Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Включение в 2020 г. в ст. 75 Конституции Российской Федерации пункта 7, закрепляющего принцип адресности социальной поддержки граждан как элемента социальной модели Российского государства, обусловливает потребность осмысления его конституционного содержания, определяющего векторы конкретизации социального законодательства.
Традиционно категория «социальная поддержка» рассматривается как часть социальной политики и как обязанность государства. Используемая в Конституции РФ конструкция «адресная социальная поддержка граждан» подразумевает, как представляется, поддержку не только граждан Российской Федерации, но и всех остальных категорий населения (иностранцев, лиц без гражданства) в той части и на тех условиях, как это обозначено социальным законодательством Российской Федерации. Данная трактовка основывается, во-первых, на положениях ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, где определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Речь в данном случае идет о каждом человеке, а не только о гражданах России. Во-вторых, базисной для толкования субъектов адресной социальной поддержки является также ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому (а не только гражданам РФ. - Прим. авторов) гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная поддержка граждан формируется исходя из принципов справедливости, обоснованности, адресности, нуждаемости и др. Вместе с тем данные принципы являются предметом дискуссий , и среди них нам представляется особо актуальным вопрос об определенности в содержании принципа адресности социальной поддержки. Как отмечено в письме Роспотребнадзора от 25 января 2016 г. № 01/680-16-32, предоставление мер социальной поддержки исходит из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости .
Именно адресность позволяет обеспечить необходимую помощь и социальное равновесие . Адресные социальные программы поддержки населения направлены на сокращение количества граждан, находящихся за чертой бедности, а также на оказание помощи им в случае падения уровня доходов. Другими словами, адресность подразумевает предоставление пособий и социальных благ нуждающейся части населения .
Исходя из этого, цель данной курсовой работы заключается в исследовании порядка осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан.
В соответствии с данной целью необходимо представить задачи курсовой работы:
- установить понятие ежемесячной денежной выплаты и порядок обращения за ее назначением ;
- выделить категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной выплаты;
- рассмотреть порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, случаи изменения ее размера ;
- обозначить набор социальных услуг, его структура, порядок отказа.
Объектом курсовой работы является изучение общественных отношений, которые складываются в процессе формирования порядка осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан.
Предметом курсовой работы выступает совокупность средств и методов правового регламентирования, которые сформировались в процессе изучения выше обозначенных отношений.
В процессе работы применялись, такие методы исследования как анализ, синтез, моделирование, аналогия, дедукция, и обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ВЫПЛАТ
1.1 Понятие ежемесячной денежной выплаты, порядок обращения за ее назначением
Мерами социальной поддержки населения в РФ являются выплата пенсий, пособий, компенсаций, предоставление субсидий, налоговых льгот, оказание социально-бытовых услуг .
В Российской Федерации функционирует единая государственная информационная система социального обеспечения, которая, в частности, содержит информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в РФ за счет бюджетных средств (ч. 1 ст. 6.9 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ; Состав информации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 ).
Реализуемый в нашей стране комплекс мер социальной поддержки населения представлен следующими группами .
1.Обязательное социальное страхование:
- обязательное пенсионное страхование (в том числе выплата пенсий по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, а также доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников организаций угольной промышленности);
- обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в частности, выплата пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам), от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
2.Государственное пенсионное обеспечение (в частности, выплата пенсий за выслугу лет, социальных пенсий).
3.Социальная помощь (поддержка):
- государственная социальная помощь (в частности, предоставление набора социальных услуг или замена его денежным эквивалентом, социальные доплаты к пенсии, помощь в натуральной форме);
- социальные пособия и другие выплаты, носящие характер дополнительной материальной помощи (доплаты, стипендии и др.);
- субсидии (в частности, на оплату жилья и коммунальных услуг);
- компенсации и компенсационные выплаты (в частности, ежемесячные денежные выплаты, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, стоимости приобретенного технического средства реабилитации);
- льготы (например, внеочередное обеспечение жилыми помещениями, ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования, освобождение от уплаты транспортного налога, льготы по уплате НДФЛ, земельного налога, налога на имущество физлиц).
4.Социальное обслуживание, в рамках которого гражданам оказываются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-психологические услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основная литература
1. Демидова И. Анализ споров по профзаболеваниям военнослужащих // Трудовое право. 2020. № 3. С. 25 - 35.
2. Журавлева А.В. Адресность социальной поддержки российского населения // Научные записки Орел ГИЭТ. 2018. № 3(27). С. 69 - 74.
3. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2022.
4. Манукиян Е. По соцконтракту можно будет собрать ребенка в школу // Российская газета. 2020. 23 июля. Рубрика «Общество». URL: https://rg.ru/2020/07/23/po-sockontraktu-mozhno-budet-sobrat-rebenka-v-shkolu.html, дата обращения 01.04.2022.
5. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. № 10(238). С. 23.
6. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность / Под ред. к. э. н. В. Назарова и А. Пошарац. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. 144 с.
7. Чиркин В.Е. Конституционное регулирование социальных отношений как фактор устойчивого развития общества // Государство и право. 2017. № 10. С. 25.
8. Чиркин В.Е. Социальный гуманизм в конституционном праве // Гуманистический фактор в современном праве: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. С. 53 - 59.
9. Эксперты утверждают, что на основе комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России около девяти миллионов малоимущих семей и одиноких граждан смогут улучшить свое материальное положение при помощи социального контракта к 2024 г. // Российская газета. 2020. 23 марта. URL: https://rg.ru/2020/03/23/reg-sibfo/kak-socialnyj-kontrakt-pomogaet-semiam-preodolet-bednost.html, дата обращения 02.04.2022.
10. Электронный ресурс: Официальный сайт Росстата. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_103/Main.htm, дата обращения 30.03.2022.
2. Нормативно-правовые акты и материалы практики
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 02.04.2022.
12. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. - 16.01.1995. - № 3. - Ст. 168.
13. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
15. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - № 2. - Ст. 128.
16. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 06.12.2021, с изм. от 23.12.2021) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 01.04.2022.
17. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1416.
18. Указ Президента РФ от 11.03.2020 № 180 «О дополнительных мерах социальной защиты некоторых категорий граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 16.03.2020. - № 11. - Ст. 1530.
19. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 01.12.2021) «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения») // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2021. - № 35. - Ст. 6282.
20. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2022. - № 5. - Ст. 789.
21. Распоряжение Правления ПФ РФ от 12.07.2018 № 352р (ред. от 17.12.2020) «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 02.04.2022.
22. Письмо Роспотребнадзора от 25.01.2016 № 01/680-16-32 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 02.04.2022.
23. Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (утв. Минтрудом России) // Электронный ресурс: сайт http://www.pfrf.ru по состоянию на 31.03.2022.
3. Дополнительная литература
24. Антонова Н.В., Волкова Н.С., Путило Н.В. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2020. С. 172.
25. Журавлева О.О. Финансовая поддержка людей и экономики: принцип всеобщности принцип адресности // Финансовое право. 2020. № 9. С. 7 – 11.
26. Проблемы Общей части права социального обеспечения / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. 416 с.
27. Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Принцип адресности социальной поддержки: содержание и особенности // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 39 - 44.