы по теоретическим основам компетентного обучения, чтобы исключить её неадекватное применение в школах с лингводидактикой.
2.Применять требования именно к языковой подготовке учащихся. Потому, что иногда и качество всего образовательного процесса не всегда соответствует данным требованиям стандартов.
Следовательно, решая все основные противоречия между всеми требованиями образовательных стандартов в обучении по русскому языку и уровнем всей языковой подготовки учащихся всегда будет отсутствовать именно те условия, которые должны обеспечивать данное обучения. Также теоретически данная проблема для разработки таких моделей языковых и лингвистических компетенций, которые просто необходимы для обучения учащихся синтаксическим нормам, но, и для создания методов и способов для формирования языковых компетенций.
Цель данной курсовой работы - изучить на практике применение проблемного метода. Когда, здесь, происходит процесс формирования языковой и лингвистической компетенции.
Задачи данной курсовой работы:
1.Определить уровень необходимых языковых компетенций учащихся при усвоении учебных материалов.
2.Определить наиболее важные методы поведения для формирования языковых и лингвистических компетенций.
3.Разработать систему формирования языковых и лингвистических компетенций, которая включает в себя овладение поведенческими методами различения языковых явлений во всём процессе обучения учащихся.
Объект данной курсовой работы – изучения проблемного метода в процессе формирования на уроках русского языка в классе.
Предмет данной курсовой работы – процесс формирования языковой и лингвистической компетентности.
Основные методы – анализ литературы, применение практических и методических материалов.
Гипотеза исследования.
Существующая система обучения языковой и лингвистической компетенции не всегда полностью решает все задачи для формирования определённых навыков учеников при грамотном и правильном применении всех полученных знаний. На практике выделяют следующие задачи:
- изучить классификацию языковых и лингвистических компетенций;
- выявлять все особенности определения переменных;
- корреляция необходимости применения учащимися деятельностного подхода, для важной оценки компетенций.
Поэтому в структуре и элементах обучения учащихся должны присутствовать и учитываться следующие аспекты:
- способности учащегося;
- определённые особенности изучаемых компетенций;
- дидактические материалы (тексты);
- аналитические оценки.
И, только тогда будет применение метода для формирования языковой и лингвистической компетенции правильными, грамотными и самыми верными.
1. Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
1.1 Компетентностно – деятельностный подход к обучению школьников
Предпочтительным направлением начального общего образования является формирование общих академических способностей и умений, уровень их развития во многом определяет успех дальнейшего образования. Основным результатом обучения является активное как достижение учащимся нового уровня развития, основанного на овладении как универсальными способами действия, так и методами, специфичными для изучаемого предмета. Это особенность нового стандарта. Реализация этой функции в образовательном процессе требует новой организации, основанной на плане совместной деятельности преподавателей и учащихся.
По мнению Яковлевой Н. О. деятельностный подход позволяет рассматривать основные составляющие деятельности учителя и его учеников с единой методологической позиции, тем самым раскрывая характер их взаимодействия. Можно изучать специфические особенности деятельности всех участников образовательного процесса через проекцию общие концептуальные положения теории деятельности в образовательной области.
В обязательном порядке рассматривают образовательную деятельность как интегративные характеристики сотрудничества учителя и ученика; обязательство признавать специально подобранные виды деятельности наиболее важным фактором, формирующим развитие личности ученика; определение образовательного процесса как непрерывного изменения в различных видах деятельности; построение образовательных процессов в соответствии с компонентами деятельности учащегося"[14, с. 45].
Деятельностный подход к обучению - это:
1. Наличие познавательных мотивов ребенка (желание учиться, открывать и учиться) и конкретных образовательных целей (понять и освоить то, что именно нужно знать).
2.Учащиеся выполняют определенные действия для приобретения недостающих знаний.
3.Выявление и овладение учащимися поведенческими методами, которые позволяют им сознательно применять полученные знания.
4. Формирование способности учащихся контролировать свое поведение - как после их завершения, так и во время.
5. Включение учебного контента в контекст решения важных жизненных задач.
Традиционный подход к определению целей образования фокусируется на объеме знаний. С точки зрения такого подхода, чем больше знаний приобретает студент, тем лучше и выше его уровень образования. Однако уровень образования определяется не объемом знаний, а их энциклопедичностью, особенно в современных условиях.
С точки зрения компетентностного подхода уровень образования определяется способностью решать задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает сосредоточение внимания на формировании общих академических способностей, развитии независимости учебной деятельности от знаний, навыков и умений предмета как основной цели обучения.
Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни являются умение решать проблемы (задачи), умение общаться и получать информацию.
Компетентностный подход не отрицает важности знаний, но фокусируется на умении использовать полученные знания. Важная способность, связанная со школьным образованием, понимается как способность ученика действовать самостоятельно в ситуациях неопределенности, при решении связанных с этим проблем. Компетенции - [9].
Проблемный метод - это не образовательная технология, как один из методов или подходу к образованию, но, в зависимости от уровня ее компонентов она служит различным целям и может быть органично применена к множеству существующих образовательных технологий [8].
Языковая способность - это способность действовать в соответствии с нормами русского литературного языка и правилами лингвокультуры [6, с.32].
Каждый культурный человек должен быть знаком с различными словарями и справочниками по русскому языку и уметь пользоваться ими в случае сомнений.
Компетентный подход, который вступает в силу в современных школах, отражает потребность общества в подготовке людей, способных не только применять знания, но, и применять знания на практике.
Компетентность – это такая сознательная способность человека применять свои знания и навыки для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
Способность - это общее понятие, которое состоит из индивидуальных компетенций.
Именно сточки зрения М. В. Челышкова:
Способность трактуется, как неотъемлемая характеристика, которая выделяется в спектр индивидуальных способностей [6, с.12].
Для того, чтобы учащийся смог в полной мере овладеть вышеперечисленными способностями, необходимо с первых дней пребывания в школе начать целенаправленную и системную работу, направленную на выявление творческих инициатив по развитию устной и письменной речи учащихся и пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход. - М.: Кнорус, 2017.185с.
2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования навыков и умений // Русский язык в школе. - 2013 - № 3. – 39с.
3. Божович Е.Д. О функциях чувства языка при решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопр. психол. 1988. № 4.78с.
4. Божович Е.Д. Негативные стереотипы образовательного опыта и возможности их преодоления (на материале русского языка) // М., 1995. 79с.
5 . Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в обучении родному языку // Русский язык в школе. 2016. - № 1. – 9с.
6. Быстрова Е.А. Грамотный носитель языка // Национальное образование. 2018. №5.
7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2014. 546с.
8. Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языков. М., 2019.451с.
9. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, - 2016. 415с.
10. Воителева Т.М. Теория и методика преподавания русского языка. - М.: Дрофа, 2016. – 229с.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Ибр. психол. вып. М., 1999.415с.
12. Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. т. 1. М., 1982. 131с
13.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2016. 411с.
14. Зиновьева Т.И., Курылгина О.Е. Практические занятия по методике преподавания русского языка. Москва, 2017.69с.
15.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии, 2014. № 5. 41с.
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и генерация речевого высказывания. М., 1969. 154с.
17. Методика преподавания русского языка в школе. Под редакцией М.Т. Баранова. М., 2016.312с.
18. Печенева Т.А. Коммуникативность как мотивационный компонент процесса преподавания русского языка в школе // № 1, 2012. 51с.
19. Распопов И.П. Структура простого предложения в современном русском языке. М., 1970. 231с.
20. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.165с
21. URL:abilities:http://olenka68.blogspot.ru/2013/01/blog-post_4853.html (дата обращения 01.04.2022)
22.URL:http://olenka68.blogspot.ru/2013/01/blog-post_4853.html (дата обращения 03.04.2022)