Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий (далее УУД), что отражает в себе новый ФГОС НОО второго поколения в соответствии с фундаментальными целями образования. В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентрации – то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от доконвенционального уровня к конвенциональному. В образовательном процессе результаты личностных УУД формируются за счет реализации специальной программы духовно-нравственного воспитания и развития.
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины.
Младший школьный возраст является оптимальным для нравственного воспитания, так как это период активного развития социальных интересов, жизненных идеалов, период самоутверждения и становления личности человека. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.
Опираясь на выше указанные документы, можно сказать следующее, «Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств» [14, c. 64], таких как трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, эмпатию.
Одним из средств нравственного воспитания в младшем школьном возрасте выступает художественно-игровая деятельность. Основываясь на вышеизложенном, выявлено противоречие между необходимостью нравственного воспитания младших школьников в художественно-игровой деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Проблемой исследования в данном вопросе является: поиск наиболее эффективных средств и форм организации художественно-игровой деятельности младших школьников, направленных на нравственное воспитание.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы курсовой работы: «Методические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в художественно-игровой деятельности».
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: комплекс занятий по художественно-игровой деятельности направленный на нравственное воспитание младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной и методической литературы и иных источников рассмотреть проблему нравственного воспитания у детей младшего школьного.
2. Определить особенности развития нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности художественно-игровой деятельности в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание занятий художественно-игровой деятельности, направленные на нравственное развитие детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной, Ю.С. Григорьевой, Г.И. Чугаевой, Н.В. Микляевой, Д.В. Григорьева, П.В. Степанова в области нравственного воспитания младших школьников; исследования И.А. Зиминой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н.С. Карпинской, Л.П. Стрелковой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, И.Ф. Харламова по воспитательному потенциалу художественной литературы; психологические исследования Н.И. Болдырева, А.М. Виноградовой, А.В. Запорожца, А.З. Неверович, Л.П. Стрелковой, Г.А. Урунтаевой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по нравственному воспитанию осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; определялись особенности нравственного воспитания младших школьников; выявлялись возможности занятий по художественно-игровой деятельности в нравственном воспитании детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственного развития младших школьников..
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня нравственного развития у детей, разрабатывалось содержание комплекса занятий по художественно-игровой деятельности, направленного на нравственное развитие у детей. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы нравственного воспитания.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального школьного образования при разработке организационно-педагогических условий направленных на нравственное развитие детей. Также следует отметить практическую значимость разработанного комплекса занятий, который может использоваться во внеурочной деятельности.
База проектировочной работы:
В эксперименте приняли участие учащиеся 1 класса в количестве 22 человека.
Структура и объем курсовой работы: состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.
В настоящее время существует несколько подходов к определению нравственного воспитания, но прежде чем понять, что такое нравственное воспитание рассмотрим такие понятия как: нравственность, воспитание и нравственное воспитание.
Определение словаря практического психолога сводит нравственность по З. Фрейду к ограничению влечений, хотя очевидно, что любое ограничение и самоограничение должно иметь под собой какой-то осознанный и практический смысл [23].
Определение словаря конфликтолога А.Я. Анцупова напрямую соотносит нравственность с моралью, подразумевая их полную тождественность, хотя очевидно, что мораль имеет гораздо большее отношение к внешним формам поведения человека (социальному приличию), тогда как нравственность имеет гораздо большее отношение к внутренним установкам человека (направленности совести и воли) [6, c. 29].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - Москва, 2012. - № 2. - С. 225-326.
2. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Х.Т. Бозорова // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 458- 460.
3. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у младших школьников / Р.С. Буре, Г.Н Година. – Москва, Просвещение, 2015.
4. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. – 1997. – 96с.
5. Галицкая, И. А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // Педагогика 2010 №10.
6. Гербарт, И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Г.П. Вейсберга. – Москва : Гос. Учеб. - пед. изд-во Наркомпроса РСФСР. – 1940. – 290 с
7. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург, 2013.
8. Гранатов, Г.Г. Диалектический метод в психолого-педагогических исследованиях / Г.Г. Гранатов // Вестник МаГУ. – 2000. – №2. – С. 186-191
9. Григорович, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. - Москва, 2014.
10. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у младшего школьника / А.В. Запорожец. - Москва, 2012.
11. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания младших школьников / И. Зимина. - 2012. - № 6.
12. Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей / Н.С. Карпинская. - Москва: Педагогика, 2014. – 151. - с. 20
13. Комплект диагностических методик по оценке духовнонравственного развития младших школьников сельской школы: метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов школы, а также родителей / сост. Н.В. Наконешнюк. Прокопьевский район, 2015. - 101 с
14. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – Москва : Просвещение, 2010.
15. Развитие социальных эмоций у детей: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. Науч.-исслед. Инт школьного воспитания Акад. пед. наук СССР.- Москва : Педагогика, 2012. - 176 с.
16. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. - Москва : Покров, 2004. 55с.
17. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка : Эмоциональное развитие школьника / Л.П. Стрелкова. - Москва, Просвещение, 2012.
18. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у школьников: Автореферат / Л.П. Стрелкова. - Москва, Просвещение, 2012.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва, 2015.
20. Титова, В.В. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс] / В.В. Титова // Концепт : науч. – метод. электронный журнал, 2013. - Т.3. - С. 2311–2315. URL: http://ekoncept.ru/2013/53465.htm (дата обращения 20.05.2022).
21. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – Москва : 2010. - Т. 2.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
23. Штольц, Х., Рудольф, Р. Как воспитывать нравственное поведение : кн. для учителя, пер с нем. / Х. Штольц, Р. Рудольф. - Москва : Просвещение, 1996, - 380 с
24. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва : Педагогика. – 1989. – 234 с.
25. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2013. - № 4 - С. 24-29.