Фрагмент для ознакомления
2
Бокс – контактный вид спорта, кулачный бой, в котором спортсмены по определенным правилам наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Достижение высоких спортивных результатов определяется не только генетической заданностью спортсмена, но и эффективным построением учебно-тренировочного процесса.
Проблема подготовки юных спортсменов всегда являлась одной из важнейших в практическом отношении и одной из наиболее сложных в теоретическом отношении. Сложность такой проблемы определяется многофакторностью компонентов, определяющих спортивную подготовку юных спортсменов. Особенно сложно решать такие задачи в таком виде спорта как бокс, в котором взаимовлияние физических и психических факторов определяется двигательной сложностью, тактической непредсказуемостью и высоким эмоциональным напряжением деятельности.
В боксе, как и в других видах спорта, основу основ создает начальный этап занятий. Анализ выступлений на спортивных аренах великих боксеров свидетельствует, что отличительной чертой их достижений является точная и отработанная техника боксерских движений и хорошее боксерское мышление, позволяющие в доли секунды принимать единственно правильное решение. Однако откровенный брак в ударах, отсутствие защитных действий и неумение двигаться по рингу присутствуют на соревнованиях даже самого высокого уровня у основной массы боксеров [13]. Это говорит о том, что в процессе спортивной подготовки недостаточно внимания уделялось не только технико-тактической подготовленности боксеров, но и их физическому развитию. Не была заложена школа начинающего боксера, которую в дальнейшем было бы сложно восполнить.
Современный бокс предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Ведущим боксерам приходится участвовать подряд в двух турнирах (с перерывом в 3-4 недели) и провести 8-9 напряженных боев. Многие выдающиеся боксеры нашей страны своими спортивными успехами обязаны, прежде всего, разносторонней физической подготовке, в которой немалую роль сыграли занятия и другими видами спорта. Недооценка физической подготовки приводит к «однобокому» развитию и, неизбежно – к неустойчивым спортивным результатам, прекращению со временем спортивного роста.
Одним из резервов повышения технико-тактического мастерства юных и квалифицированных спортсменов является «проработка» координационного фактора [6].
Таким образом, актуальность данного исследования определяется, прежде всего, потребностью теории и практики в научно обоснованной системе развития координационных способностей боксеров на начальном этапе обучения.
Среди специально-подготовительных упражнений в боксе почти нет таких, которые имели бы только одно назначение: каждое упражнение имеет главную направленность, но имеет прямую связь с другими элементами техники, и тем самым способствует развитию ряда других качеств. Например, упражнения в ударах по мешку развивают скорость и силу удара, длительное же и частое нанесение ударов способствует развитию специальной выносливости; перебрасывание набивного мяча в определенном темпе вырабатывает не только координацию и точность, но и мышечное чувство в бросках на определенное расстояние, выносливость и т. д.
Актуальность данной темы состоит в том, что существует необходимость поиска новых путей и методик физического развития спортсменов для достижения высоких спортивных результатов в современном боксе. В данной работе мы хотим рассмотреть эффективность воздействия специальных упражнений на развитие координационных способностей боксеров на начальном этапе подготовки.
Цель исследования – теоретически обосновать использование специальных упражнений как средства развития координационных способностей боксеров на начальном этапе подготовки.
Объект исследования – процесс начальной подготовки боксеров.
Предмет исследования – специальные упражнения как средство развития координационных способностей боксеров на начальном этапе подготовки.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности построения начального этапа подготовки юных боксеров;
2. Описать анатомо-физиологические особенности юных боксеров;
3. Выявить важность развития координационных способностей у юных боксеров;
4. Описать особенности построения тренировочного процесса по боксу на этапе начальной подготовки;
5. Предложить программу развития координационных способностей на этапе начальной подготовке по боксу.
Методами исследования являются: анализ литературы по теме исследования, сравнение, синтез, обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации этапа начальной подготовки боксеров
1.1 Анализ особенностей этапа начальной подготовки боксеров
В прошлом ранняя специализация считалась одним из способов реального достижения высоких спортивных показателей, то есть у детей пытались с первых шагов определить специализацию и начать подготовку к ней. Иногда такой подход оправдан и может дать высокие результаты. Однако иногда юные спортсмены достигали высоких показателей, при этом у них отставало общее физическое развитие, что приводило к смене высоких спортивных результатов застоем. Это дало повод тренерам, врачам, физиологам и ученым под другим углом посмотреть на раннюю узкую специализацию и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов. Этап начальной подготовки один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако именно здесь, как ни на каком другом этапе подготовки, есть тонкий момент, когда можно перегрузить неокрепший детский организм, который развивается неравномерно, скачкообразно, в результате чего проявляется отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.
В последние годы становится все больше приверженцев той точки зрения, что уже на этапе начальной подготовки, наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, необходимых для эффективных занятий боксом.
Единство общей и специальной подготовки достигается тем, что на этапе начальной подготовки на первый план выдвигается разносторонняя физическая подготовка, одновременно целенаправленно развиваются те физические качества, которые учитывают подготовку спортсмена – подбираются комплексы упражнений и игр, тренировочных заданий.
Основные задачи этапа начальной подготовки боксеров являются: улучшение состояния здоровья и разностороннее физическое развитие спортсменов; плавный переход к специализации в избранном виде спорта; изучение основ техники бокса; проведение многоборной подготовки с целью роста уровня общей физической подготовки; выделение из общей массы занимающихся наиболее одаренных и перспективных с точки зрения бокса спортсменов с целью дальнейшего их развития.
Малая степень адаптации к физическим нагрузкам, особенности физического развития, связанные с возрастом спортсменов, в общем недостаточный объем двигательных навыков – все это является в совокупности факторами, ограничивающими нагрузку.
К основным средствам подготовки на начальном этапе относятся: стандартные общеразвивающие упражнения; всевозможные подвижные игры и упражнения, выполняемые в игровой форме; комплексы скоростно-силовых упражнений; введение в школу техники бокса; акробатические элементы и самостраховка (различные кувырки, повороты, кульбиты и т.д.); прыжковые упражнения; метание снарядов, набивных мячей, теннисных мячей и пр.; гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом) [5].
К основным методам выполнения упражнений на начальном этапе подготовки относят: игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян А.О., Новиков А.А. Анализ характеристик соревновательной деятельности как фактор построения тренировочного процесса в единоборствах. М.: ВНИИФК, 1985. 18 с.
2. Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Харьков: Основа, 2013. 244 с.
3. Атилов А.А. Современный бокс. Ростов-н/Д: Феникс, 2013. 640 с.
4. Белобородов Н.П. Бокс. Техника и тактика. Практическое пособие. М.: Спорт-Принт, 2015. 352 с.
5. Вашляев Б.Ф., Вашляева И.Р. Особенности тренировки юных спортсменов (биологические аспекты) // Педагогическое образование в России. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trenirovki-yunyhsportsmenov-biologicheskie-aspekty (дата обращения 04.04.2022).
6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев: Олимпийская литература, 2012. 295 с.
7. Гаськов А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах. Улан-Удэ: Изд. БГУ, 1998. 133 с.
8. Гаськов А.В. Методологические основы построения эффективных моделей тренировочной деятельности боксеров. Красноярск: Сиб. Гос.аэрокосмич.ун-т, 2011. 108 с.
9. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Вышейшая школа, 1985. 256 с.
10. Дегтярев И.П., Мартиросов Э.Г., Кийзбаев М.С. Совершенствование специальной физической подготовленности боксеров-юношей с учетом весовых категорий //Бокс: Ежегодник. – М.: ФиС, 1984 – с.21-22.
11. Ермаков В.А. Подвижные игры для направленного развития двигательных способностей: Учебное пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 128 с.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт. 2012. 199 с.
13. Кагалик П. Уроки бокса для начинающих. М.: Феникс, 2016. 272 с.
14. Качурин А.И. Бокс в системе физической культуры студента. М.: ФиС, 2016. 344 с.
15. Коба В.Д. Характеристика физической подготовленности юных боксеров 10-14 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2012. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-fizicheskoy-podgotovlennosti-yunyhbokserov-10-14-let (дата обращения 04.04.2022).
16. Кофман Л.Б. Детско-юношеский спорт и физическое воспитание молодёжи. М.: Терра Спорт, 2016. 184 с.
17. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Лань. 2005. — 384 с.
18. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: Изд-во «Астрель», 2012. 863 с.
19. Паначев, В.Д. Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза / В.Д. Паначев, А.С. Ощепков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 60 (40). – С. 82-85.
20. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2016. 808 с.
21. Садовский, Е. О концепциях координационой подготовки в единоборствах // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспектива : тез. докл. междунар. конгресса. Москва, 23-28 мая 1998 года. Т. 1. – М. : Физкультура, образование, наука, 1998. – С. 240-241.
22. Санников В. А., Воропаев В. В. Теоретические и методические основы подготовки боксера. М.: Физическая культура, 2016. 130 с.
23. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. Киев: Здоров'я, 2014. 151 с.
24. Соловьев, П.Ю. Влияние технико-тактической подготовки симметричной направленности на эффективность ударов юных боксёров / П.Ю. Соловьев, В.А. Осколков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 10 (56). – С. 77-80.
25. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. М.: Советский спорт, 2001. 432 с.
26. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография. М.: Инсан, 2000. 432 с.
27. Филимонов В.И. Теория и методика бокса. М.: Инсан, 2006. 548 с.
28. Хусяйнов З.М. Сила, быстрота и точность ударов боксеров различных тактических типов и квалификации. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах / под ред. А.Ф. Шарипова и О.Б. Малкова. М.: Физкультура и спорт, 2007. 224 с.
29. Холодов В.С., Кузнецов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. 480 с.