Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что проводимая реформа государственного управления связана не столько с укреплением единства государственной власти, сколько с обеспечением системности и эффективности контрольной и надзорной деятельности. В связи с этим в современных переходных условиях особая актуальность отдается исследованию всех правовых институтов, которые являются необходимыми в формировании демократического, социального, правового государства. В юридической литературе отдается приоритет анализу государственного контроля и надзора как обязательных составных элементов сферы государственного управления.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного контроля и надзора в системе исполнительной власти.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие понятие и виды государственного контроля и надзора в системе исполнительной власти.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие, виды, основные направления, а также процедуру и формы государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- исследование понятия и сущности государственного контроля и надзора;
- рассмотрение видов государственного контроля и надзора в РФ;
- изучение основных направлений государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти;
- исследование процедуры и форм государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти;
- проведение анализа актуальных проблем совершенствования контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика государственного контроля в РФ
1.1. Понятие и сущность государственного контроля и надзора
Контрольная и надзорная деятельность в широком смысле являются самостоятельными автономными государственно-значимыми видами юридической деятельности.
На современном этапе государственный контроль – это деятельность соответствующих органов и их должностных лиц. Данный вид деятельности тесно связан и с иными государственными функциями, он является неотъемлемым элементом функции государственного управления. С другой стороны, сущность контроля состоит в самостоятельной функциональной деятельности органов государства, выражающаяся в сознательной, целенаправленной, положительно организующей деятельности творческого характера.
Сущность контроля состоит в том, что уполномоченные органы и их должностные лица при помощи предусмотренных законом организационно- правовых форм, способов и средств устанавливают, соответствует ли определенная деятельность органов и лиц законодательным положениям, разнообразным требованиям, регламентам, правилам и конкретным задачам; анализируют итоги взаимодействия субъектов управления и управляемых объектов, отклонения от целей их деятельности; принимают меры по пресечению нарушений и привлечению к ответственности нарушителей.
Государственный надзор характеризуется как функция специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неукоснительным соблюдением предписаний законов, других нормативно-правовых актов, которая реализуется по критериям подведомственности определенными органами касаемо конкретных юридических или физических лиц .
Выделяют такие виды надзора – прокурорский и административный. При определении сущности надзора за основу берется прокурорский надзор как вид надзорной деятельности. Данный выбор связан с тем, что он характеризуется как типовая форма юридической деятельности специально созданного органа надзора – прокуратуры. Иные надзорные органы осуществляют надзорную деятельность только по определенным направлениям в пределах своей компетенции, тогда как прокурорский надзор обладает универсальным характером. Основная цель прокурорского надзора – соблюдение Конституции РФ, исполнение законов и законность принимаемых правовых актов.
Наиболее ярко сущность анализируемого прокурорского надзора раскрывается в функциональной составляющей деятельности прокуратуры как надзорного государственного органа. Деятельность прокуратуры ориентирована на обеспечение соблюдения конституционных положений и исполнения законов, предупреждение и пресечение их нарушений, а также принятие мер ответственности к нарушителям.
Сущность какого-либо вида надзора состоит в наблюдении за тем, чтобы определенные органы и лица точно выполняли возложенные на них обязательства, соблюдали установленный законом порядок осуществления поручений и чтобы в случае нарушения такого порядка к ним принимались меры по восстановлению законности и привлечению нарушителей к определенным мерам ответственности. Следовательно, сущность прокурорского надзора в обобщенном виде можно охарактеризовать как обеспечение режима законности и правопорядка в обществе.
Критерии разграничения понятий контроль и надзор, исходя из их существенных признаков. Так, контроль характеризуется следующим:
1) осуществляется только в отношении органов и лиц, находящихся в подчинении;
2) в процессе осуществления проверочных полномочий контролирующие органы имеют право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта. Примером отмеченного служит правомочие должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на принятие мер по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, которая осуществляется с нарушением законодательных требований;
3) контроль предполагает оценивание деятельности контролируемого объекта не только по критерию законности, но и целесообразности;
4) должностные лица контрольных органов обладают полномочием на самостоятельное привлечение к ответственности нарушителей какой-либо сферы (санитарно-эпидемиологического благополучия населения, использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и других) .
Подводя итог, следует отметить, что повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти возможно только при последовательном продолжении усовершенствования законодательства как ключевого элемента в механизме контроля и надзора.
Необходимым также представляется проведение систематизации и регламентации административной ответственности за правонарушения в сфере контроля и надзора. Еще одним средством, повышающим эффективность контрольной и надзорной деятельности, послужило бы введение так называемых «надзорных каникул», когда ограничивается проведение плановых проверок при длительном отсутствии правонарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О Счетной палате Российской Федерации" // "Российская газета", N 77, 10.04.2013.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // "Парламентская газета", N 8, 18-24.02.2011.
4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
5. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА. № 4 (15). 2018. С. 1-8.
7. Беляев В.П. Контроль и надзор: проблемы разграничения // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 4 (77). – С. 199–207.
8. Крылова Д.В. и др. Регуляторные и коррупционные риски в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства: меры минимизации в условиях кризиса: Докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 62.
9. Методика исполнения плана мероприятий (дорожной карты) по реализации механизма "регуляторной гильотины". URL: https://knd.ac.gov.ru/wp-content/uploads/2019/09/method.pdf (дата обращения: 05.04.2022)
10. Минин В.В. Анализ новой системы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 68 - 72.
11. Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика 3 (41) 2017. С. 202-211.
12. Осинцев Д.В. Административное право: учебник для бакалавриата и магистратуры. Екатеринбург, 2017.
13. О реформе // Портал реформы контрольной и надзорной деятельности. URL: https://knd.ac.gov.ru/about/ (дата обращения: 04.04.2022)
14. Плаксин С.М. и др. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад - 2019. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 50.
15. Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: Моногр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 42.
16. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Нормативные правовые основы и виды государственного контроля и надзора в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):221–3. С. 221-223.
17. Уманская В.П. Модернизация системы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сб. ст. по мат. ежегодной Всерос. науч.-практич. конф. ("Сорокинские чтения"), 23 марта 2018 г. / Под общ. ред. Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С. 40 - 41.