Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В костюме, как в зеркале, отражаются занятия наших предков: земледельцев или скотоводов; торговые пути и климат; идеалы религии и красоты; социально-экономические условия и контакты с другими народами.
Национальный костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его носителя, его возрасте, характере, социальном статусе, эстетических вкусах. Он также является воплощением народного представления об идеальном образе своей нации. Всегда национальный костюм сочетал в себе силу традиций, нравственных норм, историческую память народа с естественным человеческим стремлением к новизне и совершенству.
Народный костюм, аккумулируя в себе опыт целой этнической общности, носит ярко выраженный этнический характер. Его основополагающие элементы, как правило, являются общими для всех членов этой общности, различия же социального характера касались обычно лишь качественной стороны материалов, используемых для изготовления костюма.
Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар и башкир. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.
В костюмах башкир и татар наблюдаются некоторые схожие моменты, но и некоторые совершенно отдельные уникальные элементы, присущие только этим культурам. Что мы и попытаемся проанализировать данной работой.
Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя – узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла. Стиль как башкирского, так и татарского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Сукно домашней выделки, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани
Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.
Актуальность темы исследования: обусловлена тем, что народный башкирский и татарский костюм – важная часть традиционной культуры, а вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций, национальный костюм является неотделимым от культуры народным достоянием, накопленным веками и соединяет разные виды декоративного прикладного творчества.
Гипотеза исследования: без изучения культуры народов, в том числе и татарского, невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей и не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.
Цель: выявление особенностей татарского и башкирского костюма как части национальной культуры.
Задачи:
исследовать историю формирования татарского и башкирского национального костюма;
охарактеризовать составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, ювелирные изделия;
ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ ТАТАР
Татары – тюркоязычный народ, формирование и развитие которого происходило на просторах Евразии. Разделяют поволжских (казанских), астраханских, сибирских татар и отдельные субэтносы. Этноним «татары» упоминается как название народа, обитавшего в Прибайкалье в VI веке нашей эры. Предки современных татар вместе с другими тюркскими народами участвовали в Великом переселении народов. Они создавали государственные образования, такие как Великая Булгария (Болгария) в Приазовье (V век нашей эры), Великая Булгария в Поволжье (IX век).
Булгарские земли оказались в составе Золотой Орды в результате монгольских походов в XIII веке. Потом на этих же землях появилось Казанское ханство, Астраханское, Сибирское ханства и Ногайская Орда. В 1552 году московский князь захватил Казань, затем другие ханства. Так татары оказались в составе Российской империи.
Татарский костюм — это уникальная система народного художественного творчества, включающая в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы этой системы согласованы, сочетаются по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.
Классический традиционный комплекс татарского народного костюма сложился с середины XVIII века, но такой, каким мы его привыкли видеть сейчас – это XIX-ХХ в.в.
Различные детали оформления татарского костюма со временем постепенно меняются, реагируя на изменяющиеся художественные вкусы и тенденции развития одежды. Костюм становится более легким и практичным, избавляется от усложняющих его деталей. Исчезают такие традиционные элементы, как нагрудная перевязь — хаситэ, изю, покрывала на голову и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галлямова Л. Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002.-172 с.
2. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. – 384 с.
3. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова. – Уфа: Китап, 2003. – 267 с.: ил.
4. Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь-справочник/Автор-составитель С. Г. Синенко. Уфа. Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 1999. – 136с.
5. Хисаметдинова Ф. Г., Ураксин З. Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. Уфа: 2003. 280 с.Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: 1969.
6. Воробьев Н. И. Казанские татары. – Казань: 1953.
7. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья – Чебоксары: 1960.
8. Гулова Ф. Ф. Татарская национальная обувь. – Казань: 1983.
9. Историческая этнография татарского народа. – Казань: 1990.
10. Костюм народов Средней Азии. – М.: 1979.
11. Рудин Н. Г. Художественное оформление тканей. – М.: 1964.