Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы выбранной курсовой работы обусловлена высоким значением таможенного регулирования и организации таможенных операций. Процессы таможенного регулирования приобрели дополнительную значимость в связи с масштабированием туристических и миграционных потоков через таможенные границы.
Незнание операций таможенного регулирования, который предполагает применение таких форм, как получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, личный таможенный досмотр, а также декларирования перемещаемых ими товаров для личного пользования, может вызвать серьезные проблемы и нарушение принятых стандартов. Соответственно, выбранная тема курсовой работы является актуальной и значимой для дальнейшего изучения.
Объект курсовой работы – таможенный контроль.
Предмет – изучение сущности и содержание таможенного регулирования.
Цель курсовой работы – осуществить анализ сущности и содержания таможенного регулирования, выделить возможные перспективы его развития.
Предмет, объект и цель курсовой работы определили необходимость выполнения следующих задач:
- описать историю и этапы формирования таможенного регулирования;
- изучить понятие, суть, цели и задачи современного таможенного регулирования;
- проанализировать процесс таможенного регулирования;
- рассмотреть уровни и цели таможенного регулирования;
- определить перспективы внедрения обновленной концепции таможенного регулирования.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ; классификация и синтез; сравнение и обобщение.
Теоретические и методологические основы исследования заимствованы из трудов следующих авторов: А. Н. Клейменова, В. С. Куракин, Т. А. Матвеева, С.В. Мозер, С. А. Новикова и др.
Практическая значимость работы заключается в анализе сущности и содержания таможенного регулирования, а также выделении возможных перспектив его развития. В дальнейшем информация из данной работы может быть использована студентами для дальнейшего изучения и практического применения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы изучено понятие и суть таможенного регулирования. Во второй главе – проведен анализ процесса таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности В третьей – проанализированы пути развития таможенного регулирования на современном этапе.
1. ПОНЯТИЕ И СУТЬ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 История и этапы формирования таможенного регулирования
Зарождение таможенного дела на Руси относят к середине IX века. Данному обстоятельству способствовали появление государственности у славян – Киевской Руси и активная торговая деятельность: славяне сами активно торговали, кроме того, через территорию Киевской Руси пролегал путь «из варяг в греки» .
Характер управления определялся тем, что таможенное дело Руси в указанное время не было еще самостоятельным инструментом государственного регулирования в полном смысле слова, скорее, наоборот – чисто политическим средством (в основном – военным). Выходящее на мировую арену молодое русское государство пыталось отстаивать свои интересы в этой сфере. Границы стабилизируются, и внутри них идет дальнейшее развитие производительных сил, вызревают новые отношения, новые сферы и виды деятельности. Усложнение общественных связей, дальнейшая специализация по вновь возникающим и развивающимся видам деятельности неизбежно приводит к возникновению таможенного дела и выделению лиц, занимающихся этой деятельностью.
К настоящему времени сохранилось немного свидетельств, позволяющих составить цельное представление о содержании и характере таможенного дела в Древней Руси. В тот период его отличал преимущественно частноправовой характер. Иными словами, таможенные сборы взимались с торговцев или путешественников не верховной властью, а непосредственными землевладельцами – боярством и монастырями по их собственному произволу: за содержание дорог или рынков, за позволение проезжать по дорогам или останавливаться на рынках.
Объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины с иностранцев. Интересы пополнения казны заставляют центральную власть принимать большее участие в управлении таможенным делом. Именно казна в силу своих функций положила начало приказного аппарата нового русского государства.
В 1554–1555 гг. из состава казны выделился Приказ Большого прихода (впервые упоминается в 1573 г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства, он осуществлял управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин и т.д. Так начиналось таможенное дело на Руси.
В дальнейшем можно отметить, что совершенствование управления таможенным делом в ходе истории шло по нескольким направлениям, представленным на рис.1.1.
Рис.1.1. Направления совершенствования управления таможенным делом в ходе истории России
В определении таможенной политики ведущую роль долгое время играли руководители страны. Особенно это характерно для XII-начала XIX вв., когда демократические институты общественного участия в государственном управлении не получили еще должного развития. Очередная смена власти, как правило, означала смену курса. Наиболее ярко эта тенденция проявилась после смерти Петра I, когда его явно выраженная протекционистская политика была признана неэффективной и ее заменили на достаточно мягкую либеральную. То есть, так или иначе, вставал вопрос об эффективности инструментов таможенной политики, а именно – достижении целей .
Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.
Для иллюстрации принципов демократического централизма, обратной связи и единоначалия достаточно посмотреть на организацию таможенной службы к концу XIX в. Так, таможня действовала по существу как коллегиальное учреждение (принцип обратной связи), при этом входила в единую систему таможенных органов с подчинением центральному –Департаменту таможенных сборов Министерства финансов (принцип единоначалия) имела полномочия принимать решения, например, по вопросам применения таможенного тарифа (принцип демократического централизма).
1.2 Понятие, суть, цели и задачи современного таможенного регулирования
Термин «таможенное регулирование» вошел в обиход относительно недавно. При этом до сих пор нет единого мнения, что под этим термином понимать. «Согласно одной точке зрения, что можно встретить даже в учебно-методической литературе, таможенное регулирование определяется как
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/(дата обращения: 02.04.2022)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.04.2022)
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 02.04.2022)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.04.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 02.04.2022)
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.04.2022)
6. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/10101361 (дата обращения: 02.04.2022)
7. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021 от 352-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/(дата обращения: 02.04.2022)
8. Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 194н «Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362315/ (дата обращения: 02.04.2022)
9. Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 № 1555 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/789537 (дата обращения: 02.04.2022)
10. Приказ ФТС России от 01.02.2016 № 350 «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142801/5b609482cfcdacf9359330d0ffd40ab86ae49386/ (дата обращения: 02.04.2022)
11. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348846/ (дата обращения: 02.04.2022)
12. Приказ ФТС России от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 № 52242). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307703/ (дата обращения: 02.04.2022)
13. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/(дата обращения: 02.04.2022)
14. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (ред. от 25.01.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178556/#:~:text=Решение%20Коллегии%20Евразийской%20экономической%20комиссии,экономического%20союза%20минерального%20сырья%22%2C%20%22Положением (дата обращения: 02.04.2022)
15. Баландина Галина Владимировна, Синельников-Мурылев Сергей Германович, Пономарев Юрий Юрьевич, Точин Андрей Владимирович Таможенное администрирование в России: направления совершенствования // Экономическая политика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tamozhennoe-administrirovanie-v-rossii-napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обращения: 02.04.2022).
16. Гавриков, И.В. Таможенная служба как вид государственной службы: Учеб. пособие / И.В. Гавриков. – Самара, 2018. – С.43
17. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев, К. О. Староверова, Т. С. Кудрявицкая; под общей редакцией А. П. Джабиева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 489 с.
18. Дорожкина Т.В., Лазарев Г.И. О современных аспектах осуществления таможенного контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-aspektah-osuschestvleniya-tamozhennogo-kontrolya (дата обращения: 02.04.2022).
19. Клейменова, А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : практическое пособие / А. Н. Клейменова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.61
20. Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81757/ (дата обращения: 02.04.2022)
21. Макрусев В.В., Сологубов А.Е. Таможенный менеджмент. Учебник. М. Дашков и К. 2018. С. 11. URL: https://макрусев.рф/wp-content/uploads/2018/01/Учебник-Таможенный-менеджмент-.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
22. Матвеева, Т. А. Таможенное право: учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 224 с.
23. Мозер С.В. Совершенствование правового института цифровой таможни: анализ модели зрелости ВТамО // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 2. С. 234–242. URL: http://customs-academy. net/wp-content/uploads/2019/05/001_14.04.19_Mozer-Sergei._Matutity-Model.pdf (дата обращения: 02.04.2022)
24. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 376 с.
25. Ноздрачев, А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. – 2017. – №9. – С. 34-
26. Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник и практикум для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 276 с.
27. Сенотрусова, С. В. Таможенный контроль товаров и транспортных средств: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 158 с.
28. Современные технологии регулирования внешнеэкономической деятельности и развития таможенного менеджмента в Российской Федерации: учебное пособие / И.В. Бородушко, И.С. Кокорин, Е.С. Янковская; под общ. ред. И.В. Бородушко. Москва:РУСАЙНС, 2020
29. Стратегическое руководство в области информационных технологий Всемирной таможенной организации. Передовой опыт таможенных служб третьих стран по переходу к цифровой таможне. ЕЭК. Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики. 2018. С. 3–7. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/обзор_2018.pdf (дата обращения: 02.04.2022)
30. Янковская Е. С. Целевые стратегические ориентиры и новые технологии как основа реформирования управления таможенной деятельностью // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. №4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevye-strategicheskie-orientiry-i-novye-tehnologii-kak-osnova-reformirovaniya-upravleniya-tamozhennoy-deyatelnostyu (дата обращения: 02.04.2022).