Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня телевидение является одним из ключевых видов СМИ. По данным социологических опросов каждый россиянин имеет возможность смотреть программы федеральных каналов, как по телевизору, так и в интернете.
Однако проблема состоит в том, что сегодня социологи отмечают резкое нарастание агрессии, озлобленности индивидуализации в обществе. Людям не6 интересны чужие проблемы и переживания. Особенно если такой рассказ сопровождается просьбой дать денег.
Социальная журналистика как таковая сегодня переживает не самые лучшие времена. Нет, они имеют возможность выходить в эфир, давать свой материал, но привлекательность этих материалов остается сравнительно не большой.
Большой помощью в развитии социальной темы стало привлечение государства. Государство ввело дополнительные меры поддержки компаниям, занимающимся благотворительной помощью, организующим сбор мусора, проводящим экологические акции и т.д.
В этом отношении сразу отметился интересный парадокс. Если материал о деятельности социального проекта сопровождается какими-то скандальными моментами, то он сразу же становится интересен зрителям. Особенно если такой материал проходит в блоке криминальных новостей или в теме специальных программ посвященных борьбе с преступностью или социальной не справедливостью.
Самый яркий пример такого разделения внимания аудитории – это история социального проекта «Дом маяком». Этот проект был для помощи детям с ОВЗ. Фактически это бы приют, в который собирали всех отказников с ОВЗ, а так же взрослых которым была нужна помощь и уход.
Деятельность этого центра прошла бы незаметно, если бы не ряд скандалов. Во-первых, центр проверяла прокуратура в связи с потерей ампул с наркотическими обезболивающими веществами. Во-вторых, директор этого центра способствовала скорой гибели мальчика Алеши с серьезным нарушением работы нервной системы.
До этого мальчика через суд руководство «Дома с маяком» отсуживало у детского дома. Дале в течении нескольких лет на всю страну показывались ролики о том, как Алеша свои последние годы проводит отдыхая на море, слушая танцевальные постановки рамках «звезды на льду» и т.д.
К сожалению, эта активность мальчика и убила. Государственные врачи хором утверждали, что вся эта активность не только не помогает, а вредит мальчику. В условиях спокойного нахождения в стационаре без резких звуков мальчик мог бы прожить 5 – 10 лет. В «Доме с маячком» он прожил только 2 года. А. Пиманов в программе «Человек и закон» поэтому поводу спросил, «разве так можно?».
Сегодня социальная тема в журналистике остается в зачаточном состоянии. На Первом канале выходит программа «Мужское и Женское». Однако ее популярность связана скорее не с темами, которые поднимаются, а ее форматом – ток-шоу, а так же жесткостью и скандальностью ведущих. А. Гордон благодаря этой программе вошел в рейтинг самых жестких ведущих на телевидении.
Цель исследования – выявить особенности проблемы качества подачи социальной информации в телевизионном эфире.
Объект исследования – социальная информация.
Предмет исследования – Проблема качества подачи социальной информации в телевизионном эфире.
Задачи исследования:
1. Дать определение социальной информации.
2. Дать характеристику социальному телевидению.
3. Выявить особенности подачи социальной информации на телевидении.
4. Выявить перспективы развития социального телевидения.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗЕНТАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ЭФИРЕ
1.1. Телевизионный контент: разнообразие форм и методов подачи социальной информации
Социальная информация – это те сведения и сообщения, которые передаются в процессе общения. Это совокупность эмоциональных и иных воздействий, передаваемых участниками коммуникационного процесса. Это знания и эмоциональные посылы, передаваемые людьми последующим поколениям.
Существуют различные каналы передачи подобных сообщений, несущих просветительную и образовательную функции. Например, наиболее ярко невербальные социальные сообщения передаются посредством традиционной культуры. В современном обществе важным каналом обмена такими данными являются средства массовой информации.
Понятия «информация» и «социальная информация» неразрывно между собой связаны. Только, в отличие от первой, являющей собой знания об обществе, вторая отличается своей динамичностью и в полной мере отражает процессы, происходящие при социальной коммуникации.
В процессе эволюционного развития общества произошло усложнение структурной части социальной информации. Если раньше поведение человека регулировалось выработанными поколениями генетическими знаниями, то в настоящее время общество предпочитает оперативную информацию, отличающейся своим многообразием и оперативностью.
С точки зрения социального назначения информацию данного типа можно классифицировать на следующие виды:
• специальная;
• массовая.
Другой способ деления основан на том, при помощи какого способа она отражается в сознании человека. Различают эстетическую и логическую составляющие социальной информации.
Помимо этого, существуют виды социальной информации, основанные на чувственном восприятии поступающих к человеку данных от окружающего мира. В соответствии с этим различают тактильный, аудиальный, вкусовой и другие виды.
Социальная информация ‒ это данные, которые нуждаются в периодическом сборе и систематизации. Например, социальная информация может быть получена следующими методами: наблюдение; анкетирование; анализ; экспертный опрос; социальный эксперимент и др.
Наибольшее распространение получил метод социологического наблюдения, подразумевающий проведение опросов, анкетирование и взятие интервью. Данные методы позволяют получить максимально актуальные, надежные и достоверные сведения.
Сбор данных является важным этапом любого социологического исследования. При этом сбор социальной информации осуществляется комплексно, с применением сразу нескольких методов.
Например, анализ документов является традиционным и достаточно надежным методом, который часто выступает в качестве формализованного и дополнительного способа получения нужных социологических данных. Универсальным и часто используемым методом является опрос, который может проходить в форме прессового или раздаточного анкетирования, в форме стандартизированного интервью, а также свободного, лишенного формальностей интервью.
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации, который осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования.
Социальная информация – это все накопленные знания о мире, которые используются человечеством в самых различных сферах их жизнедеятельности. Отсюда можно выделить следующие функции:
• научно-познавательная;
• идеологическая;
• управленческая;
• коммуникативная и др.
Каждая из этих функций строго специфична, однако целесообразно рассматривать их в комплексе. Некоторые пары функций неразрывно связаны между собой, как, например, коммуникативная и управленческая.
Примечательно, что социальная информация никогда не перестает быть ценной. Даже в том случае, если теряется ее актуальность, она остается незаменимым источником различных исторических фактов.
Социальная информация – это прекрасная возможность хорошо ориентироваться в окружающем каждого человека реальном мире, а также максимально объективно эту реальность воспринимать. Возможность наблюдать за окружающей обстановкой и принятыми в том или ином коллективе нормами дает возможность индивиду правильно ориентироваться в окружающей обстановке, а также строить свое поведение таким образом, чтобы оно органично вписывалось в уже существующие правила.
Человек получает необходимую для него информацию при помощи различных социокультурных институтов, в качестве которых могут выступать: семья, образование и средства массовой коммуникации. Семья выступает в качестве первого социокультурного института, откуда человек получает самое первое представление об окружающем его мире. Поэтому сложно переоценить роль семьи в формировании и передаче социальной информации последующим поколениям.
Телевидение и интернет позволяют получать самые различные знания о мире и о нормах коммуникации в нем. Наконец, образовательно-просветительные институты, а также система непрерывного образования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Социальное телевидение в России. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Социальная журналистика. Перспективы развития. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Социальная журналистика. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Социальная журналистика. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Подача социальной информации в СМИ. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Социальная информация. Российские и мировые тренды подачи. – Ярославль: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Социальная информация и социальная журналистика на телевидении. Перспективы развития. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Социальная журналистика на российском телевидении. Актуальные проблемы. – Владивосток: ИД Полис, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Социальная информация. Тренды продвижения на российском телевидении. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Социальная информация и социальная журналистика в СМИ. Справочник журналиста. – Калининград: ИД БалтПринт, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Социальная информация и социальная журналистика в СМИ. Достоинства и недостатки. – Хабаровск: Фортуна, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Социальная информация и социальная журналистика на телевидении. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Социальная информация и социальная журналистика в российских и зарубежных СМИ. – Белгород: Вектор, 2020 – 528 с.