Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная цель практической деятельности преподавателей ИЯ в соответствии с содержанием целей языкового образования определяется как создание условий для формирования у студентов навыков и умений межкультурной коммуникации, которая невозможна без умения слушать и понимать звучащую иноязычную речь. Важность аудирования определяется тем, что данный вид речевой деятельности является безусловным «лидером», поскольку, по данным [1], люди слушают 45% времени, говорят - 30%, читают - 16%, пишут - 9%.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали незаменимым средством общения для огромного количества людей в XXI в. По данным всемирного центра интернет-статистики [2], почти 3,5 млрд человек являются пользователями сети Интернет; это говорит о том, что практически каждый третий житель планеты использует ИКТ как средство для осуществления профессионального и личного общения (данные на ноябрь 2015 г.). Заметной тенденцией в развитии современного социума является его активная ориентация на развитие глобальной компьютерной сети Интернет и ее использование для образовательных целей. Это открывает по истине неограниченные возможности для совершенствования образовательной системы. Информатизация образования оказывает значительное влияние не только на содержание, но и на организацию учебно-методической деятельности преподавателя [3]. Особенно важным является активное использование ИКТ в учебном процессе, поскольку оно ведет к переосмыслению и новому пониманию дидактического процесса, а также к установлению новых принципов обучения, и существенно влияет на формирование содержания образования [4].
За последние годы информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) приобрели большую популярность и внедряются в образовательный процесс многих учебных заведений. С помощью ИКТ организаторы образовательного процесса имеют возможность создавать и использовать электронные образовательные ресурсы для повышения его эффективности и качества.
Проблемы использования ИКТ и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в высшей школе рассматривалась в трудах В. Ю. Быкова, А. М. Гуржия, М. И. Жалдака, Л. А. Карташовой, В. В. Латышского, А. Ф. Манако, Н. В. Морзе, С. А. Сысоевой, А. В. Спиваковского, А. М. Спирина и др.
Возможности современных информационных технологий в процессе обучения раскрывают новые горизонты в украинском образовании. Учитывая тенденции по уменьшению потенциальных абитуриентов дневной формы обучения, высшие учебные заведения (вузы) все чаще вводят заочную форму обучения (ЗФО), пытаясь выжить в условиях конкуренции за абитуриентов [1, с. 125]. Поэтому растущее стремление студентов получать качественное образование дистанционно вызывает общественную потребность обратиться к вопросу усовершенствования навыков аудирования у студентов. В условиях информационного настоящего именно дистанционное обучение (ДО) начинает пользоваться спросом среди студентов, поскольку позволяет современным студентам без помех получать качественное образование и осваивать свою специальность на расстоянии, экономя время на получение информации и получение соответствующей квалификации. Следовательно, проблема развития ДО является актуальной, поскольку совершенствование и повышение эффективности обучения будущих специалистов приобретает особо важное значение.
Цель исследования: описать отличительные особенности использования LMS Moodle для формирования вида речевой деятельности «аудирование».
Объект исследования: LMS Moodle в обучении английскому языку.
Предмет исследования: возможности LMS Moodle для формирования вида речевой деятельности «аудирование».
Задачи исследования:
1. Описать основные особенности Moodle (функции, технические аспекты, цели Moodle, для кого он создан);
2. Рассмотреть аудирование как способ обучения иностранному языку;
3. Охарактеризовать применение системы Moodle в обучении английскому языку;
4. Указать использование возможностей Moodle для аудирования.
1. Moodle как средство обучения
1.1. Основные особенности Moodle (функции, технические аспекты, цели Moodle, для кого он создан).
Внедрение ЭОР в образовательный процесс высшего учебного заведения (вуза) изменили деятельность как студентов, так и преподавателей, были выявлены новые возможности и новые ожидания относительно этих возможностей. На сегодня с развитием ИКТ преподаватели и студенты могут применять в образовательном процессе сервисы сети Интернет - электронная почта, электронные библиотеки, форумы, чаты и другие средства общения/взаимодействия; создавать виртуальные классы (Whiteboard, Breakout rooms, вебтур, вебинар), образовательные сайты, порталы, системы порталов и др.; использовать в образовательном процессе социальные Интернет-сервисы - социальные сети, социальные поисковые системы, блоги, ВікіВікі, закладки, виртуальные портфолио такие как Mahara и др., сетевые программные средства - карты знаний (mind map), средства создания презентаций (MS PowerPoint, Google Presentations, Prezi.com, SlideRocket, Spresent т. д), системные платформы дистанционного обучения (Moodle, LearningSpace и др.), приложения Google (Gmail, YruTube, Talk), облачные технологии и сервисы (Office Web Apps, Google Docs, Google Drive и др.) и др.
На сегодня для ВУЗов насущными являются задачи создания открытой и динамичной информационно-образовательной среды как структурно упорядоченной системы обучения, интегрированного средства накопления и реализации инновационного потенциала учебного заведения, который объединяет интеллектуальные, образовательные, информационные, организационные и технические ресурсы и способствует инновационному профессиональному росту субъектов обучения. Важным компонентом такой среды являются программные средства управления обучением (LMS, Learning Management System), которые в научной литературе мают разную название - программно-инструментальные платформы, системы дистанционного обучения, виртуальные учебные среды и др. Но суть одна, они созданы для организации, управления и сопровождения дистанционного обучения.
В период мирового финансового кризиса важным фактором выбора электронной платформы ее цена. Поэтому большинство ВУЗов РФ остановили свой выбор на бесплатных учебных платформах (Acollab, ATutor, COSE, DodeboLMS, Dokeos, ELEDGE, Ganesha, ILIAS, LAMS, LON-CAPA, LRN, Moodle, OLAT, OpenACS, OpenCartable, Sakai, The Manhattan Virtual Classroom и др.). Осуществленный анализ К. Р. Колос свидетельствует, что система дистанционного обучения Moodle представляет собой удобную платформу для решения учебных задач в учреждениях последипломного образования и тем самым реализации принципа «образования в течение жизни» (Колос К. Р., 2011).
Moodle - это модульное объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) распространяется бесплатно, как Open Source- проект (лицензия GNU GPL), который позволяет копираты, использовать и изменять программный код
Система Moodle предназначена для организации и управления обучением в сетевой среде с использованием ИКТ технологий. Она надежна в эксплуатации, проста в использовании и администрировании, обеспечивает безопасность информации и ее передачу от преподавателя к студенту, осуществляет оценивание учебных достижений студентов, совместима со стандартным программным обеспечением. В своем базовом составе содержит более двадцати типов ресурсов и программных средств. Спроектированная согласно реализации методов коллективной деятельности субъектов обучения, реализует философию «педагогики социального конструктивизма» и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиційних дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения (Moodle, 2016).
Простой и эффективный интерфейс не требует специальных навыков по созданию электронных учебно-методических материалов. Значительное внимание уделено безопасности информации в учебной среде, установке паролей, обработке форм данных, хранению информации, формированию и поддержке в актуальном состоянии учетных записей пользователей, созданию контингентов академических групп, что дает возможность преподавателям записывать студентов на свои курсы целыми группами (Щербина, 2015).
Moodle переведена на десятки языков, в том числе и на русский. Система используется в 197 странах мира. Основными средствами, что позволяетют субъектам обучения общаться между собой, являются следующие: форум - средство off-line общения, общий для всех студентов, размещенный на главной странице платформы; электронная почта; обмен вложенными файлами с преподавателем; чат (chat) - средство для on-line общения между преподавателями и студентами; обмен личными сообщениями.
До базового ядра системы Moodle могут быть установлены дополнительные средства, которые могут быть полезными для преподавателей, например: мобильный Moodle - для записи видео и аудио файлов в Moodle; Rich media - для создания и просмотра мультимедийных презентаций в форматах flash и HTML5, OOHOO Pop-up Dictionary - средство, двойным кликом по слову открывает его статью в веб-словаре или Википедии и др. Главным разработчиком системы является Мартин Доугиамас (Martin Dougiamas) из Австралии. Этот проект является открытым и в нем участвует и внем количество других разработчиков. Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL или Microsoft SQL Server). Moodle может работать с объектами SCO и соответствует стандарту SCORM (Moodle, 2016).
Внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) - ТВ-технологий (трансляция лекций, семинаров), кейс-технологий (создание электронных средств обучения), Интернет-технологий (использование компьютерной сети для обеспечения обучающихся учебно - методическими материалами и для интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов) - позволяет